Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ОДИН ДЕНЬ В УНИВЕРСИТЕТЕ

МПГУ привез с IV Международного педагогического форума диплом победителя конкурсной программы

Новости МПГУ

Профессия педагога – тяжёлый, но самый благодатный и благодарный труд, особенно когда речь идёт о преподавателях русского языка
В.А. Никонов

Профессора и доценты Института филологии и Института социально-гуманитарных дисциплин, сотрудники Управления межрегионального сотрудничества Московского педагогического государственного университета приняли активное участие в работе IV Международного педагогического форума, прошедшего 16-17 октября в г. Сочи. Организатором форума является Российское общество преподавателей русского языка и литературы, а Московский педагогический государственный университет выступил в 2017 году одним из его соорганизаторов. В IV Международном педагогическом форуме приняли участие представители более 30 стран мира, 60 регионов России, более 200 научных, образовательных и культурно-просветительских учреждений. Всего в этом научном событии приняли участие более 600 человек.

Проректор по международным и межрегиональным связям МПГУ Л.В. Дудова, преподаватели кафедр методики преподавания русского языка (А.Д.Дейкина, О.Н. Левушкина, Л.Ю. Комиссарова, О.Е. Дроздова, А.Н. Бренчугина-Романова, Л.О. Денисова) и методики преподавания литературы (Н.А. Попова, Е. В. Гетманская, Н.А. Миронова, Н.П. Дутко), риторики и культуры речи (З.И. Курцева), общего и прикладного языкознания (К.П. Смолина), русского языка как иностранного (Е.А. Хамраева, О.Ю. Ряузова), кафедры культурологии (М.А. Кривенькая – заместитель начальника Управления межрегионального сотрудничества) МПГУ совместно с другими ведущими российскими и зарубежными специалистами в области преподавания русского языка и литературы активно участвовали в обсуждении актуальных педагогических проблем, в выявлении и анализе инновационных форм преподавания русского языка и литературы в мире.

Профессора и доценты МПГУ руководили секциями и конкурсными программами, вели круглые столы, выступали с докладами и мастер-классами, представляли конкурсные программы и выступали их экспертами, участвовали в пленарном заседании, заседаниях секций и круглых столов.

Профессор кафедры методики преподавания русского языка, д. пед. н. Алевтина Дмитриевна Дейкина вела секцию «Словари и современная языковая норма». В центре внимания участников секции «Словари и современная языковая норма» находились вопросы, связанные с необходимостью формирования у школьников культуры пользования словарями разных типов, с перспективами создания новых словарей, отвечающих потребностям современного общества. По итогам работы секции были приняты рекомендации считать работу со словарями необходимой нормой образования, в силу которой потребность и умение в обращении к словарям становится основой самообразования личности, в частности школьника; поддерживать создание и применение нового словарного продукта в образовательном процессе как эффективного инструмента формирования разных компетентностей учащихся, в частности лексикографической; выработать единую базу критериев оценки качества подготовки учащихся к самостоятельному поиску информации в словарях, её эффективности и др.

Заведующая кафедрой русского языка как иностранного Института филологии МПГУ, профессор, д. пед. н. Елизавета Александровна Хамраева вела круглый стол  «Преподавание русского языка в условиях мультилингвизма». Его участники отметили важность русского языка для всех, в частности — многоязычных регионов России, поскольку русский язык – это язык социализации и когнитивного становления. Другие страны мира видят потенциал включения русского языка в систему национального образования в русле культурно-исторического подхода Льва Семёновича Выготского. Участники круглого стола подчеркнули особое значение установления единых требований к уровню владения русским языком для иностранных граждан, обучающихся в вузах РФ. Было принято решение о необходимости дополнения имеющихся сертификационных замеров новой градацией, связанной с языком специальности, например, B1+.

Профессор кафедры методики преподавания русского языка, начальник Управления межрегионального сотрудничества, д. пед. н. Ольга Николаевна Левушкина провела секцию мастер-классов учителей-словесников, на которой учителями России были продемонстрированы современные методики, позволяющие реализовать диалоговые стратегии в системно-деятельностном образовании: между учащимися-представителями разных культур, между учащимися и текстами культуры, между культурой и текстами художественных произведений, между текстами культуры (текстами литературных художественных произведений и произведений других видов искусства).

В конкурсной программе «Русский язык и риторика» О.Н. Левушкина представила результаты всероссийского проекта «Родное слово: Всероссийский молодежный словарный марафон», имеющего многолетнюю историю и обширную географию. Победители конкурсов, проведенных в рамках данного проекта в 2017 году (учителя гг. Электросталь и Котельники Московской области, Санкт-Петербурга и Ульяновска вместе со школьниками), сделали презентацию своих масштабных общешкольных работ. По итогам работы жюри конкурсных программ проект О.Н. Левушкиной стал победителем в направлении «Русский язык и риторика».

В заключение форума авторы Всероссийской общественной акции «Пушкинский диктант» Л.В. Дудова и О.Н. Левушкина в преддверие пушкинских октябрьских дней провели «Пушкинский диктант» для участников форума, познакомив их с особенностями содержания этого популярного в России общественного события, ставшего неотъемлемой частью празднования Дня русского языка, и технологией его проведения.

Значимость международного педагогического форума для российского образования подчеркивали все выступавшие.  Ректор РГПУ им. А.И. Герцена С. И. Богданов сказал: «Мы занимаемся очень важным делом, мы определяем будущее России». Проректор МПГУ Л.В. Дудова отметила, что у этого форума есть особое лицо: участие молодых.  Она сказала: «Чем больше молодых будущих учителей будет принимать участие, тем лучше. Тем больше надежда на качество преподавания и на будущее преподавания русского языка. Значит, у нашего языка и у нашей профессии есть будущее». Значимость работы учителей-словесников подчеркнул в своем выступлении на закрытии форума глава Комитета Госдумы по образованию и науке, председатель правления «Русский мир» В.А. Никонов: «Профессия педагога – тяжёлый, но, наверное, самый благодатный и благодарный труд, особенно когда речь идёт о преподавателях русского языка, которых собрал этот представительный форум».

О.Н. Левушкина,
начальник Управления межрегионального сотрудничества,
профессор кафедры методики преподавания русского языка МПГУ,
д. пед. н.

 

Полную информацию о событиях IV Международного педагогического форума см. на сайтах:

«Русский мир»

«РОПРЯЛ»
МПГУ на IV Международном педагогическом форуме «Текст культуры и культура текста»

18 / 10 / 2017

Показать обсуждение