17 ноября 2021 г. исполняется 125 лет со дня рождения выдающегося ученого-психолога и педагога, профессора 2-го МГУ и МГПИ им. А.С. Бубнова Льва Семеновича Выготского.
Британский философ С. Тулмин по праву назвал Выготского Моцартом психологии.
Лев Семенович Выготский родился 5 (17) ноября 1896 г. в Орше Могилевской губернии. Лев получил хорошее домашнее образование. Последние два класса школы он окончил в частной гимназии в Гомеле. В 1913 г. поступил на медицинский факультет Императорского Московского университета, а позже перевелся на юридический факультет ИМГУ. Параллельно посещал занятия на историко-философском факультете Университета им. Шанявского, писал научные работы по литературоведению и истории литературы.
В 1917 г. Лев Выготский одновременно окончил оба университета. Его, впоследствии опубликованное дипломное исследование «Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира» было настолько глубоким, что позднее известный шекспировед А.А. Аникст писал: «Последние 60 лет своей жизни я занимаюсь Шекспиром…. Когда впервые взял в руки работу Выготского о Гамлете, то понял, что написавший ее 19-летний юноша – гений».
В родном Гомеле, куда Л.С. Выготский вернулся после учебы в Москве, его главным научным интересом становится психология, и ему предоставляется возможность на практике воплощать свои теоретические наработки. Он преподает в различных учебных заведениях, обследует детей, в том числе с дефектами развития и дает консультации. Итогом его научной и практической деятельности становится первая систематизация его идей в психологии и педагогике – работа «Педагогическая психология».
В 1924 г. Выготский выступает сразу с тремя блестящими докладами на Всероссийском съезде по психоневрологии в Петрограде.
Благодаря им, молодой психолог получает предложение работать в Москве, где приступает к интенсивной разработке теоретических и прикладных проблем психологии и педагогики, и где он будет работать последнее десятилетие своей жизни. В московский период он разрабатывает проблему сознания, критически анализирует направления, существующие в психологии, занимается методологическими и теоретическими вопросами психологии и дефектологии.
В 1925 г. Наркомпросом РСФСР Л.С. Выготский был командирован на конференцию по просвещению глухонемых детей в Лондон, побывал в Берлине, Амстердаме и Париже. В том же году он защитил докторскую диссертацию «Психология искусства». По словам его коллеги и последователя А.Р. Лурии в этой работе Выготский наметил главные вехи того пути, в русле которого будут созданы его собственные работы и работы его многочисленных учеников. В 1926 г. был издан учебник Выготского по психологии для учителей средних школ «Педагогическая психология».
В разные годы Л.С. Выготский заведовал лабораториями, отделами, кафедрами в Московском государственном институте экспериментальной психологии (1924–1928), в Государственном институте научной педагогики и в ЛГПИ им. А.И. Герцена (1927–1934), в Академии Коммунистического воспитания (1929–1931), а также являлся внештатным консультантом и научным руководителем психологических лабораторий в основанном им Экспериментальном дефектологическом институте (1929–1934). Кроме того, Выготский читал курсы лекций в ряде учебных заведений и исследовательских организаций Москвы, Ленинграда, Ташкента и Харькова. С 1929 г. он работал в Экспериментальном дефектологическом институте.
Особенно ярко научный и педагогический талант Л. С. Выготского проявился в годы его работы в нашем университете. Единственным постоянным местом работы Льва Семеновича Выготского был 2-й МГУ (1924–1930), а после его реорганизации – МГПИ им. А.С. Бубнова (1930–1934).
В 1924 г. его приняли на должность доцента отделения психологии, педологии и дефектологии педфака 2-го МГУ. В 1927 г. он стал старшим научным сотрудником Исследовательского института педологии при 2-м МГУ, а в 1928 г. консультантом Бюро заочного обучения 2-го МГУ.
С 1931 по 1934 гг. уже будучи профессором, Л.С. Выготский заведовал кафедрой трудного детства МГПИ им. А.С. Бубнова.
