16 апреля на ММСО под девизом «Изобретая будущее» прошла открытая программа: мастер-классы и профориентационные занятия для школьников, дискуссии о профессиях будущего, лекции для родителей. Эксперты МПГУ выступили модераторами дискуссий, а также прочитали лекцию о тьюторстве.
Жаркие споры вызвала тема онлайн-образования в школе. Руководители ряда сайтов, агрегирующих видеоуроки, записи лабораторных работ и прочий контент для онлайн-образования высказались в пользу скорейшего внедрения его в практику. Основатель сайта Lektorium.tv Яков Сомов отметил, что в России сейчас есть, по крайней мере, 200-300 онлайн-курсов высокого качества, среди которых и физика, и генетика и многое другое. При этом школьные учителя неохотно идут на использование хотя бы части этого багажа на уроках. Представитель Stepic.ru Анна Глотова заметила, что если по естественно-научным дисциплинам у нас много онлайн-контента, то в области гуманитарных наук все не так хорошо. Константин Дегтярев из LinguaLeo.com (сайт специализируется на онлайн-преподавании английского языка) рассказал, что среди их 13 млн пользователей около 1000 учителей из разных городов России, и они используют онлайн-уроки на занятиях в школе. Сайт готов раздавать учителям промо-коды бесплатного доступа к своему контенту.
В то же время, учителя так обрисовали проблему использования онлайн-уроков в школе: когда школьники предоставлены сами себе, они отвлекаются и не занимаются, даже если речь идет об онлайн-курсе подготовки к ЕГЭ. В итоге родители недовольны и все претензии предъявляют учителю. Поэтому школы боятся использовать онлайн-контент. Невозможно представить себе, чтобы на родительском собрании учитель предложил родителям не купить бумажные пособия, а приобрести аккаунты на пользование обучающим сайтом. Кроме того, выяснилось, что школам гораздо проще потратить бюджетные средства на приобретение планшетов или оснащение классов Wi-Fi, чем покупку аккаунтов на обучающих сайтах.
Старшеклассники, присутствовавшие на дискуссии, тоже высказались против использования онлайн-контента для преподавания базовых предметов. По их словам, ученики будут отвлекаться. Кто же будет заставлять их учиться, привлекать внимание к предмету? Другое дело – предметы по выбору, где ученик заранее мотивирован овладеть материалом.
Вместе с тем, в ходе дискуссии были приведены примеры школ, где учителя пытаются загрузить контент онлайн-уроков в электронный журнал. Обсуждалась и школа в Дубне, основанная разработчиками обучающих игр, где на значительной части предметов задействуют видеоуроки.
Однако все сошлись во мнении, что выбор остается за учителем, и если тому неинтересно осваивать новые технологии и выбирать из онлайн-контента то, что подходит для ведения урока – онлайн-уроки так и останутся «за бортом» отечественного образования.
Руководитель Управления маркетинга и коммуникаций Вячеслав Прокофьев выступил модератором дискуссии «Поступай правильно. Критерии выбора образования и признаки хорошего университета».
На дискуссии «Тьютор и тьюторские компетенции родителей» Мария Чередилина, доцент кафедры индивидуализации и тьюторства МПГУ обсудила с аудиторией ситуации, в которых семья прибегает к помощи тьютора. Это и ситуация поступления в детский сад, школу или вуз, и переход из одной школы в другую, из государственной в частную и другие случаи «образовательных разрывов». Были рассмотрены основные техники, которые использует тьютор и основные этапы тьюторского действия. Беседа, наблюдение за ребенком, ведение дневника и организация семейных советов являются основными инструментами тьюторской работы. Были рассмотрены и такие редкие формы работы как личностно-ресурсное картирование. Дискуссия прошла с участием профессионалов, родителей и интересующихся.
Видеоматериал подготовлен отделом видеотехнологий МПГУ
Новости по теме:
Открытие Московского международного салона образования