Директор Института журналистики, коммуникаций и медиаобразования, проректор по связям с общественностью Татьяна Владимирова выступила с докладом на ММСО в дискуссии «Реализация задач федерального проекта «Образование» в непрерывной подготовке педагогических кадров».
«Непрерывное педагогическое образование: проблемы и поиски» – тема выступления проректора МПГУ. Татьяна Владимирова акцентировала внимание участников дискуссии на том, что в России складывается парадоксальная ситуация, когда не хватает научных исследований и грантов на исследования по педагогике и дидактике.
– В нацпроекты «Учитель будущего» и «Образование» необходимо включать научные исследования о качестве базовой подготовки педагогов, отображающие то, что сегодня изменилось в образовании, – прокомментировала Татьяна Владимирова. – Сегодня важным является включение области «Образование и педагогические науки» в перечень приоритетных научных направлений и выделение финансирования для опережающего научного обеспечения развития образования.
Также Владимирова рассказала о функционировании модели непрерывного педагогического образования, разработанной сотрудниками МПГУ. Проректор по связям с общественностью вуза также отметила, что должна быть госполитика и нормативно-правовое и методическое обеспечение этого вопроса, необходимо усиливать тенденцию развития опорных центров непрерывного педагогического образования и развивать в масштабе страны. За базовую модель реализации этой идеи Татьяна Владимирова предложила взять успешно реализованную МПГУ ранее программу по подготовке вожатых, когда в каждом федеральном округе функционировал окружной координационный центр, который регулировал деятельность по этому вопросу.
Владимирова также выразила беспокойство по поводу снижения количества бюджетных мест на программы педагогического профиля при дефиците педкадров в регионах России. Сегодня педагогические вузы не влияют на процедуру формирования количества бюджетных мест. Татьяна Владимирова предложила для актуализации и расширения непрерывного педагогического образования учитывать предложения педагогических вузов по этому вопросу и дать им возможность влиять на формирование контрольных цифр приема.
Необходимо актуализировать федеральные государственные образовательные стандарты высшего и средне-профессионального образования, убеждена Татьяна Владимирова. Эксперт предлагает практику, применимую ранее, когда выпускники колледжей поступали в вуз и обучались по ускоренной программе, обсудить на всех возможных площадках и внести на рассмотрение в Министерство просвещения. Это привлечет внимание к педагогической профессии и усилит мотивацию желающих работать педагогом, уверен эксперт.
Решение этого вопроса может повлиять на реализацию проекта «Земский учитель». Здесь важна разработка научно-методического и правового обеспечения многопрофильной подготовки учителя сельской школы, в том числе и для выпускников СПО.
В непрерывном педагогическом образовании Татьяна Владимирова предлагает усилить воспитательную составляющую. В программах подготовки педкадров на всех уровнях (среднее профессиональное, высшее образование, и дополнительное профессиональное образование) по мнению спикера должны выйти специализированные педагогические модули, которые направлены на обеспечение готовности воспитательной деятельности – вожатская, волонтерская, социальная работа. Это необходимо, чтобы привнести элемент практической деятельности в систему получения образования и подготовить молодых людей, которые социально-ориентированы к педагогической профессии. Отметим, что Министерство просвещения сегодня реализует программу «Цифровое волонтероство», в рамках которого обучающиеся помогают педагогам в школах и детям не прекращать образовательный процесс в ситуации угрозы распространения коронавирусной инфекции.
Также Татьяна Владимирова затронула тему обновления материально-технической базы и инфраструктуры, которые в большинстве педагогических вузов страны не соответствует современным требованиям и отстает от уровня оснащения школ.
В дискуссии также приняли участие ректор Томского государственного педагогического университета Андрей Макаренко, ректор Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А.Добролюбова, профессор кафедры теории и практики немецкого языка Жанна Никонова, ректор Ульяновского государственного педагогического университета им.И.Н.Ульянова Игорь Петрищев. Модератором выступил куратор кластеров «Высшее образование» и «Среднее профессиональное образование» на ММСО Александр Молчанов.