7 июля на площадке Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена под руководством заместителя Министра просвещения Российской Федерации Ольги Павловны Колударовой состоялась первая проектировочная сессия, посвящённая обсуждению стратегии развития педагогического образования.
В сессии приняли участие: С.В. Тарасов, ректор РГПУ им. А.И. Герцена; М.В. Груздев, ректор ЯГПУ им. К.Д. Ушинского; С.А. Нелюбов, и.о. ректора НГПУ; К.А. Подрезов, ректор ТГПУ им. Л.Н. Толстого; К.Б. Егоров, ректор ПГГПУ; Н.А. Наумова, ректор ГУП; Н.С. Макарова, ректор ОмГПУ; А.Н. Макаренко, ректор ТГПУ; Е.А. Балабаева, проректор МПГУ; Х.-А. С. Халадов, проректор, и И.В. Головина, начальник управления взаимодействия с педагогическими вузами ГУП; Р.А. Эльмурзаева, проректор ЧГПУ; Кобрина Л.М., Писарева С.А. и Рыборецкая Т.Г., проректоры РГПУ им. А.И. Герцена.
Одна из задач сессии, как отметила Ольга Павловна, – стать дискуссионной площадкой для педагогических вузов с целью выработки единых предложений и решений, которые будут влиять на развитие нашей отрасли.
Внимание Минпросвещения и ректоров было направлено на те изменения, которые сейчас вносятся в федеральное законодательство, на проект стратегии развития образования, на совершенствование работы по взаимодействию с психолого-педагогическими классами, на необходимость обновления Ядра высшего педагогического образования и формирования единой программы воспитания будущих педагогов. По каждому направлению важно определить полномочия и задачи органов исполнительной власти, регионов, педагогических вузов, школ.
Михаил Вадимович Груздев, ректор ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, поделился опытом по взаимодействию с психолого-педагогическими классами, проведению олимпиады ППК.
В продолжение разговора Константин Борисович Егоров, ректор ПГГПУ, отметил важность сотрудничества с индустриальными партнёрами региона в части подготовки учителей по естественно-научным профилям. Будущие учителя-физики проходят практику не только в школах, но и на базе предприятий, что значительно усиливает практикоориентированность подготовки и значимость предметной области для развития региона.
Константин Андреевич Подрезов, ректор ТГПУ им. Л.Н.Толстого, поделился первыми результатами регионального проекта «Простажер», в рамках которого организована годовая практическая подготовка студентов выпускных курсов в школах, что позволило частично закрыть кадровый дефицит в регионе. По итогам практики около 72% студентов трудоустраиваются в школы. Была также отмечена необходимость методического сопровождения молодых учителей и практикантов. В связи с этим на базе университета будет введен проект «Методический лекторий».
О созревшей необходимости обновления Ядра высшего педагогического образования рассказала проректор МПГУ Екатерина Александровна Балабаева. Она напомнила, что Ядро – единственный на сегодня документ, определяющий конкретное содержание подготовки учителей, концепция Ядра органично встроилась и в пилотные программы МПГУ. Сегодня, когда вносятся изменения в федеральное законодательство, разрабатывается стратегия развития образования, обновляются ФГОС высшего и общего образования, следует говорить и об обновлении содержания Ядра и даже о его расширении и трансляции на уровень педагогической магистратуры, педагогического модуля для классических направлений подготовки.
Сергеем Александровичем Нелюбовым, и.о. ректора НГПУ, был акцентирован вопрос целевой подготовки во взаимодействии с регионом. Университетом успешно реализуются проекты «Команды под ключ» в части подготовки учителей для новой школы.
В завершение сессии все вузы были разделены на три группы для выработки стратегически важных предложений по формированию статуса будущего учителя и развития предпрофессионального образования (Будущий учитель), по содержанию педагогического образования (Образ педагогического образования для всех), по методическому сопровождению учителя, наставника (Я-учитель, я-наставник).
Учебно-методическое управление