Все мы в детстве любили играть и «пропадали пропадом» во дворах, бегая в салочки, казаки-разбойники… Мальчики обожали «морской бой», девочки прыгали в классики, а игры с мячом могли продлиться до утра… Почему дети так любят игры? Потому что это не только развлечение и веселье, но и способ влиться в компанию, познакомиться с новыми друзьями и найти, наконец, общий язык с тем застенчивым мальчиком из третьего отряда… Дети выросли, пошли в школы, университеты, а игры до сих пор являются главным средством общения друг с другом и прокладывают мостик взаимопонимания между ребенком и взрослым. Строительством таких мостов и занимаются специалисты из Творческого Объединения #Шашники – они учат взаимодействию друг с другом с помощью игр, тренингов, разрабатывают специальные программы. Кстати, в этом году #Шашники разработали программу «Игропрактика», которая реализуется в МПГУ с этого учебного года для студентов университета и является частью программы профессионального обучения «Вожатый». Сегодня мы познакомимся с разработчиками игропрактики – это руководитель Творческого Объединения #Шашники, выпускник МПГУ, сертифицированный терапевт Московского гештальт-института, разработчик образовательных программ, преподаватель Георгий Голышев, специалист в области развития бизнес-навыков и управления персоналом, тренер, методолог, спикер Ксения Поплавская, а также специалист в области Edutainment и игропрактики, руководитель PR-направления Юлия Ерошина. Все они, безоговорочно, лучшие в своем деле, в начале своего профессионального пути прошли «школу молодого бойца», которую мы называем простым и понятным каждому словом – вожатство. Ксения Поплавская побывала в роли вожатой в 1999 году, и с тех пор сохраняет глубокую симпатию и верность профессии, продолжая работу уже в качестве методиста, старшего вожатого и психолога. Гоша Голышев влился в вожатскую семью чуть позже – в 2002 году, будучи десятиклассником на каникулах, он сразу занялся психологией и психотерапией – был ассистентом педагогов и психологов, работал аниматором в лагере, специализирующимся на работе с людьми с особенностями развития. В роли аниматора в детском лагере попробовала себя и Юлия Ерошина. Она работает в лагерях с 2012 года, разрабатывает программы для лагерей и проводит тренинги для аниматоров и вожатых. А с чего же всё началось? И почему именно вожатство?
Здравствуйте, коллеги! Давайте познакомимся поближе. Расскажите, почему вы все-таки выбрали эту профессию? Ведь в детстве в лагеря ездил каждый второй ребенок, но не все связали свою жизнь с вожатской деятельностью. Что заставило вас остановить свой выбор на профессии, связанной с работой в лагере?
Гоша Голышев: Скорее всего, это был интерес взаимодействовать с людьми и организовывать их досуг. Ведь в то первое лето работы в лагере я смог не только поработать аниматором, но и попробовал себя в роли организатора, и мне настолько это понравилось, что я поехал в лагерь снова, но уже на 2 курсе (я тогда учился в первом педагогическом колледже им. Ушинского). Это был бесценный опыт, я понял, что это – мой формат. У меня даже сохранилась грамота «Лучший вожатый смены», безумно приятно было ее получить!
Юлия Ерошина: Мой выбор схож с Гошиным, я тоже попробовала свои силы в качестве организатора и мне безумно понравилось этим заниматься. Применять свои навыки в общении с детьми и их родителями, разрабатывать специальные программы – конечно, не с первого раза все получается, но нужно работать, подключать профессионалов и развивать лагерную индустрию в целом.
А как вы отнеслись к предложению ФКЦ МПГУ разработать для студентов МПГУ курс по игропрактике? У вас уже был опыт работы с МПГУ?
Гоша Голышев: Мы отнеслись исключительно позитивно! Я сотрудничаю с МПГУ с 2007 года. В 2006 году я поступил в МПГУ на 3 курс после педагогического колледжа, и уже в следующем году начал вести «Мастерскую вожатых» для студентов, которая проводилась в МПГУ совместно с кампанией «Искусство тренинга». Потом я уже стал преподавать в МПГУ, поэтому с радостью откликнулся на предложение ФКЦ разработать для студентов целый курс по игропрактике.
Ксения Поплавская: Я начала сотрудничать с МПГУ с 2001-2002 года – когда первый раз поехала на адаптив для вожатых, в качестве методиста-стажера. Кстати, выездные инструктивы и адаптивы университет проводит до сих пор, и такая верность традиции не может не радовать. И я безусловно счастлива, что университет предложил нам заняться разработкой курса игропрактики, потому что у меня большой опыт работы в этой сфере, которым я с удовольствием поделюсь с новичками. Я люблю и умею это делать, я получаю профессиональный и личностный отклик и буквально живу этой профессией!
