Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ОДИН ДЕНЬ В УНИВЕРСИТЕТЕ

Минобрнауки вернет в школу общественно полезный труд

Новости образования
Ольга Васильева Фото Владимир Трефилов. РИА Новости

Ольга Васильева Фото Владимир Трефилов. РИА Новости

 

Глава Минобрнауки РФ Ольга Васильева рассказала сенаторам о том, какие реформы нужны в системе образования. Один из главных принципов – хорошие, проверенные временем традиции советской школы надо возродить. В частности, министр заявила о необходимости вернуть для школьников уборку помещений и двора, а для сельских учеников – еще и сельхозбригады. В Совфеде в ответ вызвались поддержать “ностальгический” тренд нового министра законодательно.

“Все новое – хорошо забытое старое”, – эту формулу напомнила сенаторам Васильева, выступая на расширенном заседании комитета по науке, образованию и культуре. Она привела в пример опыт Финляндии, на систему образования которой мы теперь “посматриваем с печальной завистью”. Ведь в этой стране в целом сохранили методики советского преподавания.

И нам надо по-новому взглянуть на наше прошлое и почерпнуть из него лучшее, уверена министр. В первую очередь, речь о тех же методиках. Главная цель – возродить в школе функцию воспитания.

И один из методов – возвращение в школу общественно полезного труда. “Мы должны вернуть и сельские бригады, которые у нас были в сельских школах, мы должны вернуть работу на приусадебных участках, уборку школьных помещений”, – перечислила министр. Конечно, труд не должен представлять угрозу жизни и здоровью школьника. “Мы должны вернуть, прежде всего, ответственность маленького человека за то место, в котором он проводит 11 лет, – объяснила Васильева. – Не потребитель маленький, а созидатель, который в этой школе созидает вместе с нами, с учителями и родителями”.

Сенаторы поддержали министра. “Как законодатели мы ваши союзники”, – сказала глава профильного комитета Совфеда Зинаида Драгункина. Ее заместитель Александр Волков уточнил, что комитет готов совместно с министерством работать над законопроектом “об общественно полезном труде в школах”. Их коллега по комитету Ираида Тихонова добавила, что уже есть база для таких поправок – законодатели Алтайского края, оказывается, успели подготовить законопроект, над которым сейчас работают в Совфеде.

В Минобрнауки, кроме того, задумали возвращение летних трудовых лагерей. Сенаторы уточнили: “Кто будет отвечать за детей, которые туда поедут?” Васильева ответила, что эту задачу возьмет на себя ее ведомство. “Не может быть коллегиальной ответственности”, – пояснила она, напомнив поговорку о “семи няньках”.

В Совфеде выдвинули и свою идею на тему “хорошо забытого”, но полезного – возвращать кружки в школы. Например, поэтические, музыкальные. Министр согласилась – все это важно для воспитания человека.

Члена профильного комитета Виктора Кондрашина не устраивала подготовка учителей: бакалавриата для этого мало. Отвечая на его вопрос, Васильева заявила, что Минобрнауки обсуждает возвращение специалитета по педагогическим специальностям. “То, что внедрение педагогического бакалавриата принесло непонятный результат, сейчас это очевидно всем”, – добавила министр. Подобные изменения, по ее словам, могут коснуться и ряда инженерных и силовых вузов.

Сенаторы попросили заодно возродить и грамотную систему переподготовки педагогов. Тут тоже нужна реформа, согласна Васильева. В частности, раз в три года педагог должен иметь право повышать квалификацию “там, где сам хочет”, а не “там, куда отправили”.

Порассуждали и о том, возможно ли вернуть не менее полезную советскую систему распределения, благодаря которой выпускники вузов работали именно там, где были больше всего нужны. Васильева считает, что в прежнем виде это, конечно, уже не возродить. В наше время альтернативой могут стать трехсторонние контракты, заключаемые между студентами, вузами и работодателями.

Ольга Васильева говорила и о других назревших переменах. Так, по ее словам, сегодня многие федеральные образовательные стандарты “пустые”. “Нужны наполнить их реальным содержанием”, – считает министр. Кроме того, в скором времени необходимо создать стандарты обучения по каждому предмету.

И нельзя “перегружать” систему образования учебниками, считает глава Минобнауки. По каждому предмету должно быть не более трех линеек учебников – это основной, базовый и углубленный курсы.

“Произойдет снижение числа тех учебников, которые есть. Да, это сложно, потому что это большой бизнес, это издательства, но это должно быть сделано. Мы не можем иметь столько учебников”, – отрезала министр. Она добавила, что часть издательств идут на уловки, часто внося небольшие изменения в книги, вынуждая тем самым школы регулярно проводить новые закупки.

Собираются в министерстве детально разобраться и с вопросом объединения вузов – этот процесс, по словам Васильевой, будет приостановлен. И каждый случай обдумают индивидуально.

Кроме того, под сомнением у министра – эффективность работы вузовских научных центров. “Огромные деньги вложены. Но возникает вопрос, какова отдача, – объяснила глава Минобрнауки. – Этот вопрос меня волнует очень сильно. Потому что я глубоко убеждена, что бюджет должен расходоваться очень экономно, тем более в условиях сегодняшнего дня”. Вузовская наука не может существовать “отдельно от большой науки, академической”. “Такого никогда не было в истории”, – подытожила Васильева.

Кстати, опыт и авторитет Российской академии наук пригодится для экспертной оценки программы начального образования, сообщила глава Минобрнауки. Есть мнение, что она слишком проста.

Была у министра и просьба к сенаторам – формулировки в законах на тему образования должны быть понятны обычным людям.

Информация с сайта Российская газета

26 / 09 / 2016

Показать обсуждение