14 апреля стартовал очный тур ежегодного Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ «XXII Чтения им. В.И. Вернадского». В этом году участие в нем приняли более 700 школьников из 65 регионов России, а также из Чехии, Словакии, Белоруссии и Казахстана.
Среди организаторов конкурса – Министерство образования и науки Российской Федерации, Российская академия наук, Департамент образования города Москвы, Московский педагогический государственный университет.
Работы участников включают исследования естественно-научной и гуманитарной направленности, распределенные на 29 секций. Любой школьник может подать свое исследование на заочный тур и получить отзыв специалиста (это сотрудники московских вузов и научно-исследовательских институтов). Авторы наиболее интересных работ приглашаются в Москву на очный тур. Здесь в течение четырех дней они общаются со своими коллегами – и начинающими, и представителями «взрослой» науки. Программа конкурса включает стендовую сессию для участников и экспертов конкурса, презентации и доклады по секциям, а также лекции известных ученых, экскурсии и посещение музеев.
Торжественное открытие чтений по традиции прошло в образовательном комплексе «Воробьевы горы».
Участникам мероприятия было прочитано приветствие директора Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки России Александра Эдуардовича Страдзе. В нем подчеркнута особая важность проектной исследовательской деятельности молодого поколения, результаты которой показаны на этом конкурсе.
В торжественном открытии чтений приняли участие почетный член РАО, доктор психологических наук, профессор Диана Борисовна Богоявленская, Президент Неправительственного экологического фонда им. В.И. Вернадского, член-корреспондент РАН Владимир Александрович Грачев, заместитель руководителя Департамента образования г. Москвы Игорь Сергеевич Павлов, директор ГБПОУ «Воробьевы горы» Андрей Анатольевич Шашков, директор Центра образования № 1679 Владимир Николаевич Просвиркин.
Наш университет включен в работу этого проекта более 20 лет, и с каждым годом она углубляется.
С приветственным словом перед участниками и гостями конкурса выступил ректор МПГУ академик Алексей Львович Семенов. Он рассказал о том, какой большой вклад в развитие отечественной науки внес В.И. Вернадский, а также что именно благодаря ему роль исследователя стала универсальной.
Обращаясь к школьникам, ректор МПГУ пожелал им успехов не только на Чтениях, но прежде всего в личном поиске: «Современный мир дает человеку много возможностей, но и требует постоянного освоения новых методов работы. Те, кто занимаются исследованиями, обладают огромными преимуществами. Замечательно, что вы включены в этот процесс уже сейчас. А участие в этом конкурсе еще важно и тем, что приобщение к наследию Вернадского, широте его взглядов помогает не только осознать значение его деятельности, но и помогает формированию целостного взгляда на мир».
Сотрудники МПГУ ведут активную работу по организации и проведению конкурса. Так, заведующий кафедрой психологической антропологии Института детства Алексей Сергеевич Обухов руководит программой конкурса «Научный лекторий» и секцией «Человек в современном мире», разрабатывает концепции психологического направления и работы детского жюри. Профессор этой кафедры Валентина Ивановна Максакова руководит секцией «Образование: история и современность», а доцент Инна Сергеевна Конрад курирует работу с общественностью и руководит издательским направлением. В качестве экспертов в конкурсе принимают участие преподаватели и магистранты Института детства, факультета педагогики и психологии.
Открытие Чтений посетили более 150 студентов факультетов начального образования и педагогики и психологии МПГУ, которые не только знакомились с результатами научных изысканий подростков, но и выполняли задания в рамках семинаров по психологии и педагогике: наблюдение за работой на стенде, способы репрезентации, выяснение мотивации к участию в таких мероприятиях. Кроме того, включение в работу Чтений – возможность познакомиться не только с детьми-исследователями, но и их руководителями, а также получить представление (и консультации) о том, как выстроить учебное исследование, что будущим педагогам обязательно пригодится – уже в их работе.
У посетивших конкурс студентов остались самые яркие впечатления. Анастасия Пучкова (4 курс факультета педагогики и психологии): «Впечатление конкурс произвел огромное! Больше всего поразила увлеченность детей своими темами! Причем они все такие открытые: с удовольствием рассказывают о том, что сделали, как пришли к тем или иным выводам, готовы ответить на все твои вопросы. А это делает работу еще привлекательней, и даже вызывает желание узнать побольше о тех сферах науки, которые с твоей основной деятельностью напрямую не связанны, – о тех же самых физике и химии!»
Оксана Армягова (1 курс факультета начального образования): «Участники просто поразили подготовкой наглядного материала: на стенде не просто плакат или картинки, а целые лаборатории и выставки! Это замечательный пример того, как надо готовиться к выступлению на конференции!».
Подробная информация о конкурсе здесь