27 ноября 2022 г. в Главном корпусе МПГУ состоялось грандиозное по содержанию и по художественно-техническому оформлению событие – презентация аудиовизуальной мистерии для рояля по Оливье Мессиану «О Боге и птицах». Автор и исполнитель проекта – Лауреат конкурса «Лаборатория современного театра для молодых режиссеров «Театр без границ», пианист, лектор и преподаватель кафедры музыкально-исполнительского искусства ФМИ Института изящных искусств МПГУ Илья Игоревич Харланов.
В основе мистерии, как несложно догадаться, творчествоОливье Мессиана, французского композитора и орнитолога, гиганта академической музыки XX века, автора собственной музыкальной вселенной, несравнимой по стилю ни с одной другой.
Зрителям были представлены фрагменты фортепианного цикла «Двадцать взглядов на Младенца Иисуса», написанного в 1944 году через два года после возвращения композитора из немецкого лагеря для военнопленных в Силезии. Это один из самых глобальных замыслов в истории мировой художественной культуры и первый в академической музыке случай радикального художественного переосмысления евангелистских сюжетов и создания новых. Его персонажи – Дева, Крест, Звезда, Ангелы. Его проблематика – «вечные вопросы» о жизни, смерти, жертве и любви.
Интерпретация Ильи Харланова – это не «новое прочтение» созданного О. Мессианом музыкального текста. Это визуализация чувственной образной сферы «Взглядов», где музыка не абстрактный конструкт, а личные дневники автора, высказывание конкретного человека, наблюдающего конкретный мир.
Помимо своего сакрального значения проект несёт просветительскую миссию, которая заключается в популяризации музыки, вычеркнутой советскими цензорами из истории XX века, нивелирование тезиса о христианской философии как атрибута сугубо внутри-церковного канона.
Благодаря И. Харланову, который в течение пятнадцати лет занимается исследованием и популяризацией малоизвестной, «периферийной» академической музыки, в этот вечер слушатели погрузились в мир теоцентричного мессиановского символизма, где традиционное христианское мифотворчество подвергается радикальному художественному эксперименту.
Музыкальный язык О. Мессиана очень труден и многолик, идейная составляющая выходит далеко за рамки мышления обычного человека. Используя аудиовизуальное действо (главное назначение которого в ретрансляции с помощью медиа-эффектов Вселенной, созданной О. Мессианом), И. Харланов окунул слушателей в «звуковой космос» с завораживающим эффектом Божественного присутствия. Публика, находясь в состоянии аффекта, будто не дышала, в минуты пауз тишина была абсолютной, тишина была звенящей!
Представленные фотографии с этого уникальнейшего вечера в Атриуме МПГУ могут создать лишь самое небольшое представление об этом знаковом во всех отношениях событии. Такие проекты надо впитывать только «здесь и сейчас»! Браво, Художник!
PS. Проект реализован при Поддержке Президентского фонда культурных инициатив и Московского педагогического государственного университета (ОППО МПГУ).