29 сентября 2015 года в Российском экономическом университете им. Г.В. Плеханова состоялся круглый стол ректоров вузов Москвы и Санкт-Петербурга, посвященный созданию многопрофильных университетов. Были представлены успешные практики объединения вузов, обсуждались проблемы и риски, связанные с этим процессом, особое внимание было уделено решениям, которые приводят к дружественным слияниям, а не конфликтным поглощениям.
РЭУ им. Плеханова за последние три года четырежды расширялся. Ректор РЭУ Виктор Гришин напомнил о логике, которая лежит в основе реорганизации высшего образования: «В 1990-е годы создавалось множество вузов. Принимались дети с не очень удовлетворительными оценками на экономические и юридические специальности – они не требуют вложений на создание лабораторий, укомплектованных техникой. Вузы принимали студентов, но как, где и чему их обучали, оставалось большим секретом. Тем не менее дипломы выдавали. Доступность высшего образования выросла, но нельзя сказать, что для страны это было очень выгодно. И у Министерства образования и науки РФ не было другого выхода, как начать объединять вузы».
Гришин рассказал о плюсах, которые получил объединенный университет. Присоединение Российского государственного торгово-экономического университета (РГТЭУ) позволило усилить юридический факультет. В Московском государственном университете экономики, статистики и информатики (МЭСИ) были разработаны онлайн-технологии, имелся большой опыт по разработке методик обучения на компьютерах. В обоих случаях остались преподаватели, образовательные программы. Университет, как и вошедшие в него вузы, «стали богаче, стали более конкурентоспособны, чем были до того».
У Университета машиностроения – большой опыт структурных преобразований: сейчас проходит седьмая реорганизация за последние пять лет. Наиболее крупными вузами, вошедшими в состав университета, стали Московский государственный институт инженерной экологии (бывший Московский институт химического машиностроения), Московский Государственный открытый университет имени Черномырдина (бывший Всесоюзный заочный политехнический институт), Московский государственный металлургический институт. К началу сентября 2015 года завершилось объединение с Московским государственным индустриальным университетом (МГИУ).
Ректор Университета машиностроения Андрей Николаенко поделился опытом поиска управленческих решений при объединении: «Каждый вуз имел свою историю, свои особенности и сильные стороны. Наша задача была при каждом присоединении найти точки роста в тех вузах, которые присоединяются, чтобы дать им возможность динамично развиваться уже в новой структуре. Приходится расставаться со значительной частью персонала, в первую очередь – управленческого. Задача ректора объединенного вуза – сделать так, чтобы негативные моменты нивелировались. С одной стороны, приоритетом для каждого ректора остается необходимость повышения заработной платы преподавателям в соответствии с майскими указами Президента. С другой стороны, необходимо сохранить здоровый коллектив и выдержать соответствующие пропорции между профессорско-преподавательским составом и другими категориями сотрудников».
Университет машиностроения, по словам ректора, не заинтересован в банальном присоединении других вузов, а стремится путем реорганизации создать новую структуру современного университета политехнического профиля. В новой схеме управления учебным процессом главным лицом в вузе становится руководитель образовательной программы – профессионал в своей области, который руководит процессом как проектом. Руководитель образовательной программы выстраивает учебный план и имеет возможность самостоятельно выбирать преподавателей. Это декан, но не в традиционном понимании: он освобожден от части административных функций. «Главное было – разделить в университете содержание и административные вопросы. У нас за содержание образовательного процесса отвечает Дирекция образовательных программ, а за «сервис» – Дирекция по работе со студентами, которая решает логистические и организационные вопросы», – пояснил Николаенко.
Ректор Московского педагогического государственного университета (МПГУ) Алексей Семенов поделился опытом объединения учреждений высшего педагогического образования. В настоящее время к МПГУ присоединяется Московский государственный гуманитарный университет (МГГУ) имени М.А. Шолохова, который в начале 1950-х годов создавался на базе заочного отделения МПГУ. То есть речь идет не просто об объединении, а о воссоединении вузов.
