Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ОДИН ДЕНЬ В УНИВЕРСИТЕТЕ

МПГУ – школьникам: научный лекторий на Чтениях им. В.И. Вернадского

Новости образования

Научный лекторий – образовательная программа Чтений им. В.И. Вернадского, в рамках которой юные исследователи, приезжающие в Москву на очный тур, получают возможность узнать о новейших разработках, открытиях и идеях ведущих российских ученых. В этом году на XXIII Чтениях перед ребятами из всех регионов России, а также участниками из Казахстана и республики Беларусь выступили ректор нашего университета, академик Алексей Львович Семенов и заведующий кафедрой психологической антропологии, профессор Алексей Сергеевич Обухов.

«Как мы учимся?» – этот вопрос был поставлен перед собравшимися Алексеем Львовичем. Проблема обучения – процесс и его результативность – поднимается уже в античности, и на протяжении столетий ученые и педагоги пытаются найти оптимальные методы взаимодействия со своими подопечными. Способ получения и передачи знаний порой становятся вопросами нравственного выбора, на учителе и ученике лежит – на каждом своя –  ответственность за то, что и тот, и другой получат в конце. Все зависит от того, как учить, или все-таки исключительно от потенциала личности? И какова роль учителя и его возможностей (точнее, что он может сделать) – в том, как ребенком знания приобретаются и закрепляются? В своем выступлении А.Л. Семенов осветил идеи величайших учителей и психологов, идеи которых перевернули устоявшиеся теории обучения и обучаемости, а также стали отправной точкой для новой педагогики.

Лекция профессора А.С. Обухова «Человек в контексте традиционной культуры: мифологическое мышление сегодня» была построена на обширном экспедиционном материале, собранном в России и других странах. Алексей Сергеевич осветил вопросы теории мифа и мифологического сознания (категория, структура, подходы историков и антропологов к данному вопросу и пр.). Несмотря на то, что современное образование в разных странах построено на основе научной парадигмы и в ее основе лежит естественно-научная картина мира, мы сталкиваемся с очень яркими примерами устойчивости обрядов и ритуалов, представляющих мир как систему партипационных отношений, где человек не отделяет себя от окружающего мира и влияет на его существование (и все протекающие процессы) повторением сакрализованных действий. Этот феномен до конца не изучен и вызывает живой интерес психологов, антропологов и философов. А.С. Обухов представил отдельные факты такой устойчивости, реализующиеся в вербальных и акциональных формах, примерами из исследовательских поездок.

15 / 04 / 2016

Показать обсуждение