Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

Год защитника отечества. 80 лет Победы

МПГУ выступил инициатором реализации комплекса мер по формированию гражданской идентичности будущих учителей России

Новости МПГУ

27 июня в МПГУ состоялось расширенное совещание, посвященное планированию системы мероприятий по формированию гражданской идентичности будущего учителя России. В его работе приняли участие министр просвещения РФ Ольга Юрьевна Васильева, Сопредседатель Центрального штаба ОНФ, ответственный секретарь ООД «Поисковое движение России», сопредседатель Центрального штаба Общероссийского общественного гражданско-патриотического движения «Бессмертный полк России» Елена Моисеевна Цунаева, ректор МПГУ, доктор исторических наук, член-корреспондент РАО Алексей Владимирович Лубков, первый проректор  МПГУ, доктор географических наук Виктор Павлович Дронов, представители ректората, институтов, а также учебных заведений из регионов России.

Открывая совещание, ректор МПГУ Алексей Владимирович Лубков сердечно поблагодарил О.Ю. Васильеву и Е.М. Цунаеву за согласие принять участие в совещании. Он также отметил, что в центре внимания – перспективная тема, связанная с формированием гражданской идентичности и возможным участием вуза в мегапроекте «Без срока давности». «Российский общенародный фронт заинтересован в практике воспитательной работы, сложившейся в университете, – отметил он. – И очень важно тиражировать этот опыт в рамках всего проекта». Эти системные решения будут актуальны для всей системы непрерывного педагогического образования, подчеркнул Алексей Владимирович.

В своем обращении к участникам совещания министр просвещения России обратила внимание на то, что «именно воспитание является ключевым в нашем образовательном процессе». Важность этой проблемы очевидна уже и другим странам мира, сказала она, приведя в пример опыт коллег из Китайской Народной Республики, сформулировавших пять приоритетных направлений по воспитанию гражданина КНР. «И нам от громких слов и лозунгов надо переходить к практическим шагам и к конкретизации действий в этой труднейшей работе», – заявила министр.

Для этого необходимо усовершенствовать систему гражданского, патриотического и духовно-нравственного воспитания детей и молодежи в стране. О.Ю. Васильева рассказала участникам совещания об опыте и практической реализации программы патриотического воспитания в разных регионах страны, о региональных центрах патриотического воспитания в 35 регионах страны, о всероссийских патриотических акциях – «Письма победы» и других, охвативших большое количество детей. В качестве примера успешной реализации программ на уровне СПО О.Ю.Васильева привела Республику Татарстан.

В своем выступлении Сопредседатель Центрального штаба ОНФ, ответственный секретарь ООД «Поисковое движение России», сопредседатель Центрального штаба Общероссийского общественного гражданско-патриотического движения «Бессмертный полк России» Елена Цунаева отметила, что необходимо решить вопрос о воспитании интереса к такой работе не только у учеников, но и у учителей. «Патриотические мероприятия, действенные по своей сути, не должны превращаться в формальные, – сказала она. – Необходимо работать с учителями и студентами педагогических вузов, объяснять им, почему так важно проводить с ребятами воспитательную работу, в том числе по военно-патриотическому направлению». Нужно также поддерживать связи с общественными организациями, развивать сотрудничество с ними, сказала она. Е.М. Цунаева рассказала о возможностях, которые раскрывает проект «Без срока давности» в плане воспитания молодежи.

Отдельная проблема – подготовка взрослых кадров для работы с детьми. «Это должны быть не просто ученые лекторы, а такие люди, которые могут общаться с молодежной аудиторией, пробуждать в ней интерес», отметила она. Именно поэтому для патриотических проектов важно сотрудничество с педагогическими вузами.

Кроме того, заявила Е.М. Цунаева, необходимо начать работу над подготовкой новой программы по патриотическому воспитанию. «Надеюсь, что педагогическое сообщество присоединится к решению этой проблемы, чтобы понять необходимость, перспективы и формат нового документа».

В свою очередь модератор совещания, советник при ректорате МПГУ Наталья Юрьевна Склярова подчеркнула, что проблема подготовки педагогов в плане гражданской идентичности связана с общественными условиями, а также особенностями используемых воспитательных технологий. И здесь необходимо единое пространство педагогического образования, сказала она. «В стране 39 педагогических вузов, обладающих широкими возможностями, но система СПО имеет больший потенциал – это 450 организаций», подчеркнула она.

Большую помощь в работе может оказать создание единого образовательного ресурса. «В едином образовательном пространстве должны быть выстроены единые критерии оценки уровня формирования гражданской зрелости будущего учителя», сказала она. «Именно поэтому нами, в МПГУ, разработан комплекс мер по формированию гражданской идентичности будущего учителя России», сказала она, предложив собравшимся ознакомиться с опытом Университета.

Заместитель директора Института истории и политики Владимир Леонидович Шаповалов рассказал, что в рамках МПГУ проводится серьезная работа по сохранению исторической памяти, патриотическому воспитанию и формированию гражданской идентичности. «Информационная война против России ставит целью дискредитацию восприятия истории, деформацию сознания. Это скоординированные усилия по переписыванию страниц нашей истории, и этому нужно противопоставить системные действия», сказал он. В ИИиП ведется большая работа по анализу учебной литературы, выходящей на постсоветском пространстве, поскольку и там напрямую затрагивается тема нашей общей истории, сказал он. Сотрудниками института разработан Кодекс историка, преследующий объективный принцип в изучении истории. В.Л. Шаповалов рассказал также о мерах по созданию образовательной среды, просветительских проектах МПГУ. «Youtube-канал университета входит в топ-5 видеоканалов вузов страны, а количество подписчиков достигло почти 45 000». На канале выпускаются информационные продукты самого различного формата – это и публичные лекции, и беседы с представителями науки, политики, культуры.