В чем специфика работы Творческого Объединения #Шашники? В частности, подготовки специалистов по игропрактике.
Юлия Ерошина: Приятно осознавать, что игропрактика набирает обороты. И здорово, что государственные вузы понимают, как важно обучать этому студентов. Мы верим, что скоро игропрактика, как часть концепции Edutainment, перевернет представление о том, каким может быть образование – и мы во многом являемся некоторым гарантом качества в этом вопросе.
Гоша Голышев: Это действительно так. Более того, #Шашники умеют и любят работать с разной аудиторией, для которых мы мобилизуем игровые процессы. Это от самых маленьких дошкольников до пожилых людей. У нас есть разные социальные группы – от специалистов до семей, от детей, оставшихся без попечения родителей, до, к примеру, специалистов, работающих в области психологии. Поэтому это, в первую очередь, опыт, во-вторых, та самая концепция Edutainment, о которой говорила Юлия. Одним из методов этой концепции является игра, мы действительно рассматриваем игру, как один из методов образования и развлечения.
Ксения Поплавская: А самое главное и ценное – это то, что каждый из Творческого Объединения имеет разные уровни работы в тематических лагерях, тем самым обогащая свое обучение и практику примерами и историями, что очень вдохновляет и ценится. Это является спецификой нашего Объединения, мы разнонаправленные и можем работать в самых разнообразных лагерях: не только в летних и морских, но и в образовательных лагерях, и тематических, сюда же относится и анимация, которая в вожатстве всегда нужна и необходима. В чем суть и польза игропрактики? По себе знаю, что вожатым всегда не хватает практики, педагогические вузы в основном нацелены на возрастные и динамические особенности, и игропрактика – это тот инструмент, который позволяет работать с возрастной спецификой, с динамикой, поэтому ценность – именно в практике.
Да, не зря говорят, что практика – это основа познания. А как вы думаете, сможет ли вожатый без знаний теории и практики организации игр найти общий язык с детьми?
Ксения Поплавская: Если говорить про общий язык без знания теории и практики игр, то, с одной стороны, может и есть такие случаи в моей практике, но с другой – знание теории и практики игры во многом усиливает компетенции вожатого, расширяет его возможности, делает его более профессиональным и сильным специалистом для детей. Тут каждый сам принимает решение – учиться ему или не учиться этому – но лично я считаю, что это необходимо. Это ведь рабочий инструмент вожатого. Как можно работать с детским коллективом и не знать игровых механик игр, методик и так далее?
Гоша Голышев: На мой взгляд, вожатый обязан знать игры и уметь их проводить, использовать, как метод обучения и развлечения детей. Но я знаю, что есть лагеря, где вожатыми называют людей, которые выполняют функцию сопровождающего или экскурсовода, и все равно, мне кажется, даже во время экскурсий было бы здорово применять игропрактику. В моем понимании, вожатый должен уметь играть.
Юлия Ерошина: Я согласна с Гошей. Мы часто слышим даже от хороших вожатых, что они не очень любят играть с детьми. Они берут харизмой, пониманием психологии детей, общением с ними и тому подобное. Но ведь игры только добавляют им мастерства, потому что при качественном проведении игры дети вовлекаются в процесс еще больше, получают удовольствие и взаимодействуют друг с другом. Лично я искренне верю, что с детьми нужно играть. А еще лучше делать это так, чтобы они даже не поняли, что сейчас идет игра.
Полностью с Вами согласна! Но сейчас, наверное, все сложнее заинтересовать детей игрой. Какие игры с детьми актуальны сегодня? И выдерживают ли они конкуренцию в борьбе с Интернетом, который полностью захватил подрастающее поколение?
