Психология пронизывает все существование человечества. Популярность профессии связана со многими факторами: кто-то хочет найти себя, кто-то – помогать другим, кто-то мечтает овладеть навыками управления чужими судьбами. Но, так или иначе интерес к врачеванию душ возрастает от года к году. О явных и скрытых мотивах, о педагогических принципах и чувстве юмора мы поговорили с энергичной, позитивной, открытой этому миру Марией Дмитриевной Батаевой, старшим преподавателем кафедры психологии развития личности факультета педагогики и психологии МПГУ.
– Мария Дмитриевна, почему Вы стали интересоваться психологией? Что повлияло на ваше решение стать психологом?
– Психологией я начала заниматься, потому что по своей натуре крайне неконфликтный человек, и уже с подросткового возраста мне хотелось понимать людей, а не входить с ними в конфликты и недопонимания. Я хотела понять, почему они так действуют, что вызывает у них агрессию, что вызывает недопонимание между нами. Уже в юношеском возрасте, когда я поступила в университет, я хотела заниматься психологией, потому что на тот мне момент казалось, что если я буду знать психологию, то смогу в своей жизни решить любые проблемы. Поскольку учёба в университете – это прежде всего фундаментальная теоретическая подготовка и подкрепление практикой, вдохновение пришло от квалифицированных преподавателей, которые мотивировали своим примером: с одной стороны очень много знали, могли ответить на любой вопрос, а с другой –всегда были открыты для вопросов, для них было важно подсказать, направить, соблюдая при этом личностную дистанцию. Они как профессионалы помогали расти. Как и у любого студента, у меня были моменты, когда мотивация к обучению то возрастала, то снижалась, и преподаватели замечали это. Они старались поддержать или во всяком случае интересоваться, почему так произошло, то есть им не всё равно. И когда я увидела, что личность педагога, психолога – практика очень многогранна, мне тоже захотелось стать таким человеком. Человеком, который вовлечён в жизнь других людей, которому не всё равно на жизнь других. Вдохновляет меня в психологии именно то, что она в любом случае пронизывает все сферы твоей жизни и прежде всего, связана с не безразличием к другим людям.
– Какие большие цели заставляют Вас заниматься педагогической психологией? Вообще в науке есть понятие «педагогическая психология»?
– Да, понятие «педагогическая психология» существует, и, можно сказать, мы с этого начинаем в рамках программы нашего бакалавриата. Для меня понятие «педагогическая психология» – это психология учёта педагогом всех тех факторов, которые могут оказывать влияние на развитие личности студента. То есть педагогическая психология смотрит на студента в динамике, как он развивается: каким он был, каким стал, учитывает какие факторы могут оказать плохое влияние, а какие, наоборот, замечательно сказываться на результатах достижений студента.
К вопросу о цели. Моя большая цель – это доказать и опровергнуть гипотезу, что сейчас современное поколение – это поколение, которому всё безразлично. Я знаю, что не безразлично. Мне очень хочется, чтобы студенты, которые к нам приходят на факультет, находили здесь себя. То есть глобальная цель – это найти себя в стенах МПГУ. Я хочу, чтобы педагог смог поспособствовать студенту в поиске себя, а студент за годы обучения приобретал чувство уверенности, что он профессионально подготовлен, потому что она выпускается из лучшего педагогического университета страны. Я сама закончила МПГУ и убеждена, у меня нет сомнений в том, что наш вуз лучший!
– Когда Вы решили стать педагогом?
– Это произошло на первом курсе магистратуры, я поехала работать в Центр развития одарённых детей. Подростки с уникальными способностями, которые занимали призовые места на всероссийских олимпиадах помогли осознать, что мне хочется искать подход к людям и делиться своими наблюдениями и знаниями, которые я приобрела за годы обучения в университете. Убеждена в том, что педагог останавливается в развитии, если постоянно не пополняет знания и не передает их окружающим.
– Вам когда-нибудь было трудно и хотелось сдаться в процессе познания психологии?
– Да, конечно. Всегда сложно совмещать теорию с практикой, это не всегда получается быстро. Эту трудность мне получилось преодолеть только благодаря моим наставникам, которые подсказали попробовать себя в разных областях и направлениях, например, в организационной психологии, индивидуальном консультировании, преподавании и тд. Только благодаря моему научному руководителю я смогла это преодолеть.