Во 2-м МГУ – МГПИ им. А.С. Бубнова под руководством Л.С. Выготского избрали делом своей жизни психолого-педагогическую науку многие его последователи, защитили свои диссертации немало молодых ученых. Здесь формируется «пятерка» учеников Л.С. Выготского, которую составили А.В. Запорожец, Л.И. Божович, Р.Е. Левина, Н.Г. Морозова и Л.С. Славина. Впоследствии все они внесли весомый вклад в развитие психолого-педагогической науки. А.В. Запорожец – доктор педагогических наук, профессор, действительный член и член президиума АПН СССР.
Под руководством Л.С. Выготского были созданы научные коллективы, в которых разрабатывались вопросы теории и практики психологии и дефектологии. Многие его соратники и ученики стали известными учеными: Т.А. Власова, Л.В. Занков, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, И.М. Соловьев, Д. Б. Эльконин и многие другие.
Как вспоминали ученики и коллеги, Л. С. Выготский реализовывал демократический стиль руководства, последовательно направляя учебную и научную работу своих студентов, аспирантов и сотрудников, поддерживая мотивацию исследовательской и практической деятельности, вдохновляя на отношение к науке, как к «источнику радостных переживаний». «Выготский был для нас кумиром», – отметит позднее А.Р. Лурия. Академик А.Н. Леонтьев называл его «блестящим педагогом».
По воспоминаниям дочери ученого, психолога и дефектолога Гиты Львовны Выготской (1925–2010), это был «… предельно скромный человек, сверхделикатный. Поэтому он в каждом готов был видеть человека, значащего больше, чем он сам. И это не было позой. Никогда. Он слушал своих учеников так, что если бы Вы вошли, то не поняли, кто учитель, а кто ученик… Он никогда о себе не думал, не заботился о себе, легко и охотно поступался своими удобствами ради окружающих. Человек по 8-10 часов в день читает лекции на одном легком… Остальное время сидит, пишет. Ночью проснешься – мама, сестренка спят. На столе горит зеленая лампа – он работает. Фактически, он относился к себе по-варварски. Он своей значимости не понимал. Помимо науки популярный в широких научных кругах ученый увлекался театром, русской и зарубежной классикой, особенно поэзией: Пушкиным, Блоком, Тютчевым. Из прозы ему больше нравились произведения Толстого и Достоевского, а самым любимым стал «Гамлет» Шекспира».
Курт Левин, один из выдающихся психологов ХХ столетия, вспоминал о Льве Семеновиче так: «Хотя я лично общался с Выготским лишь в течение двух недель, он оставил во мне неизгладимые следы. Я получил о нем впечатление как о совершенно необыкновенном человеке, преисполненном внутренней мягкости и вместе с тем полным действенной силы, и как об ученом исключительного ранга».
В начале 1930-х гг. Л.С. Выготский плодотворно работает в области патопсихологии. Это привело его к необходимости получения медицинского образования. В 1931 г. Выготский поступил на медицинский факультет Харьковского психоневрологического института, но закончить его не успел. Являясь ученым с мировым именем, Лев Семенович во время очередных поездок в Харьков для чтения лекций сам садился за студенческую скамью, успешно сдавал зачеты и экзамены.
Весной 1934 г. у Выготского началось обострение туберкулеза. Врачи настаивали на немедленной госпитализации, но Лев Семенович не воспользовался этими рекомендациями, мотивируя свой отказ необычайно напряженной работой в конце учебного года. В связи с сильным приступом болезни 2 июня Выготский был госпитализирован в больницу санаторного типа «Сосновый бор», с собой он взял единственную книгу – «Гамлет». Еще в юности своей работе о «Гамлете» Лев Выготский написал: «Не решимость, а готовность – таково состояние Гамлета».
Жизненный и творческий путь Выготского был необыкновенно ярким и, к сожалению, очень недолгим. В ночь с 10 на 11 июня 1934 г. Лев Семенович скончался в возрасте 37 лет. По свидетельству медсестры его последние слова были: «Я готов». Похоронен ученый на Новодевичьем кладбище.
