Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ОДИН ДЕНЬ В УНИВЕРСИТЕТЕ

Мигель Паласио: На прощание сын Фиделя попросил Патриарха благословить его крестик

Интервью

Большинство из пишущих сегодня о Фиделе Кастро знают о нем по книгам и СМИ. Мы же решили поговорить с человеком, лично встречавшимся с команданте. Впечатлениями о лидере кубинской революции с читателями «Правмира» поделился историк, публицист, руководитель Управления по общественным связям и протоколу Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия Мигель Паласио. Именно он выступил переводчиком во время последней встречи Святейшего Патриарха Кирилла с Фиделем Кастро.

– Сегодня много говорится об исторической роли и миссии Фиделя Кастро. Как бы Вы оценили его личность и заслуги с точки зрения историка, специалиста по Латинской Америке?

Мне трудно говорить о Фиделе как о политике, все-таки я занимаюсь религиозными и культурными вопросами, и сквозь эту плоскость смотрю на историю и современное положение Латинской Америки. Но нельзя не отметить, что при всей спорности идеологических взглядов Фиделя, он и сегодня очень популярен. О нем много говорят, спорят, как правило, либо резко со знаком плюс, либо резко со знаком минус. Вне всяких сомнений, это самый крупный и выдающийся государственный деятель латиноамериканского региона прошлого столетия. Неслучайно многие журналисты и эксперты сейчас пишут, что именно с его смертью ХХ век окончательно закончился.  

До прихода к власти Фиделя Куба была зависимой экономически, политически и психологически от США республикой, островом для развлечений иностранцев. После революции 1959 года эта небольшая страна обрела правительство, отражающее национальные интересы. Более того, мнение кубинских властей стало заметным в обсуждении международных вопросов, а Фидель Кастро превратился в фигуру мирового масштаба. Он – человек-символ для многих поколений.

Кубинская революция дала толчок к созданию в 60-70-х годах партизанских организаций во многих странах Латинской Америки – Колумбии, Перу и других. Современная Куба внесла существенную лепту в завершение самого давнего внутригосударственного конфликта в истории Западного полушария – вооруженного противостояния между правительством Колумбии и так называемыми Революционными вооруженными силами Колумбии, длившегося более полувека. Совсем недавно в Гаване колумбийский президент и глава РВСК, по результатам трехлетних переговоров, пришли к согласию по тексту мирного соглашения, торжественно подписанному в столице Колумбии Боготе 24 ноября, за день до смерти команданте. В своем соболезновании в связи с кончиной Кастро президент Колумбии Хуан Мануэль Сантос подчеркнул, что Фидель сыграл важную роль в урегулировании гражданского противостояния (в котором пострадала в разной степени каждая колумбийская семья). Кстати, российские власти официально выражали поддержку переговорам об установлении мира на родине Габриэля Гарсиа Маркеса.  

– Бесспорна заслуга Фиделя Кастро в появлении русского православного храма в Гаване. Повлияла ли его позиция на православную миссионерскую деятельность на Кубе и в Латинской Америке?

– История Казанского храма в Гаване началась со встречи Фиделя с митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом в ноябре 2004 года, во время второго визита тогдашнего председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата на Кубу (первый состоялся в 1998 году). Будущий Святейший Патриарх перед встречей планировал поднять вопрос о возведении в Гаване храма Русской Церкви. Интересно, что митрополит Кирилл, обладающий несомненным даром оратора и дипломата, а также способностью убеждать собеседника, настолько впечатлил Фиделя рассказом о Русской Православной Церкви, о ее роли в жизни российского общества, что к концу встречи Фидель сам предложил построить в Гаване православный храм как «памятник российско-кубинской дружбе».  Более того, команданте заявил, что будет «комиссаром этой стройки».