Важная часть деятельности – создание и активная работа Центра развития русского языка и культуры им. А.Ф. Лосева, который занимается продвижением русской культуры и языка. Рабочей группой, состоящей из сотрудников разных факультетов и институтов МПГУ, подготовлена Концепция духовно-нравственного воспитания, в основе которой лежит задача по формированию нравственной личности, профессионала, патриота и гражданина, принимающего судьбу Отечества как свою личную, сознающего ответственность за настоящее и будущее России, стремящегося к непрерывному образованию и совершенствованию в течение всей жизни, сказал В.Л. Шаповалов. По его убеждению, проектная деятельность должна развиваться не только в вузах, но и распространяться на звено СПО. «Именно здесь начинается формирование гражданской идентичности», сказал он.

Проректор МПГУ по социальной работе и комплексной безопасности Иван Харлампиевич Шонус в своем выступлении отметил, что университет осуществляет целый ряд проектов в сфере воспитания молодежи. Это и «Школа вожатых», охватывающая 140 вузов и более 45 000 участников, и проект «Полотно памяти», который в 2018 году охватил 17 регионов и 22 города, а медийный охват составил более 1 миллиона человек. «В этом году мы надеемся, при поддержке Росмолодежи, продолжить его уже в более широких масштабах – планируется охватить в медийном плане более 10 млн человек, а само полотно передать в Музей Победы на Поклонной горе», сказал он.

И.Х. Шонус рассказал также о студенческом проекте «Педагогический маяк», когда студенты работают с ребятами во внеурочное время. Они проводят «Уроки мужества», и в настоящее время идет работа над созданием учебно-методического комплекса по проведению военно-патриотических занятий, военно-спортивных игр и т.д. Методическая база будет учитывать особенности регионов страны. Сам проект рассчитан на широкое участие самых разных категорий медиаторов – от студентов и вожатых до членов поисковых отрядов, волонтеров. Это обеспечит обратную связь с учителями средней школы, СПО. МПГУ располагает достаточным потенциалом, чтобы апробировать проект и получить результаты уже до конца 2019 года, заверил он участников совещания.

Директор Таганрогского института им. А.П. Чехова Андрей Голобородько выразил благодарность за возможность сотрудничества с МПГУ в проектах, связанных с формированием гражданской идентичности. Он отметил возможность и необходимость подготовки таких кадров, которые могут говорить с молодежью на ее языке. «Обсуждаемый вопрос, связанный с гражданской идентичностью, действительно важен, – сказал он. – И сегодня на базе колледжей Ростовской области уже реализуется ряд проектов при поддержке в том числе Таганрогского института имени Чехова». Он также выступил в поддержку идеи о создании экспертного совета, а также предложил подумать о создании электронной методической платформы для обмена опытом.

Елена Михайловна Малышева, профессор Адыгейского государственного университета, отметив в своем кратком, но эмоциональном выступлении, что «Россия сегодня в эпицентре информационной войны, и воспитание гражданской идентичности становится действительно ключевым», призвала поддержать региональный опыт, в том числе накопленный в Адыгее. «Базовые основы идентичности закладываются с первых шагов, в школе, лицее и колледжах. Мы этим занимаемся и видим, какой эффект это может дать», сказала она.

В завершение участники совещания попросили О.Ю. Васильеву поддержать инициативу, связывающую Ассоциацию педагогических университетов и Ассоциацию педагогических колледжей, в единое образовательное пространство, а также идею создания совета по сопровождению комплекса мер, направленных на формирование гражданской идентичности будущих учителей России в рамках федерального проекта «Учитель будущего». Предложения участники совещания направят министру просвещения России в самое ближайшее время.

В работе совещания в режиме on-line также приняли участие представители регионов –заместитель директора Департамента образования и науки Брянской области Наталия Чернякова, директор ГБПОУ Педагогический колледж № 1 им. Н.А. Некрасова Санкт-Петербурга Татьяна Голядкина и директор ГБПОУ Педагогический колледж № 4 Санкт-Петербурга Елена Федотова.

М.А. Тимофеев

СМИ о мероприятии:
https://oprf.ru/press/news/2019/newsitem/49918

28 / 06 / 2019

Показать обсуждение

Обсуждение

Сергей Пимчев, 28 / 06 / 2019 в 21:26

Предлагаю обратить внимание на опыт воспитательной деятельности в Беларуси. Кроме того, такие места, как Хатынь и Брестская крепость – святые места для всех, кто чтит память о Великой Отечественной.

Сергей Пимчев, 29 / 06 / 2019 в 13:01

Предлагаю в качестве одного из направлений (мероприятий) – конкурс видеофильмов (роликов) по соответствующей тематике. В качестве примера – работы студенческой студии “Конспект” Полоцкого государственного университета: фильмы “Эхо” и “Анёлы” (ссылка на фильмы в самом низу страницы):
https://www.psu.by/studentam/226-studencheskoe-mediaprostranstvo/6252-studencheskaja-videostudija-konspekt