Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

МПГУ выступил инициатором реализации комплекса мер по формированию гражданской идентичности будущих учителей России

Новости МПГУ

27 июня в МПГУ состоялось расширенное совещание, посвященное планированию системы мероприятий по формированию гражданской идентичности будущего учителя России. В его работе приняли участие министр просвещения РФ Ольга Юрьевна Васильева, Сопредседатель Центрального штаба ОНФ, ответственный секретарь ООД «Поисковое движение России», сопредседатель Центрального штаба Общероссийского общественного гражданско-патриотического движения «Бессмертный полк России» Елена Моисеевна Цунаева, ректор МПГУ, доктор исторических наук, член-корреспондент РАО Алексей Владимирович Лубков, первый проректор  МПГУ, доктор географических наук Виктор Павлович Дронов, представители ректората, институтов, а также учебных заведений из регионов России.

Открывая совещание, ректор МПГУ Алексей Владимирович Лубков сердечно поблагодарил О.Ю. Васильеву и Е.М. Цунаеву за согласие принять участие в совещании. Он также отметил, что в центре внимания – перспективная тема, связанная с формированием гражданской идентичности и возможным участием вуза в мегапроекте «Без срока давности». «Российский общенародный фронт заинтересован в практике воспитательной работы, сложившейся в университете, – отметил он. – И очень важно тиражировать этот опыт в рамках всего проекта». Эти системные решения будут актуальны для всей системы непрерывного педагогического образования, подчеркнул Алексей Владимирович.

В своем обращении к участникам совещания министр просвещения России обратила внимание на то, что «именно воспитание является ключевым в нашем образовательном процессе». Важность этой проблемы очевидна уже и другим странам мира, сказала она, приведя в пример опыт коллег из Китайской Народной Республики, сформулировавших пять приоритетных направлений по воспитанию гражданина КНР. «И нам от громких слов и лозунгов надо переходить к практическим шагам и к конкретизации действий в этой труднейшей работе», – заявила министр.

Для этого необходимо усовершенствовать систему гражданского, патриотического и духовно-нравственного воспитания детей и молодежи в стране. О.Ю. Васильева рассказала участникам совещания об опыте и практической реализации программы патриотического воспитания в разных регионах страны, о региональных центрах патриотического воспитания в 35 регионах страны, о всероссийских патриотических акциях – «Письма победы» и других, охвативших большое количество детей. В качестве примера успешной реализации программ на уровне СПО О.Ю.Васильева привела Республику Татарстан.

В своем выступлении Сопредседатель Центрального штаба ОНФ, ответственный секретарь ООД «Поисковое движение России», сопредседатель Центрального штаба Общероссийского общественного гражданско-патриотического движения «Бессмертный полк России» Елена Цунаева отметила, что необходимо решить вопрос о воспитании интереса к такой работе не только у учеников, но и у учителей. «Патриотические мероприятия, действенные по своей сути, не должны превращаться в формальные, – сказала она. – Необходимо работать с учителями и студентами педагогических вузов, объяснять им, почему так важно проводить с ребятами воспитательную работу, в том числе по военно-патриотическому направлению». Нужно также поддерживать связи с общественными организациями, развивать сотрудничество с ними, сказала она. Е.М. Цунаева рассказала о возможностях, которые раскрывает проект «Без срока давности» в плане воспитания молодежи.

Отдельная проблема – подготовка взрослых кадров для работы с детьми. «Это должны быть не просто ученые лекторы, а такие люди, которые могут общаться с молодежной аудиторией, пробуждать в ней интерес», отметила она. Именно поэтому для патриотических проектов важно сотрудничество с педагогическими вузами.

Кроме того, заявила Е.М. Цунаева, необходимо начать работу над подготовкой новой программы по патриотическому воспитанию. «Надеюсь, что педагогическое сообщество присоединится к решению этой проблемы, чтобы понять необходимость, перспективы и формат нового документа».

В свою очередь модератор совещания, советник при ректорате МПГУ Наталья Юрьевна Склярова подчеркнула, что проблема подготовки педагогов в плане гражданской идентичности связана с общественными условиями, а также особенностями используемых воспитательных технологий. И здесь необходимо единое пространство педагогического образования, сказала она. «В стране 39 педагогических вузов, обладающих широкими возможностями, но система СПО имеет больший потенциал – это 450 организаций», подчеркнула она.

Большую помощь в работе может оказать создание единого образовательного ресурса. «В едином образовательном пространстве должны быть выстроены единые критерии оценки уровня формирования гражданской зрелости будущего учителя», сказала она. «Именно поэтому нами, в МПГУ, разработан комплекс мер по формированию гражданской идентичности будущего учителя России», сказала она, предложив собравшимся ознакомиться с опытом Университета.

Заместитель директора Института истории и политики Владимир Леонидович Шаповалов рассказал, что в рамках МПГУ проводится серьезная работа по сохранению исторической памяти, патриотическому воспитанию и формированию гражданской идентичности. «Информационная война против России ставит целью дискредитацию восприятия истории, деформацию сознания. Это скоординированные усилия по переписыванию страниц нашей истории, и этому нужно противопоставить системные действия», сказал он. В ИИиП ведется большая работа по анализу учебной литературы, выходящей на постсоветском пространстве, поскольку и там напрямую затрагивается тема нашей общей истории, сказал он. Сотрудниками института разработан Кодекс историка, преследующий объективный принцип в изучении истории. В.Л. Шаповалов рассказал также о мерах по созданию образовательной среды, просветительских проектах МПГУ. «Youtube-канал университета входит в топ-5 видеоканалов вузов страны, а количество подписчиков достигло почти 45 000». На канале выпускаются информационные продукты самого различного формата – это и публичные лекции, и беседы с представителями науки, политики, культуры.

