В соответствии с информацией Минобрнауки России до 1 июня производится конкурсный отбор кандидатов на получение ежегодно утверждаемой персональной стипендии имени Д.С. Лихачева из числа студентов, участвующих в научных исследованиях в области филологии и культурологи, в том числе литературы и культуры Древней Руси, показавших отличные знания за время обучения в образовательных организациях высшего образования.
Подробная информация о сроках и подаче заявок на участие в конкурсе.
В 2014 году экспертная комиссия по рассмотрению поданных на конкурс работ работал на базе МПГУ. Ее возглавил ректор МПГУ академик Алексей Львович Семенов.
Об истории конкурса, победителях 2014 года и проблемах современной науки рассказал Николай Михайлович Рогожин – доктор исторических наук, профессор, директор Центра истории русского феодализма Института российской истории РАН:
«Персональные стипендии имени академика Д.С. Лихачева учреждены более 10 лет назад постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 2002 г. № 114. Стипендии назначаются по итогам конкурсного отбора студентам высших учебных заведений России, показавшим отличные знания и имеющим успехи в научных исследованиях в области филологии и культурологии, в том числе литературы и культуры Древней Руси. Основная цель учреждения стипендии состоит не только в пропаганде и популяризации научного наследия Д.С. Лихачева, но и в стимулировании исследований, интереса и общественного внимания к проблемам начальных этапов российской истории. Свидетельством высокого статуса стипендий имени Д.С. Лихачева является их ограниченное количество – только две на всю страну.
В конкурсе ежегодно принимают участие студенты самых разных вузов России. В 2014 г. экспертной комиссией было рассмотрено 47 работ из 29 вузов. Комиссия работала на базе Московского педагогического государственного университета. Возглавлял ее ректор МПГУ, академик РАН и РАО А.Л. Семенов. В состав комиссии вошли представители вузовского и академического сообщества, учреждений Министерства культуры и Министерства образования и науки Российской Федерации.
Победителями конкурса стали Динара Равильевна Шакурова, студентка 3 курса исторического факультета Удмуртского государственного университета, и Оксана Ивановна Тулаева, студентка 5 курса филологического факультета Мордовского государственного педагогического института им. М.Е. Евсевьева. Д.Р. Шакурова изучает этнические проблемы народов Поволжья по данным «Казанской истории» – исторического памятника XVI века. О.И. Тулаева исследует формы причастий в древнерусском языке.
В то же время следует отметить, что в последние годы наблюдается заметное снижение как научного, так и общественного внимания к истории феодальной России вообще и к Древней Руси в частности. Это выражается и в ограниченном количестве изданий научной и научно-популярной литературы, посвященной данной тематике, и в практически отсутствующем представлении этого периода истории в массовых источниках информации (телевидение, электронные СМИ).
Между тем, именно начальные века российской истории имели решающее значение для формирования многих базовых элементов российской цивилизации, не потерявших своей роли и значения в современной России. Часто мы даже не догадываемся, в какую глубокую древность своими корнями уходят традиции, вроде бы хорошо нам знакомые и поэтому уже воспринимаемые массовым сознанием как недавно возникшие.
Совсем неслучайно Президент России Владимир Владимирович Путин поднял вопрос о «духовных скрепах» современного общества. Действительно, иногда невольно спрашиваешь себя: возможны ли были бы трагические события, происходящие в настоящее время на Украине, если бы в общественном сознании прочно держалась память о том, какими катастрофами для всего геополитического пространства Восточной Европы оборачивались очередной распад и вражда народов, некогда составлявших единое общество и государство.
Все эти «исторические уроки» были преподнесены еще в период феодальной раздробленности на Руси. Тогда, в тяжелейший период ордынского ига, под угрозой выживания оказались десятки покоренных народов. В то время источником социального оптимизма и уверенности в неизбежности национально-государственного возрождения стала память о «золотом веке» Киевской Руси, сохраненная летописцами и витиями. И источник этот отнюдь не иссяк.
