Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

Год защитника отечества. 80 лет Победы

Многогранность профессии психолога

Новости МПГУ

Психология пронизывает все существование человечества. Популярность профессии связана со многими факторами: кто-то хочет найти себя, кто-то – помогать другим, кто-то мечтает овладеть навыками управления чужими судьбами. Но, так или иначе интерес к врачеванию душ возрастает от года к году. О явных и скрытых мотивах, о педагогических принципах и чувстве юмора мы поговорили с энергичной, позитивной, открытой этому миру Марией Дмитриевной Батаевой, старшим преподавателем кафедры психологии развития личности факультета педагогики и психологии МПГУ.

– Мария Дмитриевна, почему Вы стали интересоваться психологией? Что повлияло на ваше решение стать психологом?

– Психологией я начала заниматься, потому что по своей натуре крайне неконфликтный человек, и  уже с подросткового возраста мне хотелось понимать людей, а не входить с ними в конфликты и недопонимания. Я хотела понять, почему они так действуют, что вызывает у них агрессию, что вызывает недопонимание между нами. Уже в юношеском возрасте, когда я поступила в университет, я хотела заниматься психологией, потому что на тот мне момент казалось, что если я буду знать психологию, то смогу в своей жизни решить любые проблемы. Поскольку учёба в университете – это прежде всего фундаментальная теоретическая подготовка и подкрепление практикой, вдохновение пришло от квалифицированных преподавателей, которые мотивировали своим примером: с одной стороны очень много знали, могли ответить на любой вопрос, а с другой –всегда были открыты для вопросов, для них было важно подсказать, направить, соблюдая при этом личностную дистанцию. Они как профессионалы помогали расти. Как и у любого студента, у меня были моменты, когда мотивация к обучению то возрастала, то снижалась, и преподаватели замечали это. Они старались поддержать или во всяком случае интересоваться, почему так произошло, то есть им не всё равно. И когда я увидела, что личность педагога, психолога – практика очень многогранна, мне тоже захотелось стать таким человеком. Человеком, который вовлечён в жизнь других людей, которому не всё равно на жизнь других. Вдохновляет меня в психологии именно то, что она в любом случае пронизывает все сферы твоей жизни и прежде всего, связана с не безразличием к другим людям.

– Какие большие цели заставляют Вас заниматься педагогической психологией? Вообще в науке есть понятие «педагогическая психология»?

–  Да, понятие «педагогическая психология» существует, и, можно сказать, мы с этого начинаем в рамках программы нашего бакалавриата. Для меня понятие «педагогическая психология» – это психология учёта педагогом всех тех факторов, которые могут оказывать влияние на развитие личности студента. То есть педагогическая психология смотрит на студента в динамике, как он развивается: каким он был, каким стал, учитывает какие факторы могут оказать плохое влияние, а какие, наоборот, замечательно сказываться на результатах достижений студента.

К вопросу о цели. Моя большая цель – это доказать и опровергнуть гипотезу, что сейчас современное поколение – это поколение, которому всё безразлично. Я знаю, что не безразлично. Мне очень хочется, чтобы студенты, которые к нам приходят на факультет, находили здесь себя. То есть глобальная цель – это найти себя в стенах МПГУ. Я хочу, чтобы педагог смог поспособствовать студенту в поиске себя, а студент за годы обучения приобретал чувство уверенности, что он профессионально подготовлен, потому что она выпускается из лучшего педагогического университета страны. Я сама закончила МПГУ и убеждена, у меня нет сомнений в том, что наш вуз лучший!

– Когда Вы решили стать педагогом?

– Это произошло на первом курсе магистратуры, я поехала работать в Центр развития одарённых детей. Подростки с уникальными способностями, которые занимали призовые места на всероссийских олимпиадах помогли осознать, что мне хочется искать подход к людям и делиться своими наблюдениями и знаниями, которые я приобрела за годы обучения в университете. Убеждена в том, что педагог останавливается в развитии, если постоянно не пополняет знания и не передает их окружающим.

– Вам когда-нибудь было трудно и хотелось сдаться в процессе познания психологии?

– Да, конечно. Всегда сложно совмещать теорию с практикой, это не всегда получается быстро. Эту трудность мне получилось преодолеть только благодаря моим наставникам, которые подсказали попробовать себя в разных областях и направлениях, например, в организационной психологии, индивидуальном консультировании, преподавании и тд. Только благодаря моему научному руководителю  я смогла это преодолеть.

