Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

МПГУ присоединился к дискуссии об отметках в начальной школе

Новости МПГУ

27 сентября в зале заседаний Ученого Совета университета состоялся круглый стол на тему «Отметки в начальной школе: за и против», который открыл ректор, доктор исторических наук, член-корреспондент РАО Алексей Лубков. Специалисты в области педагогики и психологии, а также приглашенные учителя и родители обсудили актуальную тему целесообразности выставления отметок детям. Как выяснилось, и в профессиональном сообществе, и у широкой общественности есть разные точки зрения по этому вопросу.

С начала этого учебного года тема оценок в начальной школе стала одной из ключевых в образовательном сообществе. Ее обсуждали ученые Российской академии образования, участники Российского движения школьников, эксперты Общественной палаты и других авторитетных организаций. К дискуссии присоединились и ученые МПГУ – ведь в университете накоплен обширный исторический, теоретический и эмпирический материал по этой тематике. Как подчеркнул ректор МПГУ Алексей Лубков, открывая круглый стол, «ведущий педагогический вуз страны не может оставаться в стороне от обсуждения этой темы».

Первый проректор МПГУ Виктор Дронов уточнил, что тема оценивания и выставления отметок возникла неслучайно. «Образование – это сложная, динамично развивающаяся система, и по мере ее развития меняется содержание, методы, совершенствуется система оценивания учащихся. И сейчас важно понять, не возник ли разрыв между изменениями, произошедшими в системе за последние годы, и устоявшейся системой оценивания». По мнению Виктора Дронова, здесь важны мнения не только профессиональных педагогов, но и учеников, родителей – только с их помощью можно получить «срез разных точек зрения» и определить, готова ли система образования к тем или иным изменениям. Принимая решения по этому вопросу, необходимо учитывать культурно-исторические традиции системы образования и общества в целом, а также наличие финансово-экономических возможностей для внедрения новаций, отметил он.

Модератор круглого стола, профессор Кафедры риторики и культуры речи Института филологии МПГУ Елена Ерохина предложила взглянуть на проблему с общечеловеческих позиций: «Отметка сопровождает нас в школе и в институте, но почему-то оставляет колоссальный след в жизни всех без исключения – и двоечников, и отличников, и тех, кто работает в системе образования, и тех, кто давно не имеет к ней отношения». Отметка важна в человеческом общении, в диалоге между ребенком, учителем и родителем, а зачастую и между детьми. Она влияет на состояние человека, на его переживания, принятие решений и формирование принципов отношения с окружающим миром. «Отметка – это нечто большее, чем численное выражение достижений ученика», – считает Елена Ерохина.

Как не раз подчеркивали участники круглого стола, зачастую в повседневном общении никто не видит разницу между понятиями «отметка» и «оценка». Однако, заметила Эльмира Галямова, доцент Кафедры исследовательской и творческой деятельности в начальной школе Института детства МПГУ, у этих слов разное происхождение и разная семантика. Отметка – это некий знак, условное обозначение, а оценка – это определение ценностных, количественных и качественных параметров. Отметка – это результат, оценка – это процесс.

О традициях оценивания достижений школьников в отечественной педагогике участникам круглого стола рассказали Светлана Ширяева, заведующая Кафедрой теории и истории государства и права Института социально-гуманитарного образования МПГУ, и Владислав Янченко, заведующий Кафедрой преподавания методики русского языка. Оказывается, первый нормативный документ, где зафиксирована обязанность педагогов оценивать учеников, – это Духовный регламент 1721 года, утвержденный Петром I. Учеников делили на тех, кто учится «прилежно», и тех, кто учится «лениво». Последних разрешалось наказывать «словом угрозительным или розгою». И если этот документ имел отношение лишь к духовным учебным заведениям, то уже в 1731 году двухбалльную систему оценивания стали применять в остальных российских школах.

В последующие годы в России применялась и 4-балльная, и 6-балльная, и 12-балльная система оценивания. В 1918 году Наркомпрос вообще отменил отметки, они фактически были заменены отзывами педагогического совета, однако уже с 1923 года предпринимаются шаги к их восстановлению. В 1935 году была введена 5-балльная система, которую российские школы используют по сей день. Отказ от отметок, подчеркивают исследователи, имел самые негативные последствия для системы образования, и неофициально учителя все равно их выставляли, поскольку у них не было других способов управления учебным процессом. В сегодняшней школе безотметочное оценивание используется лишь в первых классах (такова норма ФГОС начального общего образования), но опять же неофициально учителя фактически заменяют цифровые отметки звездочками, геометрическими фигурами, смайликами.