Идея формирования патриотизма и общественного самосознания на основе литературных источников является центральной для всего научного наследия академика Д.С. Лихачева. Печально констатировать, что даже на конкурс его имени поданы работы, подавляющее большинство из которых вообще никак не связаны с его исследованиями. В этой связи хотелось бы подчеркнуть, что задача стимулирования научного и общественного интереса к истории России периода феодализма сегодня является наиболее значимой не только для профессионального сообщества историков, но и для всего российского общества в целом. Надеюсь, что данный конкурс сможет стать важным фактором ее решения».
Победители конкурса рассказали, почему они решили принять участие в конкурсе на стипендию им. Д.С. Лихачева и что они знают о наследии этого ученого.
Динара Равильевна Шакурова – студентка 3 курса исторического факультета Удмуртского государственного университета:
«Мое решение по поводу участия в конкурсе на стипендию им. Д.С. Лихачева было спонтанным. Инициатива исходила изначально не с моей стороны. Однажды мне позвонил и предложил участвовать в конкурсе мой научный руководитель, доктор исторических наук Виктор Владимирович Пузанов. Сначала я сомневалась: не была уверена, что справлюсь. Однако В.В. Пузанов развеял все мои сомнения и придал уверенности.
Безусловно, древнерусскую литературу успешно изучали многие исследователи, но лично для меня самый яркий представитель этого направления в науке Д.С. Лихачев. К сожалению, его научные открытия мало изучаются в школе. Да и в университете, как мне кажется, о нем не говорят столь подробно, как следовало бы. Я изучала его труды лишь в рамках курса «Источниковедения». С другой стороны, это дает сильный толчок для самостоятельного изучения, а, возможно, и продолжения исследований в той же области науки.
Сфера моих научных интересов – древнерусская и средневековая литература. Я заинтересовалась ею благодаря трудам Д.С. Лихачева. В перспективе я планирую заняться источниковедческим анализом и обратиться к методу сопоставления списков источников «Казанской истории».
Я буду продолжать изучать «Казанскую историю», в ней еще много неизведанного и интересного. Надеюсь, этот литературный источник будет моей путеводной звездой на протяжении всей моей научной деятельности студента-историка! Пока она освещает мне путь в магистратуру».
Оксана Ивановна Тулаева – студентка 5 курса филологического факультета Мордовского государственного педагогического института им. М.Е. Евсевьева:
«Д.С. Лихачев – знаменитый русский филолог, ученый-литературовед, общественный деятель, выдающийся культуролог XX века, академик Российской академии наук. Он – блистательный филолог-древник, его заслуги в изучении и популяризации этой области словесности неоценимы. Д.С. Лихачев – автор фундаментальных трудов, посвящённых истории русской литературы (главным образом, древнерусской), языка и русской культуры.
Главной заслугой Д.С. Лихачева, на мой взгляд, является то, что он сумел систематизировать весь ранее накопленный материал и поднять изучение древнерусской литературы и культуры на совершенно новый уровень.
Обучаясь на филологическом факультете по специальности «Родной язык и литература», я как никто другой вижу, что проблема сохранения родного мордовского языка и его культуры на сегодняшний день стоит очень остро. Поэтому я всегда принимаю участие в олимпиадах, конкурсах, семинарах, направленных на воспитание интереса к культуре мордовского народа и родному языку, на формирование лингвистической эрудиции. Публикую статьи, освещающие вопросы и проблемы родного языка. Эти достижения в области филологии и культурологи, а также отличная успеваемость являются основными критериями для получения данной стипендии. Поэтому я решила участвовать в конкурсе на получение персональных стипендий имени академика Д.С. Лихачева.
В своих работах я также ставлю перед собой задачи исследования истории и развития финно-угорских народов, сохранения и преумножения культурно-языкового достояния. На данный момент я – студентка выпускного курса, пишу дипломную работу по фразеологии мордовского языка. Закончив 5 курс, я хочу поступить в магистратуру филологического факультета, чтобы и далее заниматься научно-исследовательской деятельностью в области филологии».
Управление социальных коммуникаций МПГУ
Информация предоставлена Научно-исследовательской частью МПГУ