Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

Сведения о зачислении и конкурсные списки

Год защитника отечества. 80 лет Победы

Опыт работы МПГУ по адаптации детей с миграционной историей представлен на конференции «Я учусь в Подмосковье: обучение детей-инофонов»

Новости МПГУ

26 августа 2025 года в рамках Форума педагогов Подмосковья Министерство образования Московской области и Центр содействия адаптации детей-инофонов ГАОУ ДПО МО «Корпоративный университет развития образования» провели региональную конференцию «Я учусь в Подмосковье: обучение детей-инофонов». Конференция прошла на базе МОУ СОШ «Созвездие» в г. Люберцы в целях обобщения регионального педагогического опыта по языковой и социокультурной адаптации детей-инофонов в образовательной среде. Участниками стали более 200 человек – руководители образовательных организаций, учителя начальных классов, преподаватели русского языка и литературы общеобразовательных организаций, реализующих дополнительное изучение русского языка, а также муниципальные координаторы адаптации детей-инофонов в школах Подмосковья.

Московская область представляет собой регион, где системно и последовательно ведется работа с детьми с миграционной историей семьи. Координирующую роль играет Центр содействия адаптации детей-инофонов ГАОУ ДПО МО «Корпоративный университет развития образования» (руководитель – Л.В. Хамидуллина), который с 2023 года привлек к проекту по языковой и социокультурной адаптации «Я учусь в Подмосковье» уже 68 образовательных организаций. Более 14 000 детей прошли за два года диагностику на знание русского языка, организуется повышение квалификации учителей, работает институт наставничества, в том числе на базе психолого-педагогических классов.

Коллектив Кафедры ЮНЕСКО «Международное (поликультурное) образование и интеграция мигрантов» МПГУ по результатам реализации масштабного проекта «Языковая и социокультурная адаптация детей с миграционной историей в российских образовательных организациях» установил партнерские отношения с более 70-ю образовательными организациями разного уровня в 20 субъектах РФ. Многие из школ Подмосковья вошли в проект и достойны стать профильными ресурсными центрами. О работе с разными категориями детей с миграционной историей в российских школах, вовлечении родителей и использовании ресурсов социокультурной среды, о межкультурной компетентности педагогов и подготовке учителей для работы в сфере социальной инклюзии рассказала подмосковным педагогам, выступая на пленарном заседании конференции с докладом «Языковая и социально-культурная адаптация обучающихся с миграционной историей: общие подходы и опыт образовательных организаций субъектов РФ», доцент кафедры ЮНЕСКО, директор Центра регионоведения и гуманитарно-образовательного сотрудничества ИСГО МПГУ М.А. Кривенькая.

Новые тенденции государственной политики в сфере языковой и социокультурной адаптации и результатах совместной работы с МПГУ и образовательными организациями российских регионов представила участникам директор Федерального ресурсного координационного центра по психологической и социокультурной адаптации несовершеннолетних иностранных граждан ФГБОУ ВО МПГУ Т.И. Сизова, систему тестирования и зачисления в школы детей с миграционной историей – начальник управления общего образования Московской области Е.М. Жданкина, опыт школы «Созвездие» по адаптации детей-инофонов через взаимодействие с родительской общественностью – директор школы О.В. Крамина.

В ходе секционных заседаний «Реализация дополнительного обучения русскому языку во внеурочной деятельности и средствами дополнительного образования» и «Цифровые инструменты языковой адаптации детей-инофонов» были представлены методики работы разных образовательных организаций в сфере РКИ, состоялась презентация платформы «Цифрум», а также цифровых и гибридных ресурсов Института русского языка имени А. С. Пушкина для языковой поддержки школьников.

Проведение подобных конференций накануне нового учебного года становится в Московской области важной традицией: учителя Подмосковья узнают не только о новых изменениях в законодательстве, но получают практические советы от руководства и своих коллег, знакомятся с разными методическими приемами и полезными ресурсами для работы по включению в единое образовательное пространство детей-инофонов, их языковой и социокультурной адаптации.

 

М.А. Кривенькая

28 / 08 / 2025

Показать обсуждение