Фидель предоставил будущему Святейшему Патриарху возможность выбрать место строительства храма. Святейший, как он впоследствии вспоминал, сказал, что не знает Гаваны, после чего на помощь пришел Эусебио Леаль – главный историк Гаваны (он имеет немалый общественный и политический вес на Кубе). По совету господина Леаля был выбран небольшой участок земли в Старой Гаване, исторической части города, где находятся основные культурные и исторические достопримечательности. На этом участке и начали строить храм.

На той же судьбоносной встрече митрополит показал команданте заранее подготовленные грамоты о возведении храма на русском и испанском языке, которые он планировал заложить в основание храмового здания. Под грамотами была поставлена подпись владыки Кирилла. Кубинский лидер внимательно изучил документ и тоже подписал обе грамоты. По просьбе Фиделя грамота, составленная по-испански, осталась у него.

Строительство заняло четыре года. Кубинское государство вложило свои средства и усилия в то, чтобы вблизи моря, на набережной Малекон появился пятиглавый белокаменный храм в древнерусском стиле – невиданное доселе на Кубе творение архитектуры. Фидель не застал в качестве главы государства и в добром здравии окончание строительства храма. В августе 2006 года, буквально за несколько дней до 80-летия, ему была сделана тяжелейшая операция на кишечнике, после которой он так и не смог оправиться. Через два года команданте официально передал бразды правления своему младшему брату Раулю, много лет возглавлявшему министерство обороны Кубы.

Казанский храм был освящен в октябре 2008 года, в ходе Дней России в Латинской Америке, в которых делегация Русской Православной Церкви во главе с митрополитом Кириллом сыграла ключевую роль. На освящении присутствовал Рауль Кастро, другие представители руководства Кубы.

Символично, что впервые после длительного перерыва архиепископ Гаваны и примас Кубы кардинал Хайме Ортега встретился с главой Кубы Раулем Кастро на освящении русского православного храма. (Когда в 1961 году кубинская революция была провозглашена социалистической, произошло резкое охлаждение в отношениях правительства под руководством Фиделя Кастро и иерархии Католической Церкви Кубы, сохранившееся надолго.)

В рамках своего третьего визита в Гавану митрополит Кирилл вручил Раулю орден святого благоверного князя Даниила Московского, а Фиделю передал орден «Слава и честь» – вторую по старшинству награду Русской Православной Церкви, которой к тому времени были удостоены только Святейший Патриарх Алексий II и Владимир Путин. Фидель тогда чувствовал себя не очень хорошо, но, тем не менее, встретился с митрополитом Кириллом и поздравил его с открытием храма.

Безусловно, личное расположение Фиделя к Русской Церкви способствовало укреплению ее позиций на Острове свободы. При Казанском храме действует культурный центр, где регулярно проводятся мероприятия. Настоятель храма приглашается на основные государственные мероприятия. Одним словом, Русская Православная Церковь заняла видное место в жизни кубинского общества.

В Казанском храме неоднократно бывал Рауль Кастро. В феврале этого года он находился там в течение всей Божественной литургии, которую возглавил Святейший Патриарх. Я помню, с каким вниманием он следил за происходящим. По окончании проповеди Патриарха Рауль подошел к Святейшему, и они троекратно обнялись.

Как вспоминал Святейший Патриарх Кирилл, Фидель рекомендовал президентам Венесуэлы (Уго Чавесу) и Эквадора (Рафаэлю Корреа) встретиться с иерархом Русской Церкви в рамках его тогдашней поездки в Латинскую Америку. Естественно, рекомендации Фиделя были встречены позитивно. Тогда же, в октябре 2008 года, в Каракасе будущий Предстоятель Русской Православной Церкви был тепло принят венесуэльским президентом.  Уго Чавес провел экскурсию по своей резиденции, показал домовый храм и был впечатлен подарком митрополита – иконой Пресвятой Богородицы.

Затем владыка Кирилл направился в Эквадор (хотя эта страна не входила в программу Дней России в Латинской Америке). В Кито только-только был создан русский приход, для становления которого визит председателя Отдела внешних церковных связей стал весомой поддержкой. Помимо богослужения в Свято-Троицком приходе, владыка встретился с президентом Корреа. Впоследствии Корреа дважды посещал Россию и оба раза запрашивал аудиенцию у Святейшего Патриарха Кирилла.

