Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

В МПГУ прошел 8-й Московский городской форум молодых педагогов «Современная школа – пространство становления личности»

Новости МПГУ

1-2 марта 2024 года в Московском педагогическом государственном университете при поддержке Департамента образования и науки города Москвы прошёл 8-й Московский городской форум молодых педагогов «Современная школа – пространство становления личности». Мероприятие приурочено к Году педагога и наставника (2023) и Году семьи (2024). Основными партнёрами выступили Экспертно-консультативный совет родительской общественности при Департаменте образования и науки города Москвы, Профсоюз работников народного образования и науки РФ, а также организаторы экспозиции Министерства просвещения РФ «Мое просвещение» на Международной выставке-форуме «Россия» на ВДНХ, где прошел второй день форума.

Учителя, воспитатели, социальные педагоги, преподаватели, представители руководства и администрации школ, студенты и преподаватели средних специальных и высших учебных заведений Москвы, а также представители партнерских общественных организаций и профессиональных ассоциаций встретились на площадках форума для обмена опытом, презентации ресурсов и практик формирования гражданской и культурной идентичности школьников, воспитания личности, вопросов взаимодействия семьи и школы. В этом году очное участие в мероприятиях двух дней форума приняли более 150 участников из Москвы, в дистанционно формате к работе форума присоединились также участники из пяти других регионов РФ.

Форум открылся двумя мастер-классами, тематика которых была выбрана с учетом запроса молодых учителей Москвы. Преподаватель Учебного центра ГАОУ ДПО города Москвы «Корпоративный университет московского образования», доктор ист. наук Ольга Клишина рассказал участникам о возможностях использования нейросетей в работе учителя. Участники не только познакомились с возможными траекториями применения искусственного интеллекта в подготовке и проведении уроков, но и обсудили риски, сложности обращения к этому инструменту, были затронуты вопросы профессиональной этики и границ применения ресурса.

Преподаватели Московского педагогического государственного университета – зав. кафедрой риторики и культуры речи Института филологии, доктор пед. наук Елена Ерохина и специалист Центра русского языка и культуры имени А.Ф. Лосева, канд. пед. наук Галина Александрова познакомили участников форума с методикой проведения бинарных уроков в школе. В чем отличие бинарного от интегрированного уроков, зачем такой урок проводить двум учителям, почему один междисциплинарный урок может быть эффективнее двух предметных на эти и другие вопросы молодые педагоги узнали не только из теоретической части, но и практически: вместе с ведущими они участвовали в проведении бинарного урока по литературе и ИЗО.

На официальном открытии Форума к участникам с приветственным словом обратилась проректор по дополнительному образованию МПГУ Дарья Кудрявцева. В своём выступлении она отметила важность методической, просветительской и наставнической поддержки молодых педагогов, развитие их профессионального и личного потенциала. Она особо подчеркнула включение в программу вопросов взаимодействия семьи и школы по формированию культурной и гражданской идентичности современных детей, призвала учителей делиться своим личным и профессиональным опытом работы с родителями. Приветствие от партнера форума – Общероссийского Профсоюза образования – зачитал эксперт Департамента общественных связей аппарата Общероссийского Профсоюза образования, куратор Молодёжного педагогического движения Дмитрий Голубев. С напутственным словом к собравшимся обратился руководитель Отдела религиозного образования Московской епархии, канд. пед. наук Иеромонах Онисим (Бамблевский). Он отметил преемственность Года педагога и наставника и Года семьи, неразрывную связь семьи и школы, важность совместных усилий по воспитанию.

На пленарном заседании форума, которое вела декан Факультета регионоведения и этнокультурного образования Института социально-гуманитарного образования МПГУ, доктор ист. наук Елена Омельченко, прозвучали четыре доклада, отразившие разные аспекты заявленного проблемного поля.

О важности и перспективах междисциплинарных исследований в эпоху смены технологического уклада говорил в своем выступлении член-корреспондент РАН, профессор РАН, зав. кафедрой теоретической физики им. Э.В. Шпольского, руководитель лаборатории физики перспективных материалов и наноструктур МПГУ, доктор физ.-мат. наук Андрей Наумов. На примерах междисциплинарных исследований на стыке разных наук он показал, как новые возможности в науке ставят новые и актуализируют старые проблемы в жизни, что их необходимо решать в опережающем порядке, имея дело со сложными системами, а также с учетом социального контекста, в том числе в виртуальной среде.