Важная часть деятельности – создание и активная работа Центра развития русского языка и культуры им. А.Ф. Лосева, который занимается продвижением русской культуры и языка. Рабочей группой, состоящей из сотрудников разных факультетов и институтов МПГУ, подготовлена Концепция духовно-нравственного воспитания, в основе которой лежит задача по формированию нравственной личности, профессионала, патриота и гражданина, принимающего судьбу Отечества как свою личную, сознающего ответственность за настоящее и будущее России, стремящегося к непрерывному образованию и совершенствованию в течение всей жизни, сказал В.Л. Шаповалов. По его убеждению, проектная деятельность должна развиваться не только в вузах, но и распространяться на звено СПО. «Именно здесь начинается формирование гражданской идентичности», сказал он.

Проректор МПГУ по социальной работе и комплексной безопасности Иван Харлампиевич Шонус в своем выступлении отметил, что университет осуществляет целый ряд проектов в сфере воспитания молодежи. Это и «Школа вожатых», охватывающая 140 вузов и более 45 000 участников, и проект «Полотно памяти», который в 2018 году охватил 17 регионов и 22 города, а медийный охват составил более 1 миллиона человек. «В этом году мы надеемся, при поддержке Росмолодежи, продолжить его уже в более широких масштабах – планируется охватить в медийном плане более 10 млн человек, а само полотно передать в Музей Победы на Поклонной горе», сказал он.

И.Х. Шонус рассказал также о студенческом проекте «Педагогический маяк», когда студенты работают с ребятами во внеурочное время. Они проводят «Уроки мужества», и в настоящее время идет работа над созданием учебно-методического комплекса по проведению военно-патриотических занятий, военно-спортивных игр и т.д. Методическая база будет учитывать особенности регионов страны. Сам проект рассчитан на широкое участие самых разных категорий медиаторов – от студентов и вожатых до членов поисковых отрядов, волонтеров. Это обеспечит обратную связь с учителями средней школы, СПО. МПГУ располагает достаточным потенциалом, чтобы апробировать проект и получить результаты уже до конца 2019 года, заверил он участников совещания.

Директор Таганрогского института им. А.П. Чехова Андрей Голобородько выразил благодарность за возможность сотрудничества с МПГУ в проектах, связанных с формированием гражданской идентичности. Он отметил возможность и необходимость подготовки таких кадров, которые могут говорить с молодежью на ее языке. «Обсуждаемый вопрос, связанный с гражданской идентичностью, действительно важен, – сказал он. – И сегодня на базе колледжей Ростовской области уже реализуется ряд проектов при поддержке в том числе Таганрогского института имени Чехова». Он также выступил в поддержку идеи о создании экспертного совета, а также предложил подумать о создании электронной методической платформы для обмена опытом.

Елена Михайловна Малышева, профессор Адыгейского государственного университета, отметив в своем кратком, но эмоциональном выступлении, что «Россия сегодня в эпицентре информационной войны, и воспитание гражданской идентичности становится действительно ключевым», призвала поддержать региональный опыт, в том числе накопленный в Адыгее. «Базовые основы идентичности закладываются с первых шагов, в школе, лицее и колледжах. Мы этим занимаемся и видим, какой эффект это может дать», сказала она.

В завершение участники совещания попросили О.Ю. Васильеву поддержать инициативу, связывающую Ассоциацию педагогических университетов и Ассоциацию педагогических колледжей, в единое образовательное пространство, а также идею создания совета по сопровождению комплекса мер, направленных на формирование гражданской идентичности будущих учителей России в рамках федерального проекта «Учитель будущего». Предложения участники совещания направят министру просвещения России в самое ближайшее время.

В работе совещания в режиме on-line также приняли участие представители регионов –заместитель директора Департамента образования и науки Брянской области Наталия Чернякова, директор ГБПОУ Педагогический колледж № 1 им. Н.А. Некрасова Санкт-Петербурга Татьяна Голядкина и директор ГБПОУ Педагогический колледж № 4 Санкт-Петербурга Елена Федотова.

М.А. Тимофеев

СМИ о мероприятии:
https://oprf.ru/press/news/2019/newsitem/49918

28 / 06 / 2019

Показать обсуждение

Обсуждение

Сергей Пимчев, 28 / 06 / 2019 в 21:26

Предлагаю обратить внимание на опыт воспитательной деятельности в Беларуси. Кроме того, такие места, как Хатынь и Брестская крепость – святые места для всех, кто чтит память о Великой Отечественной.

Сергей Пимчев, 29 / 06 / 2019 в 13:01

Предлагаю в качестве одного из направлений (мероприятий) – конкурс видеофильмов (роликов) по соответствующей тематике. В качестве примера – работы студенческой студии “Конспект” Полоцкого государственного университета: фильмы “Эхо” и “Анёлы” (ссылка на фильмы в самом низу страницы):
https://www.psu.by/studentam/226-studencheskoe-mediaprostranstvo/6252-studencheskaja-videostudija-konspekt