6 августа 2021 в Крыму состоялся круглый стол «Роль педагогического сообщества в реализации проекта «Без срока давности». К работе дистанционно присоединились участники из Москвы, Ростова-на-Дону, Хабаровского края. В рамках круглого стола была рассмотрена проблематика интеграции материалов проекта «Без срока давности» в образовательный процесс в школе и в вузе, а также роль педагогического сообщества в этом вопросе.
Участники отметили, что историческая память о преступлениях нацистов и их пособников против мирных советских жителей в годы Великой Отечественной войны является важным элементом формирования исторического самосознания граждан России, а ее сохранение и передача – одной из основных задач педагогического сообщества.
В своем выступлении «Роль проекта «Без срока давности» в формировании исторического самосознания молодежи» заместитель директора Института истории и политики МПГУ, кандидат исторических наук, доцент, Шаповалов Владимир рассказал от том, какую большую работу провел МПГУ в рамках проекта «Без срока давности». Так же докладчик отметил, что в современном Российском обществе как никогда важна тема сохранения исторической памяти о событиях Великой Отечественной войны в нашей стране, потому что именно сейчас происходит массированная атака и агрессивные попытки переписать историю нашей страны, уменьшить ее роль в Великой победе над фашизмом, исказить и переписать события нашего героического прошлого.
Директор Дирекции изучения истории МПГУ, профессор кафедры новейшей отечественной истории Института истории и политики МПГУ, доктор исторических наук, профессор Сергей Половецкий в своем докладе подчеркнул важную роль музеев в сохранении исторической памяти о событиях Великой Отечественной войны, а также необходимость привлечения молодежи к этому процессу. Он отметил большую работу МПГУ, ставшего федеральным оператором Всероссийского конкурса сочинений, участвовавшего в организации такого масштабного мероприятия среди обучающихся из 85 регионов Российской Федерации, а также Республики Беларусь в рамках проекта «Без срока давности».
Заместитель директора Дирекции изучения истории МПГУ, профессор кафедры истории России, доктор исторических наук Минаков Андрей в своем докладе «Отражение проблемы геноцида мирного населения в период Великой Отечественной войны в современных учебниках по истории» на ярком эмпирическом материале обозначил проблемы в описании темы геноцида мирных граждан в современной учебной литературе, несопоставимость и разнохарактерность количественных данных по жертвам среди мирного населения, указанных в учебниках. Так же в докладе был предложен вектор возможного решения этой проблемы. Андрей Минаков отметил необходимость достоверности представления количественных данных из существующих архивных и иных источников по конкретным территориям и группам, подвергшегося геноциду мирного населения для внесения этих данных в учебники.
В рамках круглого стола отмечалась важность воспитательного компонента в образовательном процессе обучающихся для сохранения исторической памяти. Заместитель директора Института истории и политики МПГУ, кандидат исторических наук, доцент Несмелова Марина в докладе «Материалы проекта «Без срока давности» как инструмент образовательного процесса» подчеркнула, что важными составляющими в воспитании молодёжи являются три компонента: знания, эмоции и вовлечение в активную деятельность.
В продолжение темы нравственно-патриотического воспитания в образовательном процессе выступил директор Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки г. Ростова-на-Дону Курьянов Николай Александрович. Он поделился опытом реализации проекта «Без срока давности» в образовательном процессе в Ростовской области» и так же поддержал необходимость содержательного единства учебников по «Истории России».
О мероприятиях, проводимых в Крыму в рамках проекта «Без срока давности» на базе летнего оздоровительного лагеря МПГУ, проходящего под девизом «Наша память без срока давности» доложил начальник Управления Воспитательной работы и молодежной политики МПГУ Арсен Кайгермазов. Он отметил важность деятельностного аспекта в вопросе сохранения исторической памяти среди студенческой молодежи.
Из Крыма выступил руководитель Военно-патриотического движения МПГУ, учитель кадетских классов Школы № 1257 Чернай Роман. Рассказывая о реализации проекта «Без срока давности» в студенческой среде, он отметил, что эта реализация происходит в 3 основных направлениях: в рамках интеллектуального клуба, военно-патриотического направления и клуба настольных игр.
Об опыте сохранения исторической памяти при реализации проекта «Без срока давности» в лагере Победы МПГУ рассказал учитель истории и обществознания ГБОУ Школы № 1195 г. Москвы, руководитель краеведческого музея ГБОУ Школы № 1195 Абрамов Алексей. Выступив с красочной презентацией он на реальных примерах показал важность вовлечения в мероприятия по сохранению памяти об исторических событиях нашей страны студенческой молодежи, будущих педагогов.
Начальник управления общественных проектов Безбородова Светлана отметила важность практической вовлеченности обучающихся и студенческой молодежи в вопросы сохранения и передачи исторической памяти. Она подчеркнула, что опыт проведения Всероссийского конкурса сочинений и мероприятий для студенческой молодежи в Крыму, показал важность личностной вовлеченности и эмоционального сопереживания событиям Великой Отечественной войны в непростом вопросе сохранения исторической памяти от искажений и фальсификации.
Подводя итог модераторы отметили важность роли педагогического сообщества в деле сохранения и передачи памяти о героических и трагических событиях, происходивших в нашей стране в годы Великой отечественной войны. И выразили надежду, что такие мероприятия, направленные на обсуждение вопросов сохранения и передачи исторической памяти, помогут изменить школьные программы и повысить в них духовно-нравственную и культурную составляющие.
Проведение в рамках проекта «Без срока давности» таких мероприятий как круглые столы, а также таких широкомасштабных мероприятий как прошедший в ноябре 2020 г. в Москве международный научно-практического форума «Уроки Нюрнберга» и запланированный на 6-7 сентября 2021 в Хабаровске международный научно-практический форум «Хабаровский процесс историческое значение и современные вызовы» будет иметь продолжение для трансляции подрастающему поколению. В настоящее время в проект концепции преподавания учебного курса «История России» в образовательных организациях Российской Федерации вошли темы осуждения главных военных преступников: Нюрнбергский и Токийский судебные процессы. Надеемся, что и Хабаровский процесс также будет включен в историко-культурный стандарт содержания исторического образования.