Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

В свет вышло пособие профессора Института детства Н.В. Микляевой для специалистов-дефектологов

Новости МПГУ

Вышло в свет учебно-методическое пособие «Мир из пазлов: развитие эмоционального и социального интеллекта дошкольников с ограниченными возможностями здоровья» (Директ-Медиа, 2024), разработанное профессором кафедры дошкольной дефектологии дефектологического факультета Института детства, к.пед.н. Натальей Викторовной Микляевой. Оно состоит из двух частей: для работы с детьми младшего и старшего дошкольного возраста, включает диагностический, образовательный (коррекционно-развивающий) и методический модули, которые строятся на обыгрывании интерактивных сценок на социально ориентированные сюжеты. Пособие включает набор красочного демонстрационного материала альбомного формата.

Комплекс предназначен для воспитателей старших и подготовительных к школе дошкольных групп и специалистов системы психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья — учителей-дефектологов, педагогов-психологов и учителей-логопедов. Для каждой категории специалистов есть планирование работы на год.

Апробация программно-методического комплекса проводилась на базе дошкольных отделений СОШ г. Москвы, которые посещают дети с нормальным развитием и ограниченными возможностями здоровья (ГБОУ СОШ «На проспекте Вернадского», ГБОУ СОШ № 69, ГБОУ СОШ № 875 г. Москвы), ГБУ «Городской психолого-педагогический центр» Департамента образования и науки города Москвы. В ней приняли участие дети с задержкой речевого и психического развития, с тяжелыми нарушениями речи, с расстройствами аутистического спектра и нарушениями слуха, зрения и интеллекта.

Немного о пособии.

Сценки «оживают» при помощи смены вставок фрагментов – «пазлов» к сюжетной картинке, которая меняет свой смысл в зависимости от вкладыша. В младшем дошкольном возрасте это 1-2 вкладыша, выполненных в мультипликационной технике с помощью «Генератора картинок-5,6» ООО «Мерсибо». В среднем – 3-4, в старшем – 6-8 вкладышей,  которые составляют пары, позволяющие изменить восприятие и понимание ситуации. При этом используются методы беседы учитель-дефектолога и логопеда, психолога с детьми, социальной перцепции (восприятия социальных эмоций) и «кейсов», приемы творческого рассказывания и игры-драматизации, плоскостного конструирования социальных историй. Все ситуации можно обыграть с игрушками и фигурками, обсудить с ребенком и сделать выводы.

В старшем дошкольном возрасте отдельное внимание уделяется формированию интеллектуальных операций — условных групп «анализа», «синтеза» и «ранжирования» — как механизмов развития социального интеллекта. Появляется еще один вид работы – прогнозирование окончания и начала истории, для этого вводятся сюжетные картинки с двумя вариантами ее начала и окончания. В основе альтернативных сюжетов лежит вольное или невольное нарушение социальных норм и правил поведения.

Кроме того, в этом возрасте вводится использование каркасных человечков и кейс-кубиков с жестами. Это позволяет совершенствовать навыки восприятия мимики, жестов и телодвижений во время коммуникации и накладывать это восприятие на разнообразные социальные сюжеты, которые можно моделировать уже самостоятельно, в ходе обведения движущихся человечков, совместного рисования и рассказывания. Работа напоминает создание мультфильма про самого ребенка или группу детей. Ее можно осуществлять как в условиях организации индивидуальных, так и подгрупповых и групповых занятий .

Пособие разработано в соавторстве с Ю.В. Микляевой.

 

05 / 04 / 2024

Показать обсуждение