Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ОДИН ДЕНЬ В УНИВЕРСИТЕТЕ

МПГУ помог в поиске себя

Новости МПГУ

Каждый год абитуриентам приходится выбирать свою будущую профессию, но они точно не знают, кем хотят стать в будущем. Мы поговорили с Руководителем Лаборатории студенческих инициатив Института филологии, преподавателем кафедры риторики и культуры речи, ведущим многих общеуниверситетских мероприятий Александром Сергеевичем Боголюбовым. Наш корреспондент узнал, как он добивался успеха в своем деле и какую роль в его жизни сыграл университет.

– Какой Институт, направление и профиль Вы окончили?

А.Б.: Мне хотелось получить гуманитарное образование именно в этом вузе. Его рекомендовала одна моя хорошая знакомая, которая тогда переходила на второй курс. У меня на тот момент было желание пойти на «Журналистику». Тогда это направление было именно на базе филологического факультета, сейчас он носит название Институт филологии. Данная сфера была мне близка по духу, но, когда я увидел конкурс – 11 человек на место – я понял, что на бюджет я, наверное, не пройду. Я не чувствовал в себе какие-то силы и определенную уверенность. И мой взгляд упал на специальность “Русский язык, литература и история”. Историю России на тот момент я знал неплохо, ходил до этого на курсы, мне это было интересно, и я остановился на этой специальности. Я считаю, что сделал правильный выбор.

– Почему выбрали именно это направление?

А.Б.: Хоть у меня и было педагогическое направление, преподавателем я себя не видел. Ни в школе, ни тем более в вузе. Мне было интересно получить гуманитарное образование, в которое бы входили такие дисциплины, как литература, родной мой русский язык, история, являющаяся на тот момент моим увлечением. Мне казалось, что я получу хорошее педагогическое образование, после чего уйду в сферу журналистики. Потом все поменялось. Мои ценности, ориентиры изменились уже к окончанию университета. Это нормально, что с каждым годом, именно после школы, мы меняемся.

– Волновались ли Вы при поступлении?

А.Б.: Да, как и любой человек, в жизни которого наступает новый этап. Конечно, меня родители успокаивали: «Если не пройдешь на бюджет, пойдешь на платное». Но была личная сверхзадача, которую хотелось выполнить. Были переживания и ощущение страха, когда ты ищешь себя в этих списках с результатами и, в итоге, находишь. Не с первого раза, конечно, потому что все плывет перед глазами, фамилии сливаются. И ты понимаешь, что, да, ты прошел! Это ни с чем не сравнимое ощущение.

– Вспомните, каким был Ваш первый день учебы и знаменитое посвящение в студенты?

А.Б.: Первый день учебы, честно, не помню, но вот последние дни августа — да. Приемная комиссия на определенном этапе назначает дату собрания для первокурсников. На всех факультетах это происходит по-разному. У нас встреча состоялась 27 августа. Я запомнил число, но не мог вспомнить месяц, думал, что 27 июля. Приехал по этому адресу, нашел здание, зашел, было тихо и пусто. Все в отпусках, в корпусе только охрана. Меня спросили: «А вы куда?». Оказалось, что собрание в августе. Со мной были еще какие-то три заблудившиеся студентки. Я не помню, с какого они факультета, до сих пор интересно, кто эти три человека, которые перепутали месяц. Тогда я не прошел дальше охраны и не видел университет изнутри. И вот 27 августа, я первый раз зашел в корпус и моему взгляду открылся этот атриум и знаменитый «шуховский» купол. Тогда я понял, что мне просто повезло, я буду учиться здесь, в таком историческом и светлом месте. Я помню, когда мы готовили концерт, убирали корпус, я тогда ко всему относился спокойно. Думал, что это мой будущий второй дом. У меня изначально была такая установка, наверное, поэтому я сейчас здесь сижу и рассуждаю на эту тему.

Вот эти дни я запомнил, наверное, наиболее четко. Наше посвящение в студенты было ярким, душевным и необычным. Помню, как мы с песнями, которые учили: гимн Гаудеамус, гимн Москвы, гимн МПГУ, — шли после праздника до метро.

