Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

МПГУ формирует будущее российской науки

Наука

Московский педагогический государственный университет впервые принял участие в организации и проведении Всероссийского форума научной молодежи «Шаг в будущее» (организатор – МГТУ им. Н.Э. Баумана).

23 марта в рамках форума в МПГУ состоялось пленарное заседание симпозиума «Наука, техника, искусство: взгляд в будущее», которое открыл ректор МПГУ академик А.Л. Семенов.

http://old.mpgu.org/news/2015/03/25/mpgu_shagaet_v_budushchee/

 

24 и 25 марта работала секция по актуальным вопросам лингвистики и литературоведения (научный руководитель – проректор, зав.кафедрой русской литературы Л.А. Трубина).

Участниками форума были юные исследователи – победители федеральных окружных соревнований, ученики 6 – 11 классов из разных регионов России: Краснодарского, Алтайского, Ставропольского края, Челябинской, Тульской, Самарской, Иркутской, Псковской, Мурманской областей, Республик Саха (Якутия), Коми, Тыва.

Участники представили результаты своей научно-исследовательской (проектной) деятельности членам жюри – профессорам и доцентам Института филологии и иностранных языков МПГУ. Среди членов жюри – д.ф.н., проф. кафедры русской литературы Е.Г. Чернышева, Я.В. Солдаткина и О.В. Дефье, к.п.н., зав.кафедрой общего и прикладного языкознания О.Е. Дрозова, д.ф.н., проф. кафедры общего и прикладного языкознания В.Н. Базылев, к.ф.н., доц. кафедры всемирной литературы Н.Г. Калинникова и Н.В. Соломатина, к.ф.н., доц. кафедры русского языка Е.А. Панова, к.ф.н., доц. кафедры общего и прикладного языкознания О.И. Авдеева, к.ф.н., доц. кафедры русской литературы А.В. Пашков.

Было заслушано и обсуждено 36 научных докладов.

Жюри отметило высокий научный уровень подготовленных школьниками проектов. Они были посвящены анализу творчества современных писателей (В. Пелевина, Л. Петрушевской), новых явлений литературного процесса (funfiction, сетевой литературе), сопоставительным аспектам в литературе (роли мифа, образу Дон-Кихота в русской и зарубежной литературе и т.д.) и лингвистике (употребление знаков препинания, сравнительный анализ междометий в русском и английском языках). Все защиты сопровождались мультимедийными презентациями.

По каждому выступлению состоялась дискуссия. Острые и содержательные вопросы задавали сами ребята. Члены жюри вели с конкурсантами «разговор на равных», что еще раз свидетельствует о высоком уровне научной подготовки.

24 марта в день открытия работы секции для участников был организован квест – увлекательное путешествие по легендарному корпусу на Пироговке. Вместе с доцентом кафедры русской литературы, одним из хранителей песенно-поэтических традиций филфака МПГУ Н.Ю. Богатыревой и бессменными организаторами мероприятий Института филологии и иностранных языков А.Боголюбовым и Ю.Добряк студенты разработали маршрут по культовым местам главного корпуса: «Собачка», «Парнас», «Теплая лестница», читальный зал библиотеки…

На каждом этапе школьников «встречали» знаменитые выпускники МГПИ – МПГУ: Юрий Визбор в компании с Владимиром Красновским и Юрием Ряшенцевым, Ада Якушева со своим вокальным ансамблем, писатель и моряк Виталий Коржиков, режиссер Петр Фоменко, писатель Юрий Коваль… Их роли с блеском исполнили студенты филологического факультета. Они пели, читали стихи и задавали вопросы ребятам. А потом все вместе спели гимн МПГУ. На память гостям вручили буклеты с текстом самых знаменитых песен «поющего педагогического».

25 марта юные исследователи и их научные руководители приняли участие в работе дискуссионной площадки под руководством доцента кафедры риторики и культуры речи Е.Л. Ерохиной. Ее темой стали вопросы формирования исследовательских и коммуникативных навыков современных школьников. Участники отметили актуальность работы по проведению самостоятельного исследования и представления его результатов в жанре письменного и устного доклада. В ходе работы дискуссионной площадки был проведен анализ представленных на секции работ, даны рекомендации научным руководителям по совершенствованию исследовательского обучения.

26 марта состоялось долгожданное подведение итогов. Каждый участник получил свидетельство, а победителям были вручены дипломы I, II, III степеней.

