17 апреля завершил свою работу Молодёжный форум московских старшеклассников и студентов «Человек 21-го века. Проблемы понимания». Форум завершил интересную и напряженную творческую работу, начавшуюся ещё на II Городской детско-взрослой конференции «Человек 21 века: ценности, идеалы, мировоззрение», подготовленной и проведенной 29 февраля 2016 года в рамках проекта «Университетские субботы» командой герменевтического клуба МПГУ под руководством доцента кафедры психологической антропологии Института детства Н.Б. Ковалевой и Ф.А. Ковалева. Сквозная тема конференции и форума: поступок и его определение; сложности выбора в ситуации «потока», информационного шума, фактической неопределенности «общественного общезначимого». В качестве материала помимо классических текстов, экранизаций и эссе также привлекались мультфильмы: «Икар и мудрецы» Федора Хитрука и «Ветер, который снесет Вам голову» – четырехминутная философская притча от режиссера Robert Löbel. На фестивале творческих идей, а затем и в письменных конкурсных работах (в соответствии с рефлексивно-позиционной методикой «Диалог стихами» Н.Б. Ковалевой) в качестве культурных поводов и опор выступили стихи О. Мандельштама «Ось земная», «Возьми на радость из моих ладоней» и стихотворение И. Бродского «Глаголы». С помощью этих «сложносочиненных» стихотворных высказываний участникам удалось увидеть и показать парадоксальные образы «застывшего потока», людей, уподобившихся «голодным глаголам», которые хотят построить город будущего, но с энтузиазмом, достойным лучшего применения, строят лишь «свое одиночество и отчаяние». Старшеклассники и студенты буквально пережили на себе парадокс ужаса «застывания» в потоке, прочувствовали необходимость решительного и разумного волевого действия как некоей возможности преодоления инерции потока, его бездумного всевластия.
Форум «Человек 21 века. Проблемы понимания» также был организован и проведен той же командой герменевтического клуба МПГУ. Ведущие и модераторы форума – студенты и магистранты МПГУ и других вузов: Светлана Данильчева, Кирилл Береза, Мария Золотова, Светлана Ковалева, Елизавета Курапина, Святослав Прохоров. Участники конференции и форума: более тридцати старшеклассников московских и подмосковных школ, студенты и магистранты МПГУ, РГГУ, других вузов. Работа велась в игровом формате сюжетно-деятельностного медиагерменевтического тренинга на материале трагедии Уильяма Шекспира «Король Лир». Дополнительно в тренинге использовалась уникальная коммуникативно-ролевая игровая (КРИ) технология моделирования ситуации встречи с героем (с Королем Лиром, в роли которого весьма убедительно выступил наш магистрант Леонид Катречко). В попытке вступить с ним в диалог и, в конечном итоге, раскрыть горизонты нового понимания сложной ситуации на основе созданных в мини-группах творческих образов – была выстроена вся содержательная работа. Такая форма требует высокой концентрации внимания, некоторого артистизма и дисциплины мысли от участников и от ведущих (или модераторов), обеспечивающих творческую атмосферу в группе. Или, другими словами, предполагает готовность к совместному поиску идей за счет привлечения разного рода рефлексивно-позиционных методик, специально разрабатываемых комплексов упражнений для повышения познавательной активности, активизации образного мышления, снятия стереотипов и барьеров в общении; то есть для надёжного обеспечения общей работы и положительной групповой динамики. В результате были представлены три разноплановые образные сценические композиции, в которых участники передали свои размышления о том, как разрешить трагические конфликтные ситуации взаимного непонимания, как посмотреть на них из другого условного «пространства–времени», в котором гипотетически аккумулируются предельные смыслы. В итоге Король Лир, ‑ в эти редкие мгновения, которые отпущены человеку, чтобы принять важные жизненные решения, ‑ в совместном диалоге-размышлении со всеми участниками, ‑ находит силы для того, чтобы преодолеть ярость и, сопережив страданию, одиночеству и растерянности любящей его дочери, вновь почувствовать к ней любовь. Значимой культурной опорой для переосмысления участниками всей ситуации стала сценическая композиция, созданная группой Светланы Данильчевой по мотивам стихотворения Максимилиана Волошина «Из бездны» (цикл «Когда время останавливается», написанный им в 1918 году):
«Ни выхода, ни огня /
Времен исполнилась мера. /
Отчего же такая вера /
Переполняет меня? /
Для разума нет исхода, /
Но дух ему вопреки /
И в безднах чует ростки /
Неведомого всхода»
(М. Волошин, 1918.), и представленная в сопровождении емких метафорических иллюстраций. Участники, со своей стороны, получили разнообразный опыт полипозиционной коммуникации как в собственном общении при совместном решении творческой задачи, так и в опыте понимания героя через диалог с ним, инициированный в игровом порядке и в сценической форме. Заметим, что только на второй встрече, то есть уже на форуме «Человек 21 века. Проблемы понимания» появились (были выработаны и художественно выражены на приемлемом уровне) наглядные и детализированные образы (идеи) возможности выхода из ситуации кризиса; освобождения разума и духа «из пленения костной обыденностью» и от замутнённости правильных намерений «всесветными страстями»; то есть деятельного возрождения человека на основе волевого самоопределения к ценностям и идеалам: нравственным долженствованиям сопереживания, любви, веры в «высокое предназначение», – так появляется «живой листок жизни и надежды на, казалось бы, мертвом дереве древнего посоха».
Н.Б. Ковалева, доцент кафедры психологической антропологии Института детства МПГУ.