Семенов заметил, что педагогические вузы влияют на всю страну через школы. Именно поэтому важно продолжить модернизацию педагогического образования. В большинстве педагогических вузов, к сожалению, было выхолощено содержание педагогической практики студентов: учащиеся заполняли учебные планы, в реальности не посещая школы и детские сады, и получали зачеты. При этом в педагогических вузах читаются теоретические курсы лекций высокого качества, которые большинство студентов не усваивают полностью. В объединенном вузе используется совершенно другой – практикоориентированный – подход: «Практика становится источником всего образовательного процесса. Наши студенты действительно приходят в школу, в детский сад, учась еще на первом курсе. Это реальное столкновение с жизнью, которое ставит перед ними педагогические проблемы. Студенты снимают на видео образовательный процесс и обсуждают его с профессором. Возникают разные комментарии, разные понятия, идущие от реальной деятельности, поэтому процесс обучения идет очень эффективно».
Говоря о МГГУ, Алексей Семенов заметил, что за время своей работы этот университет под влиянием рынка перестроился с педагогического на социальный профиль. Появились такие специальности, как государственное и муниципальное управление, в приоритете были работа с молодежью и другие направления, под которые выделялось государственное финансирование. Небольшие размеры вуза, расположение в промышленном районе, зависимость от конъюнктуры рынка привели к определенным сложностям. По словам Семенова, воссоединение вузов позволило молодому коллективу Шолоховского университета получить новое пространство для развития. На основе открытого конкурса все преподаватели имеют равные шансы стать заведующими кафедр. В то же время получили развитие самые удачные наработки и практики МГГУ: появились такие новые направления, как компьютерная лингвистика и социология интернета, переосмыслена была методика преподавания журналистики для педагогов.
Ректор Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна (СПбГУТД) Алексей Демидов рассказал о вхождении в его университет Санкт-Петербургского государственного технологического университета растительных полимеров (СПбГТУРП). В результате присоединения к СПбГУТД удалось удачно совместить полиграфические направления с подготовкой по целлюлозно-бумажной промышленности. К плюсам также следует отнести то, что появились новые возможности использования лабораторий и грантов для развития научных направлений обоих вузов. Демидов подчеркнул, что в объединенном вузе не будет революционных реорганизаций кафедр: «Наш университет в три раза больше по численности студентов и по материальной базе, но, тем не менее, никакой идеи «старшего и младшего брата» нет. Взаимное уважение, попытка друг другу помогать».
Выступление Демидова продолжил ректор Санкт-Петербургского государственного университета растительных полимеров Павел Луканин. По его словам, цель реорганизации – не просто механически сократить вузы, а создать условия, при которых университеты смогут стать более финансово состоятельными при уменьшении числа студентов. Он также отметил, что для успешного развития образования важно по возможности сохранить педагогов, в том числе пожилых:
«Полезность того или иного человека измеряется не возрастом. Есть примеры семидесятилетних профессоров – они мобильные, здоровые, они развивают науку. Это люди признанные, авторитеты со здравым умом, выпускающие каждый год аспирантов. А бывает, что в более молодом возрасте люди инертные, не инновационные, не креативные».
Луканин обратил внимание на то, насколько важна атмосфера, в которой проходит реорганизация: «Сотрудник должен поверить, что в результате реорганизации плохо ему не станет. Он будет иметь работу, зарплату и определенные условия. Наша задача эти условия не ухудшить. Надо отдать должное Министерству образования и науки РФ, что оно обратило внимание на наш опыт. Министерство поддержало нас финансово, поддержало нас и в контрольных цифрах приема на будущие годы. Это очень важно для нашего вуза на пути присоединения к более крупному».
В завершение круглого стола ректор РЭУ имени Г.В. Плеханова Виктор Гришин на правах принимающей стороны поблагодарил собравшихся коллег за интересное и плодотворное обсуждение темы развития высшего образования.
Прошедший круглый стол в кулуарах был охарактеризован как публичная консультация для тех ректоров, кому еще предстоит решать обсуждавшиеся на нем проблемы. Такого рода мероприятия в силу их заведомой востребованности, будут проводиться и в дальнейшем.