Лауреатами конкурса III степени стали:

Индеева Айталина Альбертовна, ученица 11 класса МОБУ «Якутский городской лицей», Республика Саха (Якутия), г. Якутск, за работу «Функции цветовых прилагательных в художественном произведении (на примере произведений Дины Рубиной)» (научный руководитель: Костина Галина Михайловна, учитель русского языка и литературы)

Алексеев Айнат Нифонтович, ученик 10 класса МБОУ «Хагынская средняя общеобразовательная школа», Республика Саха (Якутия), Вилюйский район, с. Кирово, за работу «переводческие трансформации в стихотворении «Парус» М.Ю. Лермонтова» (научный руководитель: Филиппова Марианна Федоровна, учитель русского языка и литературы высшей категории)

Петайкина Карина Сергеевна, ученица 11 класса МБОУ «Лицей №13», Челябинская область, г. Троицк, за работу «Fanfiction как феномен сетевой литературы» (научный руководитель: Лысенко Мария Сергеевна, преподаватель русского языка и литературы)

Скрынник Илья Константинович, ученик 9 класса МБОУ «СОШ №3», Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, город Радужный, за работу «Миф и Толкин. роль мифа в создании волшебных образов в повести «Хоббит» и трилогии «Властелин колец» (научный руководитель: Суходолина Татьяна Викторовна, учитель русского языка и литературы)

 

Дипломами II степени награждены:

Коротин Матвей Сергеевич, ученик 6 класса МБОУ «Лицей № 11», Челябинская область, г. Челябинск, за работу «Лингвистические особенности в формировании наименований улиц города Челябинска» (научный руководитель: Антонова Людмила Михайловна, учитель русского языка)

Лукашевский Никита Антонович, ученик 9 класса МБОУ «Лицей № 11», Челябинская область, г. Челябинск, за работу «Оппозиция «свет – тьма» как структурный стержень рассказа Л. Петрушевской “Черное пальто”» (научный руководитель: Кондакова Анна Анатольевна, учитель литературы высшей категории)

Игнатова Полина Владиславовна, ученица 11 класса ГОШИ «Гимназия искусств при Главе Республики Коми» им. Ю.А. Спиридонова, Республика Коми, г. Печора, за работу «Библейские мотивы в стихотворном сборнике Александра Лужикова “Енэжшöрса ордым” (“Небесный путь”)» (научный руководитель: Зварич Лидия Яковлевна, учитель коми языка и литературы)

 

БЕССПОРНЫМИ ПОБЕДИТЕЛЯМИ ПРИЗНАНЫ:

Нечаева Анастасия Евгеньевна, ученица 11 класса НОУ СОШ «Православная школа во имя праведного Иоанна Кронштадтского», Алтайский край, г. Бийск, за работу «Судьба церковнославянских глаголов с неполногласной приставкой пре- в современном русском литературном языке» (научный руководитель: Шкуропацкая Марина Геннадиевна, профессор кафедры русского языка и литературы Алтайской государственной академии образования имени В.М. Шукшина)

Серебренников Александр Дмитриевич, ученик 11 класса МБОУ «Гимназия № 1», Мурманская область, г. Полярные Зори, за работу «Образ “героя нашего времени” в произведении В.Пелевина «Generation “П”» (научный руководитель: Савина Светлана Владимировна, учитель русского языка и литературы)

Нечаева А.Е. была также признана абсолютным победителем форума 2015 г. среди лучших работ в области гуманитарных наук, награждена нагрудным знаком «Школьник-исследователь» и удостоена премии для поддержки талантливой молодежи.

В номинации «Лучшая работа среди юных участников форума» победила Резюкина Валерия Андреевна, ученица 7 класса МБОУ «СОШ №7 им. В.Н.Пушкарева», Псковская область, г. Остров.

Кроме того, Резюкина В.А. и Лукашевский Н.А. получили рекомендации на назначение стипендии программы «Шаг в будущее».

А три лучших работы (Нечаевой А.Е., Серебренникова А.Д., Игнатовой П.В.) будут опубликованы в сборнике научных трудов программы.

Самые активные и яркие участники были также удостоены специальных призов жюри.

По решению ректора А.Л.Семенова участники и победители форума будут иметь преимущества при поступлении в МПГУ: диплом участника дает возможность получить 1 дополнительный балл к результатам ЕГЭ, диплом II и III степени – 2 балла, I степени – 3 дополнительных балла.

 

В следующем году предполагается расширить тематику секций на базе МПГУ. Это позволит привлечь в наш университет талантливую молодежь и внести достойный вклад в развитие интереса школьников и студентов к самостоятельной творческой деятельности.

01 / 04 / 2015

Показать обсуждение