Только в 1956 г. были опубликованы его «Избранные психологические исследования», сопровождавшиеся вступительной статьей его ближайших коллег А.Н. Леонтьева и А.Р. Лурии. Спустя много лет, в 1982–1984 гг. в издательстве «Педагогика» впервые вышло собрание сочинений Льва Семеновича в 6 томах. Всего из-под пера Выготского вышло более 200 научных трудов.
Лев Семенович Выготский – одна из ярчайших звезд отечественной психологии и педагогики. Он был одновременно блестящим исследователем, выдающимся теоретиком, практиком и ярким преподавателем. Не осталось, пожалуй, ни одной области в психологии и педагогике, которая ускользнула бы от его внимания. Л.С. Выготский оказал большое влияние на развитие отечественной и мировой психологии, педагогики, психопатологии, патопсихологии, нейропсихологии, психиатрии, социологии, дефектологии, языкознания, искусствоведения, этнографии. Его новаторские идеи и концепции в педагогике и психологии намного опередили время.
О разносторонности ученого – как психолога, педагога, философа, методолога, дефектолога, автора блистательных театральных рецензий и литературного критика – свидетельствует содержание наиболее известных его работ: «Педагогическая психология», «Психология искусства», «История развития высших психических функций», «Исторический смысл психологического кризиса», «Теория эмоций», «Основы дефектологии», «Мышление и речь». «Психология развития ребенка», «Педагогическая психология» и др.
Л.С. Выготский был настоящим полиглотом: уже в Гомеле он, помимо русского, изучил шесть языков – немецкий, английский, французский, латынь, иврит и древнегреческий. Благодаря этому, впоследствии он мог читать всю необходимую ему научную литературу в подлиннике, на разных языках. Вообще, надо отметить, что в его семье культивировался интерес к языку и литературе – две его сестры стали лингвистами и авторами русско-английского и русско-французского словарей.
Кажется, что достижения всех мыслителей прошлого и его современников нашли отражение в этих его работах. Его понимание человеческого разума, познания, коммуникации и обучения оказали и продолжают оказывать влияние на формирование самых разнообразных образовательных проектов ХХ и ХХI веков.
Ученый ввел в науку целый ряд понятий и концептов, на которые опирается современная психология и педагогика. Такие разработанные им понятия, как «зона ближайшего развития», «социальная ситуация развития», «критические возрасты» и другие до сих успешно используются ведущими психологами и педагогами всего мира.
Выготский вошел в историю как основатель множества научных школ – изучения высших психических функций, теории сознания, работ по когнитивному развитию ребенка. Л.С. Выготский выдвинул идеи, которые раскрыли законы культурного развития личности, ее речи, внимания, мышления, объяснили внутренние психические процессы ребенка, его отношения с окружающей средой ученый заложил важнейшие принципы его обучения м воспитания.
Л.С. Выготский был научным лидером науки о комплексном изучении личности ребенка и его развитии, заложившей основы современной психолого-педагогической теории и практики социального воспитания. Он создал цельную, системную теорию об общественно-исторической природе психики человека, о факторах, источниках, движущих силах и условиях психического развития ребенка, основных закономерностях детского развития.
В настоящее время идеи Л.С. Выготского и его научной школы служат основой мировоззрения нового поколения психологов России. Вполне своевременно звучат основополагающие идеи Л.С. Выготского, который считал, что «… в основу воспитательного процесса должна быть положена личная деятельность ученика, и все искусство воспитателя должно сводиться к тому, чтобы направлять и регулировать эту деятельность».
Разработанная им культурно-историческая концепция настолько актуальна и современна, что по оценке ряда ученых «мировая наука до сих пор не поспевает за гением». Л.С. Выготский выдвигает основополагающую идею о том, что психология должна способствовать формированию личности человека, которое осуществляется путем целенаправленного присваивания культурно-исторического опыта. На этом основании в культурно-исторической теории Л.С. Выготского сформулирован основополагающий принцип о том, что подлинное образование может осуществляться только в развивающей среде, в условиях таких взаимоотношений между людьми, когда ребенок может успешно социализироваться.