– Как прошла Ваша первая сессия?

А.Б.: Наверное, для каждого студента, который относится к своей учебе хоть с каким-то вниманием – это самый волнительный момент за период всей учебы. Были разные ситуации, казусы, но первая сессия ни с чем не сравнится. Это что-то новое в жизни, а новое всегда пугает.

Курьезный случай у меня случился на летней сессии первого курса, когда я не мог сдать фонетику с первого раза. Для меня это было, наверное, как математика. На тот момент, я не понимал всей прелести этого предмета. Вообще, русский язык интересен, когда в нем начинаешь детально разбираться. Тогда я этого не понимал и, наверное, относился иногда легкомысленно. Я работал в приемной комиссии, и все лето сдавал фонетику. Каждый день отвечал по разделам. Практику отдельно, теорию отдельно. Я не жалею об этом. Зато у меня остались знания в голове. Наверное, это самое яркое воспоминание на первом курсе, связанное с сессией. И во многом для меня это послужило уроком, о котором я не стесняюсь говорить. Сейчас я благодарен преподавателю за такой вот принципиальный подход.

– Поделитесь лайфхаками для успешной сдачи сессии.

А.Б.: Сложно ответить сразу, несмотря на то, что студентов я вижу практически каждый день, ведь я преподаватель.

Если вы хотите, чтобы к вам было минимум вопросов от преподавателя – не пропускайте занятия. Если человек посещал и иногда отвечал — это уже, наверное, 50% оценки на экзамене. На очной форме обучения, если у вас, конечно, нет какой-то уважительной причины, вы обязаны присутствовать на занятиях. А если такая необходимость есть, просто по-человечески предупредите преподавателя. В этом нет ничего сложного. Некоторые педагоги у нас очень продвинутые и общаются в социальных сетях. Но тут важно соблюдать этикет: не звонить поздно вечером, не писать сообщения, не поприветствовав человека, и т.д. Это, мне кажется, самая очевидная вещь, но не все задумываются об этом. Ну, я уже не говорю про шпаргалки и модные сейчас гаджеты, которые можно вообще полностью погрузить в ухо, и никто этого не заметит. Я не призываю к этому, но иногда по разным причинам, студенты идут на это, нельзя за это осуждать. Даже наши родители не скрывают, что они пользовались шпаргалками.

– Какой предмет Вы любили больше всего?

А.Б.: Любимый предмет, который, наверное, поспособствовал моему выбору в преподавательской деятельности — кафедры «Риторики и культуры речи» назывался просто «Риторика», сейчас осталась «Педагогическая риторика» и есть универсальный курс для всех факультетов «Речевые практики». Он у нас был на втором курсе, и вела его Лариса Соломоновна Якушина. Я к ней с огромным уважением относился и отношусь по сей день. Это мой самый любимый предмет, потому что на тот момент он повлиял на меня, и вот сейчас я работаю по данному направлению.

– С чего началась Ваша работа в профессии?

А.Б.: Я окончил бакалавриат, потом поступил в магистратуру на направление «Риторика и речеведение». После окончания мне предложили на неполной ставке работать на кафедре ассистентом, потому что на большее, не имея ученой степени, к сожалению, не имел права. Но для меня это никогда не являлось каким-то показателем. Главное, как ты выполняешь свою работу. Но в ближайшее время планирую повышать свой научный статус, писать и защищать кандидатскую диссертацию. В этом меня поддерживают и помогают заведующая кафедрой риторики и культуры речи Ольга Юрьевна Князева и профессор Елена Ленвладовна Ерохина.

– В чем уникальность Вашего факультета?

А.Б.: Уникальность – это, прежде всего, место. Мы уже много лет учимся в историческом здании университета. Несмотря на то, что нас больше трех тысяч, в небольшом здании у нас семейная атмосфера. Когда люди приходят на наши мероприятия, им хочется возвращаться вновь и вновь. И многие про это говорят: «Вот у нас как-то по-особенному, по-филфаковски».