Во всем этом немалую роль сыграло слово Фиделя, его уважение к Русской Православной Церкви и лично к Патриарху Кириллу.

– В феврале 2016 года Вам посчастливилось присутствовать при исторической встрече Святейшего Патриарха Кирилла и Фиделя Кастро. Чем Вам запомнилось это событие? Какое впечатление произвел на Вас кубинский лидер?

– Это была очень запоминающаяся встреча. Меня всегда восхищала личность Фиделя Кастро. Благодаря Святейшему Патриарху я имел честь выступить его переводчиком на встрече с Фиделем. Когда Святейший приехал к дому Кастро – простому, особо ничем не выделяющемуся – у ворот его встретила супруга Фиделя, Делив. Она провела Святейшего в гостиную, где его уже ожидал команданте. Несмотря на слабость, Фидель встал и сердечно, по-дружески поприветствовал Предстоятеля Русской Церкви. В комнате находился также сын Фиделя и Делив, Алехандро, и кубинская пресса.

Беседа длилась не меньше часа. Фидель поделился со Святейшим своими последними изысканиями – изучением некоторых произрастающих в Латинской Америке растений, которые были бы очень полезны в медицине и экономике. Команданте показал на стоявший рядом столик, где лежала кипа распечаток статей из Интернета, газетных материалов, книг. Все эти публикации касались, судя по всему, тех самых растений, о которых он так увлеченно рассказывал. Отойдя от государственного управления, Фидель, помимо того, что следил за событиями на Кубе, размышлял о международных проблемах, писал для газеты «Granma» – самого читаемого кубинского издания, еще и изучал вопросы, никак не касающиеся политики и экономики.

Одной из основных тем беседы стала прошедшая накануне встреча Святейшего Патриарха с Папой Франциском. Сверху кипы бумаг, которая лежала рядом с Фиделем, я увидел свежий номер газеты «Granma» с передовицей об исторической встрече Предстоятелей Русской Православной и Римско-Католической Церквей.

Чем запомнился мне Фидель? Он – харизматичный и обаятельный человек.  Понятно, что он был уже не тот, что раньше. Мне довелось видеть его в 2005 году на международной конференции в Гаване. Кастро выступал, по-моему, около четырех часов во Дворце съездов. Потом мне удалось приблизиться к нему, немного поговорить. Он был в силе, сохранил крепкое рукопожатие. Теперь же Фидель был глубоко пожилым и нездоровым человеком. И вместе с тем я бы каждому пожелал не только в 90-летнем, но и в более раннем возрасте иметь такую ясность и четкость ума.

Говорил Фидель доступно, не отвлекаясь. Меня поразили его глаза – глаза человека, живущего максимально полно для своего состояния. Чувствовалось, что команданте хочет жить. Он внимательно слушал все, что говорил Святейший, реагировал мимикой, задавал вопросы. Например, когда встреча только началась, он спросил у Святейшего, как называется его «шапочка» (имелась в виду скуфья). Святейший ему объяснил.

Святейший Патриарх преподнес Фиделю медаль, отчеканенную к его интронизации, и иллюстрированный ежегодник «Предстоятель» о Патриаршем служении. Cупруга Фиделя хотела забрать эти подарки, куда-то положить. Но Фидель сказал: нет, дай мне, и стал с интересом их рассматривать. Сам же он подарил Святейшему свою фотографию. Когда команданте делал дарственную надпись, я попросил его сына Алехандро заснять этот момент на мой смартфон.

Любопытная деталь. Когда Патриарх покидал дом команданте, Алехандро подошел к нему и попросил благословить православный нательный крестик, который он купил в Москве, сопровождая Рауля Кастро в ходе официального визита в Россию. Святейший благословил.