Решение этой задачи на современном этапе развития общества и образования необходимо, прежде всего, для того, чтобы дети овладевали не только миром вещей (продуктами цивилизации), но и совокупностью созданных человеческой культурой идей и ценностей, в состав которых входит сам человек как высшая ценность, его физическое и психическое здоровье, права и обязанности, свободное действие, деятельность и общение.
Его идеи по дефектологии заложили начало коррекционной педагогики. Выготский – автор теории преодоления аномального развития ребенка, на которой построена современная коррекционная педагогика. Ее цель – социализация детей с особенностями развития. Такой подход стал революцией в дефектологии и привел к совместному обучению обычных и особых детей. «Изучение трудновоспитуемого ребенка, – писал Л.С. Выготский, – более, чем какого-либо другого детского типа, должно основываться на длительном наблюдении его в процессе воспитания, на педагогическом эксперименте, на изучении продуктов творчества, игры и всех сторон поведения ребенка».
В 1980-е гг. все основные труды Выготского были переведены и учитываются современной образовательной психологией многих стран мира. Сегодня Выготский – один из самых цитируемых детских психологов в мире.
Труды Л.С. Выготского переведены, как минимум, на 19 языков. Произведение «Мышление и речь» только на английском языке переиздавалось не менее 11 раз. На эту работу в англоязычных публикациях сделано более 20 тысяч ссылок. «Психология искусства» на разных языках переиздавалась 16 раз. В 1987–1999 гг. в США был издан перевод на английский язык собрания сочинений Выготского в шести томах.
Научные центры и институты, базирующиеся на подходе Выготского и развивающие его идеи, существуют сегодня во многих странах – во Франции, Португалии, Бразилии, Китае, Анголе и других странах. Его идеям посвящены научные семинары, конференции и конгрессы в самых разных уголках мира. Так, в одной из франкоязычных стран раз в два года проводится Научный семинар «Выготский». В Португалии создано общество Выготского и Институт Выготского и каждые два года проводится Международная конференция памяти Выготского. Особое значение его научное наследие приобрело в Китае – в стране создано Всекитайское общество Л.С. Выготского и Научный центр Л.С. Выготского при Чжэцзянском университете.
«Мы в долгу перед русской школой и особенно перед работами, основанными на традиции Выготского», – заявил профессор Лондонского университета Бэзил Бернстайн.
Исследуя развитие психики у детей, ученый стремился найти универсальные формулы для решения проблем всего человечества. Идеи и открытия Л.С. Выготского прошли испытание временем, их продолжают и развивают в своих работах его последователи во всей современной российской и мировой науке.
Имя Льва Семеновича Выготского – одного из создателей отечественной психологии и дефектологии, талантливого педагога и основателя нового научного направления в психологии, – неразрывно связано с историей нашего университета. В 2016 г., в рамках празднования 120-летия со дня рождения Л.С. Выготского, студенты факультета педагогики и психологии МПГУ во главе с деканом факультета Т.Н. Сахаровой посетили лекцию внучки Л.С. Выготского, директора Института психологии имени Л.С. Выготского, доктора психологических наук, профессора Е.Е. Кравцовой на тему: «Л.С. Выготский и современная психология». В рамках Международного сетевого конгресса в МПГУ состоялась Международная научно-практическая конференция «Человек в мире неопределенности: методология культурно-исторического познания», в которой приняли участие ученые и преподаватели из США, Великобритании, России, Китая, Польши, Ирана, Аргентины, Японии.
В 2016 г. к 120-летию Л.С. Выготского Музей и Архив МПГУ представили уникальный документ – Трудовой список Льва Семеновича Выготского в авторском рукописном варианте, благодаря которому впервые была на документальном материале проанализирована его научно-педагогическую деятельность в 1919–1932 гг. Некоторые содержащиеся здесь сведения не указаны в общеизвестных биографиях ученого и были опубликованы впервые. Представляем его вашему вниманию.