Продолжая тему оценивания в начальной школе, Татьяна Авдулова, доцент Кафедры возрастной психологии Факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ, подчеркнула, что оценивание на этапе перехода от дошкольного возраста к младшему школьному возрасту должно строиться корректно, тактично и аккуратно, с учетом возрастных закономерностей. Самооценка у дошкольника всегда завышена и не дифференцирована («я самый замечательный», «моя мама самая красивая»), поэтому для адаптации к постоянному оцениванию в начальной школе нужно время. На этом этапе важно объяснять ребенку смысл оценки, формировать понимание различных аспектов оценивания и объяснять, что у него получается, а что – нет, почему так происходит, что нужно сделать для улучшения результатов.

Елена Землянская, заведующая Кафедрой теории и практики начального образования Института детства МПГУ, добавила, что безотметочное оценивание в начальной школе иногда используется не только в первых классах, но и в последующих. Однако, подчеркнула она, подлинное безотметочное обучение предполагает иное построение образовательного процесса, иную модель взаимодействия учителя и ученика, иное построение урока, а значит – иные компетенции учителя.

В основе этой модели – вовлечение ученика в процесс своего учения, считает Елена Землянская. Он становится субъектом учебной деятельности, учится учиться самостоятельно. При этом, конечно, оценивание со стороны учителя остается, без этого невозможна учебная деятельность. Но и сам ребенок постоянно должен оценивать себя – например, выполнив задание по русскому языку в прописи, он самостоятельно оценивает правописание каждой буквы на основе предложенной учителем шкалы, выбирает те буквы, которые ему удались лучше всего. Затем он рассказывает, как выполнял задание, что ему помогало, а что мешало, трудно ли ему было, отвлекался ли он, почему не смог доделать до конца. Учитель в этой ситуации вступает в диалог с учеником.

Елена Пучкова, заведующая Кафедрой психологии труда и психологического консультирования Факультета педагогики и психологии МПГУ считает, что современным детям, принадлежащим к цифровому поколению, лучше ставить отметки в электронной форме. Приходя в первый класс, ребенок уже имеет опыт использования Интернета, и в интернет-среде (игры, социальные сети и проч.) он уже привык получать цифровые отметки. «Сложно удивить младшего школьника отметкой в виде наклеенного цветочка или медвежонка, – считает Елена Пучкова. – А электронную отметку можно репостить, и тогда ребенок сможет сообщить о ней своим друзьям, подписчикам». Похвалу учителя в карман не положишь и не прикрепишь к аккаунту, а электронная отметка – это «вещественное» доказательство успешности современного школьника.

Заведующая Кафедрой психологии образования Факультета педагогики и психологии МПГУ Людмила Потымова добавила, что учителю важно понимать, какие критерии лежат в основе каждой отметки, и тогда ребенок тоже поймет, за что она выставлена. При этом в современной школе, когда классы переполнены и нужно быстрее осваивать программу, у учителя зачастую не остается ни времени, ни сил на детальную проработку системы оценивания.

По мнению декана Факультета педагогики и психологии МПГУ Татьяны Сахаровой, уже к младшему школьному возрасту у ребенка сформировано притязание на признание. С дошкольного детства он стремится получить признание от значимых для него людей – родителей, бабушек и дедушек, воспитателей, а затем учителей. Отметка позволяет ему соотнести себя с определенными требованиями социума, способствует дальнейшей адаптации. При этом отметка не должна быть единственным критерием оценки личности ребенка – недопустимы ситуации, когда из-за плохой отметки от него отворачиваются самые близкие и значимые для него люди. Отметка – это сигнал для родителей, но нельзя допускать крайних реакций родителей на отметку, когда на нее или вообще не обращают внимания, или, напротив, абсолютизируют ее значение.

В работе круглого стола приняли участие не только исследователи МПГУ, но и школьные учителя-практики, родители и даже дети (мнения детей об оценивании и об отметках прозвучали в видеоролике). Как выяснилось, единого мнения по поводу безотметочного обучения в начальной школе нет ни в педагогической, ни в родительской среде. Как отметил, подводя итоги дискуссии, первый проректор МПГУ Виктор Дронов, обсуждение этой темы и в профессиональном, и в родительском сообществе будет продолжено, и по ее итогам Министерство просвещения Российской Федерации будет обладать информацией для принятия необходимых и взвешенных решений.

М.А. Тимофеев

29 / 09 / 2018

Показать обсуждение