– По-вашему мнению, что движет молодыми людьми, которые хотят стать психологами? Что их привлекает в профессии?

– Я думаю, их можно разделить на несколько групп. Первая группа людей убеждена в том, что психология поможет разобраться в своей жизни; вторая хочет консультировать индивидуально на разных этапах развития человека; третья хочет власти, управлять сознанием других людей.

– Какие смыслы Вы хотите донести до студентов через свою деятельность?

– Есть несколько принципов, которых я придерживаюсь. Первое – это ответственность за то, что ты делаешь, только с ответственностью ты сможешь стать лидером. Очень важно, не оправдывать существующее положение, надо признаться себе, простить себя за то, что ты сделал, и сделать в следующий раз лучше. Второй принцип – это гибкость и пластичность, в зависимости от быстроты и скорости обстоятельств. Современное поколение обладает клиповым мышлением и усвоением информации, они могут очень быстро перелистывать чужие ленты в социальных сетях, усваивать новости, но в то же время им сложно быстро меняться к существуюцим условиям. Поэтому моя задача – обучить студентов тому, чтобы они не боялись выполнения большого количества задач, оставаться всегда быстрыми и гибкими. Третье – это культурное развитие, потому что должна быть связь культуры с психологией, историей, современными тенденциями, со всем. Без культурного развития, человек станет очень регидным и замкнутым, и любой вопрос сможет оценить только в узконаправленной области. Педагогическая деятельность должна всегда сопровождаться этими тремя ценностями.

– Есть ли у Вас какие-то особые методики обучения, чтобы заинтересовать студентов?

– Я бы хотела обозначить несколько моментов. Первый метод – всегда нужно прислушиваться и быть внимательным к студентам, нужно быть эмпатийным преподавателем и по возможности адаптировать подачу материала исходя из психологического состояния студентов, и тех перемен, которые их окружают. Если студенты дают тебе обратную связь, то надо прислушиваться к ним. Нужно, конечно, ещё уметь спросить студентов, чтобы не потреять имидж в их глазах. Второй метод – не бывает тупых и глупых вопросов. Метод заключается в том, что я никогда не отношусь снисходительно, не смеюсь, не злюсь на тех студентов, которые искренне задают вопросы. Третий метод – искреннее уважение к студентам. На мой взгляд, необходимо всегда помнить, что за те методы, которые ты как-то трансформировал, ты должен быть благодарен своим преподавателям и научной школе, в которой ты вырос. И не забывать, что именно благодаря им, ты смог чего-то достичь. А не думать, что ты сам создал что-то особенное. Никогда нельзя забывать о своих предтечах и о тех людях, которые вложили в тебя знания и свои силы, чтобы научить и взрастить в тебе личность.

Давайте немного себя похвалим. Чтобы Вы назвали своими главными достижениями в процессе преподавания и изучения психологии?

– Мое самое главное достижение в том, что я не боюсь меняться, каждый раз, когда выхожу к новому курсу, к новой группе. Я меняю материал, который даю с учетом последних событий в мире, в университете, не забывая при этом сохранять методологические основы, и главные идеи научной школы, вокруг которых выстраивается вся учебная программа. И в результате я тоже меняюсь, развиваюсь и каждый раз, хочется надеяться, улучшаю свою рабочую программу, этим горжусь больше всего.

 


Блиц-опрос

– Какая Ваша любимая книга?

Августо Кури «Продавец грёз», Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц», Максим Батырев «45 татуировок менеджера»

– Какое у Вас хобби?

Любование архитектурой, открывание новых мест в Москве.

– Какие 3 черты характера человека Вы цените больше всего?

Воспитанность, смелость и чувство юмора.

– Какой жанр кинематографа Вам нравится больше всего?

Артхаус, кино, которое может заставить себя подумать. Фильмы Ким Ки Дук, Педро Альмодовар.

– Ваш день начинается с чашечки кофе?

Нет, потому что это не мой любимый напиток. Мой день начинается с открытия штор, приготовления завтрака и небольшой зарядки, которая помогает мне проснуться.

P.S.: Мария Дмитириевна Батаева: В самом конце интервью я хочу выразить благодарность моему научному руководителю, декану факультета педагогики и психологии – профессору Сахаровой Татьяне Николаевне.

Тхай Ван Ань

Проект “Образ современного педагога”

Центр мультимедийных и печатных СМИ

04 / 07 / 2019

Показать обсуждение