Несколько отойдя от научных истин и формулировок, постараемся самым простым языком сформулировать те психолого-педагогические истины, которые так ярко были обоснованы в творчестве Льва Семеновича Выготского и которые он завещал нам.
Обучение и воспитание по Льву Выготскому:
- учитель помогает, развивает, поддерживает и регулирует развитие ребенка и личность в нем;
- педагоги должны думать не о системе образования, а о судьбах детей;
- дайте ребенку почувствовать себя важным, ценным, уважаемым;
- все дети от природы талантливы;
- вполне возможно превратить слабые стороны ребенка в сильные;
- капризы ребенка – не прихоть, а проявления проблем;
- маленькие дети не умеют обманывать, они учатся этому у нас;
- позднее развитие ребенка так же плохо, как и раннее;
- помогайте ребенку исследовать мир, он учится играя;
- важно не то, что ребенок умеет, а то, чему он может научиться;
- не требуйте от ребенка невозможного, ставьте перед ним реальные цели;
- оценки – не главное, главным должно быть развитие ребенка в школе;
- воспитание – не вламывание ребенка силой в окружающую среду, а формирование яркой личности, смотрящей в будущее, способной к творчеству и развитию.
И с этими положениями великого психолога и педагога невозможно не согласиться.
Сегодня, когда мы отмечаем 125-летие Л.С. Выготского, в МПГУ традиционно проводится большой комплекс мероприятий, посвященных его памяти и научному, творческому наследию.
МПГУ совместно с Психологическим институтом и Институтом коррекционной педагогики РАО, Московским государственным университетом имени М.В. Ломоносова, Московским психологическим обществом, Ассоциацией спортивных психологов и другими авторитетными организациями и учреждениями России выступил в качестве одного из организаторов Международного круглого стола, приуроченного к 125-летию со дня рождения Л.С. Выготского «Роль Выготского в решении проблем одаренности», в котором примут участие ученые из США, Польши, Греции, Австралии, Бразилии, Мексики, а также стран СНГ.
На Новодевичьем кладбище соберутся студенты Института педагогики и психологии, Факультета дошкольной педагогики и психологии Института детства, чтобы почтить память великого ученого. Под руководством М.Д. Батаевой пройдет церемония возложения цветов на могилу Л.С. Выготского, состоится мемориальная беседа «Записные книжки Л.С. Выготского».
Пройдет трансляция лекции «Л.С. Выготский глазами других людей». На ней Т.М. Лифанова, кандидат педагогических наук, профессор, соавтор научной биографии Л.С. Выготского, выполненной на историко-архивном материале совместно с дочерью Выготского – Гитой Львовной Выготской, расскажет слушателям о самых знаменательных фактах из жизни великого ученого.
В студенческой викторине «От знака – к значению и смыслу», подготовленной Институтом педагогики и психологии, примут участие команды студентов Института детства и Факультета дошкольной педагогики и психологии. К участию в студенческой викторине приглашены все желающие проникнуться удивительным миром гениальных идей Л.С. Выготского от психологии до искусства, вспомнить важные факты из его биографии.
После завершения студенческой викторины преподаватели, аспиранты, магистранты и студенты приглашаются на методологический семинар «Методология Л.С. Выготского и изучение дошкольного возраста» в онлайн-формате, организованный Учебно-научным центром междисциплинарных исследований в специальном и инклюзивном образовании Института детства. На семинаре выступит доктор психологических наук, профессор факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова, профессор кафедры психологии образования Института педагогики и психологии – Николай Евгеньевич Веракса. На семинаре будет обсужден ряд вопросов, таких как: методология Л.С. Выготского, метод анализа по единицам, диалектическое мышление Л.С. Выготского, проблема игры, единство аффекта и интеллекта, законы развития и многое другое в контексте празднования юбилейной даты со дня рождения Л.С. Выготского.
Имя великого психолога и педагога Льва Семеновича Выготского навсегда вписано в историю Московского педагогического государственного университета, в историю отечественной и мировой науки.
Дирекция изучения истории МПГУ, Институт педагогики и психологии.