– Фидель Кастро не считал себя христианином. Но, как Вы считаете, был ли он христианином по духу, по поступкам?

– Вопрос религиозности Фиделя – весьма неоднозначный, как и многое в его личности.  Он воспитывался глубоко верующей мамой, учился в трех католических колледжах, хорошо знал Библию и догматы Католической Церкви. Само имя Фидель происходит от испанского слова fidelidad – «верность». В 80-90-е годы в Латинской Америке была очень популярна книга «Фидель и религия», представляющая собой расшифровку записи бесед (в общей сложности они заняли 23 часа) лидера кубинской революции и бразильского католического священника Фрея Бетто, последователя так называемой теологии освобождения. Фидель, в частности, заявил: «Я мог бы сказать, что, прежде всего, вышел из религиозной нации и, во-вторых, вышел также из религиозной семьи». Кстати, эту книгу Кастро подарил Папе Франциску на их встрече в сентябре 2015 года.

В период партизанской войны на Кубе (1956-1959) против режима Фульхенсио Батисты лагерь партизан посещали священники, что было бы нереально без разрешения команданте. Сам он носил крестик (это был подарок девочки, чьих родителей убили батистовцы), нередко становился крестным отцом. Хотя впоследствии у Фиделя были непростые отношения с Католической Церковью, он, насколько я знаю, не позволил себе ни одного резкого и тем более оскорбительного высказывания против института Церкви и ее догматов. Более того, Фидель неоднократно говорил о пересечениях между марксизмом и христианством, цитировал Евангелие (например, на встрече с протестантами на Ямайке в 1977 году привел слова Христа из «Нагорной проповеди»). В упоминавшихся интервью Фрею Бетто Кастро ассоциировал любовь с революционными требованиями – солидарностью, духом братства.  

Фидель и его преемник Рауль поддерживали хорошие официальные взаимоотношения с Церковью. Дипломатические связи социалистической Кубы и Святого Престола не прерывались. В 1996 году, в рамках визита в Италию, Кастро посетил Папу Иоанна Павла II. Через два года римский понтифик приехал на Остров свободы. В 2013 году в апостольской нунциатуре в Гаване состоялась встреча Фиделя с Папой Бенедиктом XVI. А в 2015 году Папа Франциск посетил команданте у него дома.

В 2004 году по приглашению Фиделя Кубу посетил Патриарх Константинопольский Варфоломей. Он совершил освящение храма святителя Николая Чудотворца, который находится недалеко от нашего Казанского храма.

У Русской Православной Церкви давние отношения с Кубой. Еще в 1971 году на Острове свободы побывал исполняющий обязанности Патриаршего экзарха Центральной и Южной Америки митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим, принявший в юрисдикцию Московского Патриархата группу православных, рукоположивший священника и диакона (оба были кубинцами) и освятивший храм во имя равноапостольных Константина и Елены. Владыку Никодима принимали в государственных учреждениях Кубы.

Фидель в 2000-х годах приглашал приснопамятного Патриарха Алексия II, но он не смог приехать на Кубу. Святейший Патриарх Кирилл был в Гаване четыре раза. В ходе визита в феврале 2016 года, состоявшегося по приглашению Рауля, нашему Предстоятелю были оказаны самые высокие почести. Рауль Кастро встретил его в аэропорту и в завершающий день визита проводил до трапа самолета. Помимо официальных переговоров во Дворце революции, Рауль дал обед в честь Патриарха Кирилла. Святейшему была вручена высшая награда Кубы – орден Хосе Марти. Перед началом церемонии награждения почетный караул торжественно пронес кубинский флаг и Патриарший штандарт – подобный протокол предусматривается при встрече глав иностранных государств.   

Что касается вопроса о том, был ли Фидель христианином по духу и поступкам, то, на мой взгляд, команданте являлся человеком, которому ценности и высокие принципы были дороги и важны.

Информация и фото с сайта Правмир.ру

29 / 11 / 2016

Показать обсуждение