В Кингстоне завершилась международная конференция ЮНЕСКО «Медийно-информационная грамотность в эпоху кризисов: переосмысление технологий обучения и информационной среды», организованная сектором коммуникации и информации ЮНЕСКО при поддержке Министерства образования Ямайки и Университета Вест-Индии.
Россию представляли Ирина Жилавская, зав. кафедрой ЮНЕСКО медийно-информационной грамотности и медиаобразования граждан при МПГУ; Тина Бережная, старший преподаватель кафедры медиаобразования Института журналистики, коммуникаций и медиаобразования МПГУ и Татьяна Мурована, программный специалист Института по развитию информационных технологий в образовании.
Конференция проходила в рамках Глобальной недели медийно-информационной грамотности, которая с 2011 года отмечается во всем мире. В 2017 году Глобальная неделя объединила конференцию специалистов в сфере медийно-информационной грамотности (МИГ) и Международный молодежный форум, посвященный проблемам МИГ.
Всего в конференции приняли участие представители более 40 стран мира со всех континентов. С приветственными словами к участникам обратились заместитель Генерального директора ЮНЕСКО по вопросам коммуникации и информации Франк Ла Рю; президент Международной федерации библиотечных ассоциаций и учреждений (ИФЛА) Глория Перез-Салмерон (Испания), Министр культуры, развлечений и спорта Хон Аливия Гранж (Ямайка); проректор Университета Вест-Индии Хиллиар Беклес (Ямайка) и другие официальные лица.
На конференции рассматривались важнейшие вопросы, связанные с концептуализацией и развитием понятия медийно-информационной грамотности, роли МИГ в преодолении негативных тенденций современного медийного пространства, таких как распространение ложных новостей, повышение риска принятия решений в условиях дезинформации. Всесторонне рассматривался потенциал массмедиа, библиотек и других заинтересованных сторон в деле поддержки МИГ. Живые дискуссии развернулись вокруг использования медиаобразования в вопросах социальной интеграции и диалога, где обсуждались темы культуры, этнической принадлежности, религии, пола.
Специальная сессия была посвящена роли библиотек в реализации Повестки дня в области устойчивого развития на период 2030 года, принятой мировыми лидерами в сентябре 2015 года на историческом саммите Организации Объединенных Наций. В сессии приняли участие Генеральный секретарь ИФЛА Джеральд Лейтне; директор Центра исследований информационной грамотности Университета Шеффилда Шейла Веббер (Великобритания); Президент Международной ассоциации школьных библиотек Кэти Манк (США); профессор Государственного университета штата Аква-Ибом Эно Оттонг (Нигерия).
Российское видение понятия «медиа» и особенности функционирования «медиадемократии» в виртуальной среде представила заведующая кафедрой ЮНЕСКО МПГУ Ирина Жилавская. Наше представление о медиадемократии, сказала она, базируется на учете существующих вызовов и возможностей виртуальной реальности, которая, с одной стороны, дает большой простор для свободы самовыражения, доступа к информации, с другой, ведет к использованию медиа в интересах отдельных групп влияния и к различным формам манипуляции.
Старший преподаватель кафедры медиаобразования, советник Генерального директора по информационным технологиям телеканала RT Тина Бережная в своем выступлении обратила внимание на то, что средства массовой информации, располагая всем необходимым инструментарием для медийно-информационного образования аудитории, часто не пользуются этими средствами в силу отсутствия понимания процессов МИГ и отсутствия прикладных методик для СМИ. Она предложила инициативу российской кафедры медийно-информационной грамотности по разработке инструментария МИГ для СМИ с опорой на рекомендации ЮНЕСКО.
Особое внимание на конференции было уделено проблемам включения медийно-информационной грамотности в государственную политику, в первую очередь в сфере образования. Подчеркивалось, что политика в отношении МИГ должна демонстрировать комплексный подход, когда медийно-информационная грамотность понимается как целостная концепция, в продвижении которой особое значение приобретает взаимодействие различных министерств и ведомств, работающих в сферах коммуникации, образования, культуры, социальной политики.
По этой проблематике на секции выступила программный специалист Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании Татьяна Мурована. Она отметила основные препятствия на пути включения МИГ в образовательную политику – консервативность системы образования и неотлаженность механизмов долгосрочного и последовательного межведомственного взаимодействия, отсутствие у многочисленных игроков на поле образования в области информации и медиа единого согласованного подхода, а также определенная политизированность данной темы.
В рамках конференции прошли рабочие встречи кафедр ЮНЕСКО, которые объединены во всемирную сеть MILID. Кафедра ЮНЕСКО медийно-информационной грамотности и медиаобразования граждан при МПГУ также входит в эту международную сеть. В рамках дискуссий заведующая кафедрой Ирина Жилавская рассказала о деятельности кафедры Московского педагогического государственного университета в области разработки различных медиаобразовательных программ для бакалавров и магистрантов, школьных учителей, представителей общественных объединений, журналистов. Большой интерес у членов сети вызвала информация о новых магистерских программах, которые открываются на базе Института журналистики, коммуникаций и медиаобразования МПГУ «Медиаобразование в библиотечной сфере», а также «Медиаобразование в сфере межнациональных отношений».
В ходе конференции между руководителями кафедр возникали плодотворные дискуссии и договоренности. В частности, между кафедрой ЮНЕСКО медийно-информационной грамотности Латвийского государственного университета, на базе которого планируется проведение международной конференции ЮНЕСКО по МИГ в 2018 году, и кафедрой ЮНЕСКО МПГУ достигнута договоренность о совместном исследовании уровня МИГ школьных учителей. Это исследование даст материалы для создания соответствующего учебно-методического пособия международного уровня. Весьма плодотворными оказались переговоры с координатором сети кафедр ЮНЕСКО по медийно-информационной грамотности Алтоном Гризли и руководителем Латино-Американского сектора Глобального Альянса Цивилизаций в области МИГ (GAPMIL) Александром Саяд о перспективах развития российской кафедры ЮНЕСКО.
На конференции было отмечено, что медийно-информационная грамотность развивается волнообразно в зависимости от степени напряженности в обществе, роста насилия и радикализации в социальной среде. В эти кризисные периоды мы проявляем большую активность и начинаем многое делать для предотвращения этих негативных проявлений. Но неужели нам обязательно необходимы кризисы для того, чтобы формированием медийно-информационной грамотности всего населения заниматься постоянно, системно и профессионально?
Фото: Тина Бережная