13-14 сентября 2021 года состоялась экспертная сессия «Новые подходы к аккредитационным показателям по программам высшего образования», организованная Общероссийским народным фронтом, Рособрнадзором и Министерством науки и высшего образования.
Открывая пленарное заседание, Елена Владимировна Шмелева, сопредседатель Центрального штаба ОНФ, руководитель образовательного фонда «Талант и успех» (образовательный центр «Сириус»), член Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию, обратила внимание на важность организуемой экспертной сессии. Приоритетным должно стать оценивание качества образования, снижение бюрократической нагрузки на вузы, изменение подходов к процедуре государственной аккредитации. С 1 марта 2022 года вводится бессрочное свидетельство государственной аккредитации, в этой связи особую важность приобретает разработка новых аккредитационных показателей и их критериев.
Министр науки и высшего образования Валерий Николаевич Фальков отметил необходимость дифференцированного подхода, учитывающего специфику вузов, их вовлеченность и участие в значимых государственных проектах и грантах. При обсуждении важно учесть мнение представителей образовательных организаций, работодателей, а также услышать студентов, так как вносимые изменения непосредственно коснутся качества полученного образования, их трудоустройства.
Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Анзор Ахмедович Музаев подчеркнул, что разработка новой модели государственной аккредитации образовательной деятельности велась на протяжении шести месяцев и основывалась на анализе существующей практики, познакомил с основными критериями, которые могут быть учтены при разработке новых аккредитационных показателей.
В течение первого дня работы сессии представители экспертного сообщества активно обсуждали и разрабатывали подходы к аккредитационным показателям по программам высшего образования с учетом специфики областей образования, к оценке соответствия программ аккредитационным показателям, анализировали и предлагали способы сбора информации для оценки соответствия организации аккредитационным показателям. В состав экспертных групп вошли ректоры университетов, проректоры, председатели Федеральных учебно-методических объединений, представители административно-управленческих структур и научно-педагогические работники образовательных организаций.
Рабочую группу «Образование и педагогические науки» возглавила Казакова Елена Ивановна, директор Института педагогики ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет», председатель ФУМО в сфере высшего образования по УГСН Образование и педагогические науки. В обсуждении и разработке показателей аккредитационого мониторинга по программам высшего образования от МПГУ приняли участие проректор по учебно-методической работе Людмила Александровна Трубина, начальник Учебно-методического управления Екатерина Александровна Балабаева и заместитель начальника УМУ Алла Ивановна Акимова.
Группой активно обсуждались варианты показателей оценки качества «входа», «процесса» и «выхода» профессиональной подготовки педагогов. Были предложены семь аккредитационных показателей, три из которых характеризуют качество образования по программам подготовки, а 4 – общеуниверситетские показатели качества, которые могут быть сгенерированы из различных отчетностей вуза, мониторингов, рейтингов.
Второй день работы тематической площадки «Образование» был посвящен презентациям выработанных предложений аккредитационных показателей модераторами и спикерами групп (по областям образования: «Математические и естественные науки», «Инженерное дело, технологии и технические науки», «Здравоохранение и медицинские науки», «Сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки», «Науки об обществе», «Гуманитарные науки», «Образование и педагогические науки», «Искусство и культура»).
Михаил Юрьевич Соловьев, проректор по учебной работе ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского», презентовал предложенные рабочей группой показатели аккредитаицонного мониторинга по УГСН «Образование и педагогические науки».
В заключительной части экспертной сессии приняли участие заместитель Министра науки и высшего образования Дмитрий Владимирович Афанасьев, представители Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Ольга Юрьевна Явкина и Сергей Михайлович Рукавишников, в выступлениях которых было отмечено, что поставленная задача требует дальнейшего обсуждения в самые короткие сроки. Процедура государственной аккредитации должна быть четкой, прозрачной и понятной. Необходимо найти верный баланс между государственным стандартом и автономией образовательной организацией.
Заместитель начальника управления Администрации Президента Российской Федерации по научно-образовательной политике Линская Юлия Владимировна, подводя итоги работы сессии, поблагодарила участников за активное обсуждение и представление итогов работы экспертных групп. В ближайшее время материалы групп будут проанализированы, обобщены и проведены дополнительные сессии по уточнению перечня показателей с целью выработки единой позиции и внесения в правовые акты.
Учебно-методическое управление