Гоша Голышев: Я думаю, что есть много схожих моментов у игр для детей 50 лет назад и сейчас, например, некоторые игровые механики. Конечно, изменились некоторые задачи и смыслы, изменились внешний облик и оформление игры. Актуальные сюжетная оболочка игры и легенда делают свое дело, главное правильно подать. Здесь важно понимать тренды этой группы детей, их возрастные потребности, контекст их жизни. Если все это учитывать и оформлять игру согласно этим потребностям, то игра, безусловно, будет интересна. Насчет конкуренции онлайн игр и игр вживую: играя с детьми, мы используем различные технологии, в том числе и онлайн, поэтому не думаю, что здесь есть конкуренция. Скорее вопрос в том, как ребенок любит проводить время, а любому ребенку важно проводить время со сверстниками, иногда ему важно побыть наедине с собой, занимаясь своими делами. Поэтому я думаю, что удачный выбор – совмещать эти два вида игр, и даже когда мы играем с детьми вживую, здорово использовать метафоры и сюжетные оболочки из комиксов и компьютерных игр – это всегда делает игру более интересной.
А у вас есть любимая игра?
Гоша Голышев: Мне сложно выделить что-то одно, поэтому я лучше расскажу о своих любимых типах игр: первый – это соревновательный тип, где нужно пробовать свои силы, побеждать или проигрывать, не только физически, но и интеллектуально. И второй тип игр – это так называемые большие психологические игры, где есть более глубокие цели, которые участники прорабатывают в парах и по отдельности, решают какие-то экзистенциональные вопросы и т.д.
Ксения Поплавская: Знаете, мне тоже сложно выделить какую-то конкретную игру. Могу только сказать, что я люблю динамичные игры и с удовольствием играю в игры, разработанные мною. Мне кажется, здорово, что существует так много разных игр, и ты не упираешься в какую-то одну, а есть, из чего выбрать. У нас богатый арсенал игр, которые в тот или иной момент работают на деятельность отряда, взаимодействие с детьми. Ты выбираешь игру, и она приносит удовольствие не только детям, но и тебе самому.
Юлия Ерошина: Я тоже проголосую за разнообразие игр, особенно мне нравится придумывать и модифицировать уже существующие. Нравится играть с реквизитом, а также готовиться к играм, считаю, что это просто необходимо. Из последних фаворитов – игра с парными карточками, когда участники меняются специально подготовленными карточками «рубашкой» наверх, а потом переворачивают их и ищут пару. Можно заодно обогащаться знаниями, изучать новые слова, исторических личностей и т.д.
Как же с вами интересно общаться! Могу только представить, как здорово работать в вашем коллективе – скучать точно не придется! Но наше интервью подходит к концу, поэтому задам традиционный вопрос: что пожелаете будущим вожатым?
Гоша Голышев: Конечно можно дать миллион советов, но я дам один – прикладной и узконаправленный. Я бы хотел попросить будущих вожатых не считать свой первый опыт в лагере, как единственный правильный и самый интересный. Ведь все знают, что всё познается в сравнении, поэтому очень важно работать на улучшение, съездить на следующее лето в другой лагерь, посмотреть, как там проходят смены, сопоставить подходы работы с детьми и тогда уже сделать выводы. Съездить в третий, четвертый, пятый лагерь, и тогда уже вам будет проще выбрать тот путь работы, который нравится именно вам, потому что в работе вожатого важна насмотренность. Мне всегда очень грустно, когда вожатые съездят в лагерь один раз и думают, что вот оно, вот так нужно работать, это и есть лагерь. Особенно, если первый блин вышел комом. Это неправильный подход: исследуйте, смотрите, анализируйте – в этом мире еще очень много неизведанного и интересного!
Ксения Поплавская: Обязательно учитесь, это позволяет почувствовать себя на порядок сильнее и увереннее. Помню по себе, когда начинаешь вожатскую карьеру, очень здорово иметь какой-то фундамент, на который в будущем ты сможешь опереться в любой момент. Это действительно важно. Второе – обязательно практиковаться, интересоваться и быть любопытным, с точки зрения того, что происходит в жизни детей, вожатых, в жизни игр, разных методов практики взаимодействия с детьми – это делает вашу работу ярче. И конечно помнить, что лагерь и вожатство – это не один человек, это команда, нужно бережно относиться к своему напарнику, к команде, усиливать коллегу своими компетенциями, а команду – эмоциями, актерскими способностями и направлять коллег на то, чтобы они делились и были в таком тесном взаимодействии друг с другом, потому что выстроенная коммуникация в вожатском коллективе делает работу вожатого спокойной и уверенной.
Юлия Ерошина: Никогда не переставайте участвовать в играх, изменяйте уже существующие игры и постарайтесь полюбить это дело. Играть с детьми «для галочки», потому что это входит в обязанности вожатого, не нужно. Полюбите это занятие и тогда мастерство придет. Мы не играем, мы живем!
Кристина Романова
Федеральный координационный центр
по подготовке и сопровождению вожатских кадров