Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

День открытых дверей

Год защитника отечества. 80 лет Победы

Московский международный салон образования. День третий

Новости образования

Третий день ММСО, 15 апреля, был посвящен проблемам инклюзии, игровых технологий и онлайн-образования. Глава Минобрнауки РФ Дмитрий Ливанов, принявший участие в открытии Федерального ресурсного центра сопровождения детей с аутизмом, отметил важность инклюзивного образования. Сейчас в России каждый 68-й ребенок имеет диагноз “расстройство аутистического спектра”, но, как отметила директор Центра лечебной педагогики Анна Битова, еще 20 лет назад родителям детей с аутизмом некуда было обратиться со своими проблемами. Теперь ситуация значительно улучшилась.

Многие секции в этот день были посвящены играм в образовании. Обсуждались как деловые игры, так и компьютерные, и настольные, и сюжетно-ролевые. “Игра – это моделирование взрослой жизни, она объединяет, потому что интересна как детям, так и взрослым. Высокими требованиями к детям мы можем “выжать” их, а мы должны их мотивировать, и я думаю, что геймификация образования будет только развиваться. Мы должны создать игры, интересные детям других стран, чтобы через них подогреть интерес к истории и культуре России”, – сказал заместитель Министра образования и науки Вениамин Каганов.

Фонд инфраструктурных и образовательных технологий “Роснано” представил компьютерную онлайн-игру Allotrop.ru, стимулирующую интерес учеников к нанотехнологиям в физике и химии. Старшеклассникам предлагается конструировать боевого робота, проходя уровни-паззлы, где они решают конкретные задачи из области оптики, генетики, биологии, химии. Если школьник решил задание с ошибкой, он получает “слабый” фрагмент робота, который не пройдет проверки боем. В игре есть интерфейс для учителя, где можно получить подробный отчет об ошибках ученика в решении задач. Круглый стол, посвященный обсуждению этой новинки, релиз которой выйдет в декабре, вел директор Института “Высшая школа образования” МПГУ Константин Зискин.

Игра вызвала как восторженные, так и критические отзывы. Почетный профессор американского Института инженеров по электротехнике и радиоэлектронике (IEEE) Кралось Вас де Карвахо заметил, что это не первый случай, когда обучать школьников физике берутся создатели компьютерных игр. Он привел в пример популярную игру Angry Birds: в ней есть ряд уровней, где нужно конструировать из деталей аппараты для подъема объекта по разным извилистым траекториям. Научный сотрудник Университета прикладных наук (Берлин) Мартин Стейнике подтвердил, что обучение через игры – мировой тренд. А разработчик игры Андрей Комиссаров сказал, что согласен со словами основателя игровой компании Nival Сергея Орловского: “Дайте нам 1/10 бюджета РФ на образование и мы сделаем игры, с помощью которых ученики освоят школьную программу.”

Юрий Молодых из Московского государственного машиностроительного университета поделился своим опытом создания игры, развивающей навыки конструирования космических спутников “Орбита”. Всероссийский турнир по этой игре прошел в прошлом году. В финале школьники конструировали спутники и посадочные модули уже из железных деталей и моделировали их запуск на орбиты. Однако, идея использовать компьютерную игру в школе пришлась не по вкусу учителям. Те сразу высказали сомнения, что в школе найдется время на подобные эксперименты, и что ученикам понравится конструировать роботов, решая для этого задачи. Вместе с тем, представитель Школьной лиги “Роснано” (в которую входят несколько десятков школ) высказалась за подобное начинание, сказав, что во многих школах уже введен урок под названием “Проект”, а скоро будет внедрена аналогичная практика “Игра”.

Большой интерес также вызвало обсуждение электронных учебников, которые начинают внедрять издательства “Дрофа” и “Венчана”. Как рассказал главный редактор ИД “Первое сентября” Артем Соловейчик, уже подготовлено 485 таких учебников для школьных планшетов, при том, что федеральный перечень содержит около 1200 наименований. Плюс виртуальных учебников в том, что они не устаревают, учителю легко их раздавать ученикам из личного кабинета на сайте. Министерство образования Московской области запустило проект, когда школа сразу оптом заказывает и оплачивает около сотни учебников для всех классов. По словам Соловейчика, уже 17 тыс. учеников Московской области получили электронные учебники на свои планшеты, и такая практика скоро распространится во всех школах.

Для создания качественных электронных учебников создан Общественный педсовет, в который, в частности, вошли академики Александр Асмолов и Виктор Болотов, ректор МПГУ академик Алексей Семенов, научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин и другие. Образован фонд поддержки инициатив в области развития учебного книгоиздания размером 500 млн руб., который профинансирует старт-апы, создающие электронные учебники. С одной стороны, виртуальный учебник хорош тем, что там есть мультимедиа-контент и тесы, но с другой, он плох для начальной школы, которая тренирует навыки, отметил Соловейчик.

На тему онлайн-образования также выступила профессор кафедры технологии и профессионального обучения ИФТИС МПГУ Марина Вайндорф-Сысоева. В своем докладе она обрисовала проблему современного учителя так:

“Новые технологии обрушились на нас в огромном количестве, главная проблема сейчас – как выбрать из них подходящее и как использовать эти новые технологии в образовании. Благодаря блогам в социальных сетях, многих учителей сейчас знают в лицо, и это хорошо: учитель должен быть на виду. Человек сейчас учится в течение всей жизни, но всегда ли эффективно обучение? Мы не должны доверять всему, что предлагает рынок, а должны тщательно отбирать лучшие методы. Учить завтрашних учителей в педвузе должны те, кто не боятся открыто говорить о своих практиках в блогах и на сайтах. Учитель обязан учитывать теперь “клиповое” мышление учащихся, которые “скандируют” информацию и, если первый “слайд” им не понравился, отключаются.”

При этом педвуз должен научить учителя владеть программными приложениями и интерактивной доской”, уверена Вайндорф-Сысоева. Из навыков университетской программы особенно важной в цифровую эпоху она считает возрастную психологию и педагогику.

Наконец, заместитель гендиректора ЮНЕСКО по вопросам образования Цянь Тан высказался на ММСО о необходимости создавать возможности обучения в течение всей жизни, в частности, обучения пожилых. Он сказал, что это важнейшая проблема для России на ближайшие 15 лет, как и для многих других стран.

16 / 04 / 2016

Показать обсуждение