– По-вашему мнению, что движет молодыми людьми, которые хотят стать психологами? Что их привлекает в профессии?
– Я думаю, их можно разделить на несколько групп. Первая группа людей убеждена в том, что психология поможет разобраться в своей жизни; вторая хочет консультировать индивидуально на разных этапах развития человека; третья хочет власти, управлять сознанием других людей.
– Какие смыслы Вы хотите донести до студентов через свою деятельность?
– Есть несколько принципов, которых я придерживаюсь. Первое – это ответственность за то, что ты делаешь, только с ответственностью ты сможешь стать лидером. Очень важно, не оправдывать существующее положение, надо признаться себе, простить себя за то, что ты сделал, и сделать в следующий раз лучше. Второй принцип – это гибкость и пластичность, в зависимости от быстроты и скорости обстоятельств. Современное поколение обладает клиповым мышлением и усвоением информации, они могут очень быстро перелистывать чужие ленты в социальных сетях, усваивать новости, но в то же время им сложно быстро меняться к существуюцим условиям. Поэтому моя задача – обучить студентов тому, чтобы они не боялись выполнения большого количества задач, оставаться всегда быстрыми и гибкими. Третье – это культурное развитие, потому что должна быть связь культуры с психологией, историей, современными тенденциями, со всем. Без культурного развития, человек станет очень регидным и замкнутым, и любой вопрос сможет оценить только в узконаправленной области. Педагогическая деятельность должна всегда сопровождаться этими тремя ценностями.
– Есть ли у Вас какие-то особые методики обучения, чтобы заинтересовать студентов?
– Я бы хотела обозначить несколько моментов. Первый метод – всегда нужно прислушиваться и быть внимательным к студентам, нужно быть эмпатийным преподавателем и по возможности адаптировать подачу материала исходя из психологического состояния студентов, и тех перемен, которые их окружают. Если студенты дают тебе обратную связь, то надо прислушиваться к ним. Нужно, конечно, ещё уметь спросить студентов, чтобы не потреять имидж в их глазах. Второй метод – не бывает тупых и глупых вопросов. Метод заключается в том, что я никогда не отношусь снисходительно, не смеюсь, не злюсь на тех студентов, которые искренне задают вопросы. Третий метод – искреннее уважение к студентам. На мой взгляд, необходимо всегда помнить, что за те методы, которые ты как-то трансформировал, ты должен быть благодарен своим преподавателям и научной школе, в которой ты вырос. И не забывать, что именно благодаря им, ты смог чего-то достичь. А не думать, что ты сам создал что-то особенное. Никогда нельзя забывать о своих предтечах и о тех людях, которые вложили в тебя знания и свои силы, чтобы научить и взрастить в тебе личность.
– Давайте немного себя похвалим. Чтобы Вы назвали своими главными достижениями в процессе преподавания и изучения психологии?
– Мое самое главное достижение в том, что я не боюсь меняться, каждый раз, когда выхожу к новому курсу, к новой группе. Я меняю материал, который даю с учетом последних событий в мире, в университете, не забывая при этом сохранять методологические основы, и главные идеи научной школы, вокруг которых выстраивается вся учебная программа. И в результате я тоже меняюсь, развиваюсь и каждый раз, хочется надеяться, улучшаю свою рабочую программу, этим горжусь больше всего.
Блиц-опрос
– Какая Ваша любимая книга?
Августо Кури «Продавец грёз», Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц», Максим Батырев «45 татуировок менеджера»
– Какое у Вас хобби?
Любование архитектурой, открывание новых мест в Москве.
– Какие 3 черты характера человека Вы цените больше всего?
Воспитанность, смелость и чувство юмора.
– Какой жанр кинематографа Вам нравится больше всего?
Артхаус, кино, которое может заставить себя подумать. Фильмы Ким Ки Дук, Педро Альмодовар.
– Ваш день начинается с чашечки кофе?
Нет, потому что это не мой любимый напиток. Мой день начинается с открытия штор, приготовления завтрака и небольшой зарядки, которая помогает мне проснуться.
P.S.: Мария Дмитириевна Батаева: В самом конце интервью я хочу выразить благодарность моему научному руководителю, декану факультета педагогики и психологии – профессору Сахаровой Татьяне Николаевне.
Тхай Ван Ань