О социальном запросе и базовых подходах к работе с семьей в общеобразовательных организациях говорила в своем докладе директор ФГБНУ «Институт развития, здоровья и адаптации ребенка», профессор кафедры социальной педагогики и психологии Института педагогики и психологии МПГУ, доктор пед. наук Елена Приступа. Она показала участникам форума, какие задачи стоят перед руководителем школы в связи с заявленными государством мерами поддержки семьи и как это отражаются в каждодневной работе педагога. Особое внимание молодых педагогов было обращено на специфику работы с разными категориями не только детей, но и родителей.

Эмоционально насыщенным и одновременно практико-ориентированным было выступление директора ГБОУ города Москвы «Школа № 1231 имени В.П. Поленова» Виктории Тиуновой. Опираясь на свой многолетний опыт руководства одной из самых старых московских школ, превратившейся в современный крупный образовательный комплекс, она проследила основные тенденции развития школы в пространстве мегаполиса. Обращаясь к молодым педагогам, она подчеркнула, что именно в школе формируется «будущее детство», а также поделилась своими наблюдениями: о педагогическом таланте учителя, о принципиальной невозможности управлять детьми, о воздействии исторической среды и особого культурного контекста на обучение и взросление москвичей. Завершило пленарное заседание форума выступление молодого зам. директора по социализации, воспитанию и безопасности обучающихся ГБОУ города Москвы «Школа № 1297» Федора Шумского, который остановился на том, как современная московская школа решает вопросы сохранения исторической памяти.

Далее работа форума продолжилась в секциях, где молодые учителя имели возможность обсудить вопросы взаимодействия семьи и школы по формированию культурной и гражданской идентичности (Татьяна Дмитриевна Платонова, учитель начальных классов ГБОУ города Москвы «Школа № 2097» и Глеб Васильевич Сазанович, учитель истории и обществознания ГБОУ города Москвы «Школа № 1596».); представить опыт работы учебного заведения по формированию лидерских качеств студентов (Олеся Ивановна Патяник, преподаватель общественно-гуманитарных наук ГБПОУ города Москвы «Политехнический колледж им. Н.Н. Годовикова»); поделиться эффективными коммуникативными методиками взаимодействия с учениками (Ольга Юрьевна Резниченко, учитель истории и обществознания ГБОУ города Москвы «Школа «Покровский квартал»), а также  рассказать об успешных практиках развития личности ребёнка средствами учебного предмета (Юлия Валерьевна Комиссарова, преподаватель общественно-гуманитарных наук ГБПОУ города Москвы «Политехнический колледж им. Н.Н. Годовикова» и коллектив учителей ГБОУ города Москвы «Школа № 2097»: учитель математики Евгения Павловна Акулова; учитель русского языка и литературы Алена Евгеньевна Минязева; учитель английского языка Евгения Александровна Амирова).

Итогом обсуждения предложенных вопросов на мероприятиях форума стал ряд предложений от его участников по развитию проекта в будущем. В частности молодые педагоги высказались за включение в программу большего количества практико-ориентированных площадок в формате фокус-групп по обсуждению сложных, спорных кейсов из педагогической практики.

 

Второй день Форума молодых педагогов прошел на площадках Экспозиции Министерства просвещения России «Мое просвещение» в Павильоне № 57 Международной выставки-форума «Россия» на ВДНХ. Интерактивную экскурсию по выставке «Просвещение: большие перемены» для молодых педагогов провел профессор кафедры педагогики и психологии профессионального образования имени академика РАО В.А. Сластенина Института педагогики и психологии МПГУ, доктор пед. наук Михаил Гончаров. Он рассказал о традициях отечественной педагогики, о знаменитых российских и советских педагогах, о задачах, которые вставали перед школой в разные исторические периоды. В разных пространствах экспозиции молодые педагоги могли позвонить министру просвещения, написать свои пожелания учителям и школьникам, отправиться в прошлое на велосипеде, спеть любимые песни вокруг костра, оказаться внутри художественных полотен о школе. Путешествуя по школе разных десятилетий, участники форума наглядно увидели, какие изменения претерпевали школы и детские сады, а также какие возможности открывают перед детьми и молодёжью инновации современного образования.

После экскурсии молодые педагоги посетили на выбор три мастер-класса: «Педагогические квест-кейсы», «Твоя педагогическая династия», «Обучение работе с 3D ручкой». В этот день программа в Павильоне Министерства просвещения проходила при участии Уральского государственного педагогического университета, участники Форума молодых педагогов имели возможность посетить любые мероприятия, организованные в рамках межвузовского партнерства.

 

М.А. Кривенькая

А.Ю. Орлова

 

04 / 03 / 2024

Показать обсуждение