Поскольку здание историческое – у нас очень много легенд. Главный вход, изображение которого вы видите на логотипе, часто закрыт. Он очень редко открывается, и, если зайти через него, вы окажетесь в ротонде. В просторечии оно называется «собачкой». Для нас это слово привычное, а первокурсники не всегда понимают, спрашивают, почему именно такое название. Есть такая легенда: когда здесь были «Московские высшие женские курсы», то курсистки приходили со своими декоративными собачками, и они их привязывали в этой ротонде. Поэтому пошло вот такое название «собачка». Но ученые-историки говорят, что это просто кто-то сочинил «байку». Ну вот, придумали, может быть в 60-х годах, когда учились здесь наши шестидесятники: Визбор, Ряшенцев, Ким, но, тем не менее, есть такая легенда, одна из многих.

– Чему посвящена Ваша дипломная работа?

А.Б.: Я буду говорить о своей первой дипломной работе. Когда я был на третьем курсе, у нас были распределения по спецкурсам, сейчас они называются «модулями». И я ходил на спецкурс по современной драматургии XX-XXI века. Меня привлекло творчество драматурга Александра Вампилова, и постепенно мое увлечение переросло в мою дипломную работу по исследованию его произведений. Может быть, кто-то смотрел спектакли или фильмы по его работам? Самым известным является «Старший сын». Также есть замечательная «Утиная охота», пьеса очень тяжелая, но тем не менее, глубокая. Еще «Прощание в июне», символично, что по этой пьесе снят фильм, для которого большое количество кадров было сделано в главном корпусе МПГУ, тогда меня это «зацепило». И тема моей дипломной работы звучала так: «Символика в пьесах Александра Вампилова». В ее написании мне помогала Ирина Георгиевна Минералова, она работала и работает на кафедре «Русской литературы XX и XXI веков». Не скажу, что я был прилежным дипломником, как всегда, все писалось в последний момент, но мне это было интересно. Это самое главное, когда человек выбирает тему не просто так, не случайно.

– Какой совет Вы можете дать студентам и будущим выпускникам?

А.Б.: Вы знаете, легко давать советы. Я, наверное, просто порекомендую студентам грамотно распределять свое время, потому что может показаться, что его много, и эти четыре-пять лет будут длиться бесконечно. Ничего подобного! Пять лет, на примере моего личного опыта, пролетают мгновенно и, кажется, что столько всего мог бы успеть, но нет, время потрачено впустую. Поэтому стоит держать себя в каких-то определенных рамках и понимать, что время уходит. Не откладывайте ничего, все равно придётся делать. Какая разница, сейчас или потом?

А выпускникам я желаю к последнему курсу определиться с профессией, и понять, в какой сфере они хотят трудиться. И тогда, наверное, все сложится. Даже если эта профессия не по специальности, но она будет вашей любимой. Вообще, заниматься любимым делом – это великое счастье. Мы часто воспринимаем слово «работа» как какую-то рутину. Так вот, я желаю, чтобы наши выпускники к своему делу, неважно в какой сфере, относились как к какому-то постоянному интересному процессу.

В заключении, пользуясь случаем, хочу сказать слова признательности и благодарности ректору нашего университета Алексею Владимировичу Лубкову за поддержание чудесных традиций и развитие такого родного для меня вуза.

Напомним, что прием документов на обучение по договорам (по результатам ЕГЭ)  продолжается до 28 августа.

Сроки подачи документов в магистратуру – до 9 августа, в аспирантуру – 30 августа.

С понедельника по четверг двери Корпуса гуманитарных факультетов по адресу Проспект Вернадского, дом 88 открыты с 10:00 до 18:00. В пятницу абитуриенты могут подать пакет документов с 10:00 до 17:00. В субботу – с 10:00 до 15:00.

МПГУ желает абитуриентам удачного поступления!

Анна Караханян

Фото: Анна Караханян

Центр мультимедийных и печатных СМИ

02 / 08 / 2019

Показать обсуждение