Ученые МПГУ приняли участие в обсуждении методических рекомендаций по подготовке и апробации элективных курсов, посвящённых основам семейного уклада и семейных традиций для учащихся и их родителей. Об этом на пресс-конференции в РИА Новости 23 мая рассказала декан Факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ Маргарита Парамонова.
В пресс-конференции также приняли участие ответственный секретарь координационного совета Национальной родительской ассоциации Алексей Гусев, ректор Академии инновационного образования и развития Ольга Рубцова. Из региональных студий к дискуссии подключились представители органов управления образованием Нижегородской области, Оренбургской области и Чеченской Республики.
Методические рекомендации, представленные на пресс-конференции, адресованы российским педагогам, ученикам и их родителям. Этот документ подготовлен Национальной родительской ассоциацией с участием широкого круга экспертов, отметил Алексей Гусев. Изучался лучший опыт, яркие практики, интересные подходы в общем образовании к отражению семейной тематики и формированию семейных ценностей. Большую роль в этой работе сыграло Министерство просвещения Российской Федерации (в недавнем прошлом – Минобрнауки России) и лично министр Ольга Васильева. В канун Дня защиты детей методические рекомендации, доработанные по итогам общественного обсуждения, будут направлены в региональные и муниципальные органы власти.
Основная задача методических рекомендаций – определить ключевые принципы, параметры и методологические подходы к формированию учебных курсов и других мероприятий, посвященных семейной тематике, которые проводятся для родителей и детей. Таким образом, впервые за долгие годы дан исчерпывающий ответ на вопрос, как вовлечь родителей в жизнь школы, наладить диалог школы и семьи, как сформировать у школьников приверженность семейным ценностям, способствуя их духовно-нравственному воспитанию и развитию. «Семейные ценности, взаимодействие семьи и школы – это фундаментальные основы процесса воспитания детей», – заключил Алексей Гусев.
Важно, что и Министерство просвещения, и Национальная родительская ассоциация подчеркивают недопустимость унификации и формализации семейной тематики в образовательном процессе. Никто не собирается вводить отдельный обязательный предмет, посвященный вопросам семейной жизни. Стоит другая задача: тема семьи должна проникнуть в самые разные предметы, в самые разные формы урочной и внеурочной деятельности, и для этого необходим большой методически арсенал. Необходим индивидуальный подход к каждому ребенку, понимание его личной семейной ситуации, соблюдение принципа «не навреди».
Завершая свое выступление, Алексей Гусев поблагодарил МПГУ, «главный и наиболее основательно работающий педагогический университет страны», за сотрудничество в вопросах формирования семейных ценностей у детей и родителей.
«Представители сразу нескольких факультетов МПГУ участвовали в первом обсуждении проекта методических рекомендаций, разработанных Национальной родительской ассоциацией. Мы высказывали самые разные предложения, и, надеюсь, они будут воплощены в жизнь», – сообщила участникам пресс-конференции декан Факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ Маргарита Парамонова.
Данный проект Министерства просвещения по разработке методических рекомендаций с целью популяризации семейных ценностей реализуется очень своевременно, так как проблема назрела и требует быстрых, срочных решений, подчеркнула Маргарита Парамонова. Важность формирования семейных ценностей, понимание приоритета семьи не вызывает сомнений, и лишь общими усилиями можно изменить ситуацию к лучшему. При этом методические разработки по данной тематике пока сконцентрированы в основном в дошкольном образовании – приоритет семейных ценностей отражен в учебно-методических комплектах ко многим программам дошкольного образования («От рождения до школы», «Истоки», «Радуга», «Детство» и другие), соответствующую литературу в большом объеме выпускают ведущие российские издательства образовательной литературы.
Однако и в дошкольном, и в школьном образовании есть существенная проблема: в вопросах семейного воспитания и формирования семейных ценностей современные родители зачастую больше доверяют ресурсам Интернета, нежели профессиональным педагогам, отметила Маргарита Парамонова. В Интернете можно найти методические разработки по этой тематике, сценарии мероприятий, конспекты занятий. По мнению декана факультета, эти материалы далеко не всегда подготовлены профессионально, зачастую вызывают много вопросов и являются весьма спорными. Так что профессионалам нужно усиливать свое присутствие в Интернете, поддерживать, продвигать и популяризировать качественные образовательные ресурсы, чем, собственно, занимается Национальная родительская ассоциация.
При наличии богатого опыта и значительного объема разнообразных методических материалов по работе с семьей, в целом ситуация по формированию семейных ценностей у детей пока кардинально не меняется и остается достаточно тревожной. А имеющиеся в большом количестве методические материалы весьма разрознены, не систематизированы, централизованной оценки их качества и отбора нет», – высказала опасение Маргарита Парамонова. По ее мнению, назрела необходимость создания на базе образовательных организаций центров сопровождения и психолого-педагогической поддержки семьи, о чем свидетельствует поддержка Министерством просвещения организаций, открывающих такие центры.
Декан Факультета дошкольной педагогики и психологии подчеркнула и необходимость изучения опыта прошлых лет, возрождения и адаптации под сегодняшние реалии наиболее успешных форм работы с семьей. «В советские годы преподаватели МГПИ имени В.И.Ленина активно занимались просвещением родителей, ездили с лекциями по городам страны, даже в годы Великой Отечественной войны проводили занятия с родителями и педагогами, писали книги для родителей, – напомнила она. – В очень доступной форме, в том числе, и на страницах книг давали ответы на сложные вопросы, задаваемые родителями».
Для достижения реальных результатов в решении государственной задачи формирования семейных ценностей у детей и молодежи необходимо объединение усилий науки и практики, заключила Маргарита Парамонова. По ее мнению, при разработке и совершенствовании методических рекомендаций, создании учебно-методических комплектов, отборе практических материалов целесообразно привлекать научно-педагогические кадры из вузов и исследовательских институтов. МПГУ в содружестве с другими организациями может выступить разработчиком теоретико-методологических основ данных материалов, провести исследование, анализ и обобщение полученных результатов с целью выстраивания дифференцированных программ педагогического просвещения с учетом особенностей целевой аудитории. Университет уже выступил с предложением провести масштабное исследование портрета современного ребенка и выявить ожидания современных родителей. МПГУ также считает необходимым подготовку будущих и действующих педагогов к содержательному и продуктивному общению с родителями на основе партнерских отношений в соответствии с современными требованиями.
Маргарита Парамонова подчеркнула, что методические рекомендации, подготовленные Национальной родительской ассоциацией, – хороший старт нового этапа родительского просвещения и формирования у обучающихся семейных ценностей, важный фактор гуманизации и обеспечения стабильного развития общества.
C видеозаписью пресс-конференции можно ознакомиться здесь: