Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

МПГУ на открытии ежегодных Чтений имени В.И. Вернадского

Новости образования

14 апреля стартовал очный тур ежегодного Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ «XXII Чтения им. В.И. Вернадского». В этом году участие в нем приняли более 700 школьников из 65 регионов России, а также из Чехии, Словакии, Белоруссии и Казахстана.

Среди организаторов конкурса – Министерство образования и науки Российской Федерации, Российская академия наук, Департамент образования города Москвы, Московский педагогический государственный университет.

Работы участников включают исследования естественно-научной и гуманитарной направленности, распределенные на 29 секций. Любой школьник может подать свое исследование на заочный тур и получить отзыв специалиста (это сотрудники московских вузов и научно-исследовательских институтов). Авторы наиболее интересных работ приглашаются в Москву на очный тур. Здесь в течение четырех дней они общаются со своими коллегами – и начинающими, и представителями «взрослой» науки. Программа конкурса включает стендовую сессию для участников и экспертов конкурса, презентации и доклады по секциям, а также лекции известных ученых, экскурсии и посещение музеев.

Торжественное открытие чтений по традиции прошло в образовательном комплексе «Воробьевы горы».

Участникам мероприятия было прочитано приветствие директора Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки России Александра Эдуардовича Страдзе. В нем подчеркнута особая важность проектной исследовательской деятельности молодого поколения, результаты которой показаны на этом конкурсе.

В торжественном открытии чтений приняли участие почетный член РАО, доктор психологических наук, профессор Диана Борисовна Богоявленская, Президент Неправительственного экологического фонда им. В.И. Вернадского, член-корреспондент РАН Владимир Александрович Грачев, заместитель руководителя Департамента образования г. Москвы Игорь Сергеевич Павлов, директор ГБПОУ «Воробьевы горы» Андрей Анатольевич Шашков, директор Центра образования № 1679 Владимир Николаевич Просвиркин.

Наш университет включен в работу этого проекта более 20 лет, и с каждым годом она углубляется.

С приветственным словом перед участниками и гостями конкурса выступил ректор МПГУ академик Алексей Львович Семенов. Он рассказал о том, какой большой вклад в развитие отечественной науки внес В.И. Вернадский, а также что именно благодаря ему роль исследователя стала универсальной.

Обращаясь к школьникам, ректор МПГУ пожелал им успехов не только на Чтениях, но прежде всего в личном поиске: «Современный мир дает человеку много возможностей, но и требует постоянного освоения новых методов работы. Те, кто занимаются исследованиями, обладают огромными преимуществами. Замечательно, что вы включены в этот процесс уже сейчас. А участие в этом конкурсе еще важно и тем, что приобщение к наследию Вернадского, широте его взглядов помогает не только осознать значение его деятельности, но и помогает формированию целостного взгляда на мир».

Сотрудники МПГУ ведут активную работу по организации и проведению конкурса. Так, заведующий кафедрой психологической антропологии Института детства Алексей Сергеевич Обухов руководит программой конкурса «Научный лекторий» и секцией «Человек в современном мире», разрабатывает концепции психологического направления и работы детского жюри. Профессор этой кафедры Валентина Ивановна Максакова руководит секцией «Образование: история и современность», а доцент Инна Сергеевна Конрад курирует работу с общественностью и руководит издательским направлением. В качестве экспертов в конкурсе принимают участие преподаватели и магистранты Института детства, факультета педагогики и психологии.

Открытие Чтений посетили более 150 студентов факультетов начального образования и педагогики и психологии МПГУ, которые не только знакомились с результатами научных изысканий подростков, но и выполняли задания в рамках семинаров по психологии и педагогике: наблюдение за работой на стенде, способы репрезентации, выяснение мотивации к участию в таких мероприятиях. Кроме того, включение в работу Чтений – возможность познакомиться не только с детьми-исследователями, но и их руководителями, а также получить представление (и консультации) о том, как выстроить учебное исследование, что будущим педагогам обязательно пригодится – уже в их работе.

У посетивших конкурс студентов остались самые яркие впечатления. Анастасия Пучкова (4 курс факультета педагогики и психологии): «Впечатление конкурс произвел огромное! Больше всего поразила увлеченность детей своими темами! Причем они все такие открытые: с удовольствием рассказывают о том, что сделали, как пришли к тем или иным выводам, готовы ответить на все твои вопросы. А это делает работу еще привлекательней, и даже вызывает желание узнать побольше о тех сферах науки, которые с твоей основной деятельностью напрямую не связанны, – о тех же самых физике и химии!»

Оксана Армягова (1 курс факультета начального образования): «Участники просто поразили подготовкой наглядного материала: на стенде не просто плакат или картинки, а целые лаборатории и выставки! Это замечательный пример того, как надо готовиться к выступлению на конференции!».

Подробная информация о конкурсе здесь

15 / 04 / 2015

Показать обсуждение