Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ОДИН ДЕНЬ В УНИВЕРСИТЕТЕ

Молодые учителя из Москвы и других регионов России обсудили вопросы формирования гражданственности и изучения цивилизационного наследия России

Новости МПГУ

26-27 октября 2018 года в Москве прошел Московский городской форум молодых педагогов «Роль учителя в формировании гражданственности и социальной ответственности». Форум стал итоговым мероприятием крупного проекта «Дни славянской культуры в столичном образовании», реализуемого Московским педагогическим государственным университетом в 2018 году по поручению Департамента образования города Москвы в соответствии с задачами гражданско-патриотического воспитания молодежи, сформулированными в «Стратегии национальной политики Москвы до 2025 года».

Форум готовился и проводился МПГУ при содействии Общественной палаты Российской Федерации, Международного педагогического общества в поддержку русского языка, Совета молодых педагогов города Москвы, Региональных ассоциаций молодых учителей, Отдела религиозного образования Московской городской епархии. Участниками мероприятия стали более 150 человек: молодые педагоги, преподаватели вузов, представители органов управления образованием и общественных образовательных организаций из Москвы и 15 других регионов Российской Федерации, а также Белоруссии, Украины (Донбасс) и Сербии.

Главными темами Форума стали: формирование гражданской и социальной ответственности на основе цивилизационного наследия России и славянского мира; цивилизационное наследие России и славянского мира в современном школьном образовании; современные подходы к духовно-нравственному образованию и воспитанию в России и за рубежом. В целом работа Форума была направлена на развитие творческого потенциала и содействие профессиональному росту молодых педагогов; организацию обмена опытом между учителями разных регионов и стран; осознание молодыми специалистами необходимости формирования у подрастающего поколения гражданской, национальной и цивилизационной идентичности.

Пленарное заседание Форума, состоявшееся 26 октября в историческом здании МПГУ, открыл ректор МПГУ, член-корреспондент Российской академии образования, доктор исторических наук, профессор Алексей Владимирович Лубков. В своем обращении к участникам он отметил актуальность проведения форума, выразил уверенность, что его тематика, выступления опытных преподавателей и ученых будут способствовать профессиональному росту молодых педагогов, развитию их практических навыков, формированию у школьников национальной и цивилизационной идентичности, интереса и уважения к России, ее богатой истории и культуре.

Выступления председателя Попечительского совета МПГУ, академика РАО, доктора исторических наук, профессора Александра Федотовича Киселева и декана исторического факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, директора Православной Свято-Петровской школы, кандидата исторических наук, доцента Андрея Постернака ставили проблемы воспитания и просвещения молодого поколения в контексте поиска духовно-нравственных ориентиров, в центре которых – человек, его личностная цельность, смысл жизни, убеждения, любовь к семье и отчизне. В заключение пленарного заседания к участникам обратился молодой учитель истории московского образовательного комплекса ГБОУ города Москвы «Школа № 1576» Владимир Олегович Фогель с призывом быть активными и в своей работе выходить за рамки предмета, а в просветительской и воспитательной деятельности стараться быть ближе к ученику, учитывать его индивидуальные особенности.

Еще одним мероприятием форума 26 октября стало посещение молодыми педагогами Общественной палаты Российской Федерации, где состоялся круглый стол «Роль учителя в формировании гражданственности и социальной ответственности обучающихся: взгляд молодых педагогов». На заседании круглого стола состоялся интересный и содержательный разговор о роли воспитания в деятельности педагога и о технологиях, применяемых для формирования гражданственности в работе с современными детьми. Участники круглого стола также ставили проблемы отсутствия равного доступа к образованию и культуре в сельской и городской местности, недостаточно развитой мотивации к учёбе у школьников «поколения Z», кризиса традиционных ценностей у современной молодежи. «Воспитывать может только тот, кто воспитан сам» и «Нужно гордиться тем, что ты учитель», – этими фразами педагоги выразили свое ответственное и эмоциональное отношение к обсуждаемой тематике.

Продолжением форума стали секционные заседания и мастер-классы, которые готовили для молодых учителей разные подразделения МПГУ: Институт иностранных языков (круглый стол «Россия и славянский мир: в поисках общего культурного кода»); Институт истории и политики (мастер-класс «Ценностный портрет московского школьника: технологии формирования культуры гражданственности»), Институт социально-гуманитарного образования (мастер-класс «Как увлечь подростка изучением этнокультурного разнообразия России?»), Факультет педагогики и психологии (мастер-класс «Эмоциональное выгорание молодого учителя: диагностика и профилактика»), Институт филологии («Поколение Z: лингвориторический аспект формирования цифровой компетентности»), Управление профессиональной ориентации и содействия трудоустройству (мастер-класс «Профессиональный университетский конкурс МПГУ “Педагогический дебют”»), Управление межрегионального сотрудничества (мастер-класс «Рекреационное образование: из класса в жизнь»).

На секционных заседаниях по темам: «Цивилизационное наследие России: где, когда и как учить этому в школе?» и «Ценностные смыслы российского образования в условиях цифровизации» главное внимание было уделено обсуждению следующих вопросов:

  • Как сформировать гражданственность у современных детей и как сделать это интересным и содержательным? Какие технологии применять для воспитания социальной ответственности? Как учитывать многонациональный и многоконфессиональный характер нашей страны в учебной и внеучебной работе?
  • Как влияет цифровизация на профессиональное и личностное развитие учителя? Каковы риски этих процессов для системы гуманитарного образования? Может ли цифровизация стать ресурсом сохранения и развития ценностных смыслов российского образования?
  • Как сформировать у школьников интерес и уважение к России, ее богатой истории и культуре, ее цивилизационному наследию? Как, где и когда учить детей цивилизационному наследию России в школе?
  • Какие проекты разработать и реализовать, чтобы школьники славянских стран осознали свою языковую и культурную общность, захотели больше узнать об истории и культуре славянского мира?

 

27 октября участникам Форума была предоставлена возможность знакомства с системой дополнительного образования города Москвы. На базе ГБОУ ДО города Москвы «Дворец творчества детей и молодёжи на Миуссах» состоялся круглый стол, посвященной опыту проектной деятельности молодых учителей, направленной на духовно-нравственное воспитание и формирование социальной ответственности обучающихся.

По итогам работы Форума были приняты рекомендации о необходимости разработки учебно-методического обеспечения воспитательной работы, создания отлаженной системы повышения квалификации и других форм дополнительного образования по направлению духовно-нравственного, гражданского образования в условиях цифровизации. Участники высказали предложение о проведении тематических всероссийских и международных форумов и конференций молодых педагогов для организации обмена опытом и идеями по вопросам формирования гражданственности и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

С более подробной информацией о проекте можно ознакомиться на странице

Е.А. Омельченко

Ссылки на публикации в СМИ:

Иностранные участники высоко оценили Московский форум (Сетевое издание «БМ24»)

Иностранные участники высоко оценили Московский форум (Сайт “Первоклассные Родители”)

Иностранные участники высоко оценили Московский форум (Общественно-политический журнал “Национальный контроль”)

Форум для молодых педагогов состоялся в Москве (Общественно-политический журнал “Национальный контроль”)

Форум для молодых педагогов состоялся в Москве (Сетевое издание «БМ24»)

Форум для молодых педагогов состоялся в Москве (Сайт “Первоклассные Родители”)

 

28 / 10 / 2018

Показать обсуждение