6 октября 2021 года состоялся круглый стол с представителями образовательных организаций федеральных округов России в рамках педагогического форума «Учитель – будущее России». Организаторами круглого стола выступил Федеральный координационный центр по подготовке и сопровождению вожатских кадров МПГУ при поддержке окружных центров из всех федеральных округов Российской Федерации. Круглый стол проходил в рамках государственного задания Министерства просвещения России на проведение МПГУ научно-исследовательской работы «Сравнительный анализ моделей региональных систем подготовки педагогических кадров на примере 8 федеральных округов Российской Федерации и особенности взаимодействия федеральных и региональных участников образовательного процесса» (научный руководитель: Владимирова Т.Н., доктор педагогических наук).
В круглом столе приняли участие руководители и педагоги образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования, общеобразовательных организаций, институтов повышения квалификации педагогических работников из Екатеринбурга, Хабаровска, Волгограда, Ставрополя, Москвы, Санкт-Петербурга, Костромы, Ульяновска, Новосибирска, к дискуссиям также присоединились коллеги из Мурманска, Пензы, Ярославля, Алтайского края и др.. Все активно делились опытом подготовки педагогических кадров на базе своих организаций.
Модератором круглого стола выступила кандидат педагогических наук, директор Федерального координационного центра по подготовке и сопровождению вожатских кадров МПГУ, доцент кафедры медиаобразования Института журналистики, коммуникации и медиаобразования МПГУ Наталья Юрьевна Лесконог. Она открыла мероприятие, презентовав паспорт региональной модели подготовки педагогических кадров во взаимодействии федеральных и региональных участников образовательного процесса на примере опыта МПГУ.
Опыт МПГУ на круглом столе также представили директор Лицея МПГУ Якимов Игорь Анатольевич, презентовав модель подготовки лицеистов при педагогическом университете, и заместитель директора колледжа МПГУ Штильман Наталья Валериевна, представив современный колледж как практикоориентированную модель подготовки будущего учителя.
От Уральского государственного педагогического университета выступила кандидат педагогических наук, доцент, директор Института общественных наук Анна Валериановна Коротун. Она рассказала о работе центра непрерывного профессионального образования и рассказала о деятельности я Технопарка на базе их педагогического университета. Представители Тихоокеанского государственного университета – кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики Валентина Александровна Давыденко и кандидат педагогических наук, доцент Светлана Васильевна Шедина – проанализировали эффективность подготовки педагогических кадров в образовательных организациях Дальневосточного региона. Модель работы с педагогическими кадрами Волгоградской области как центра патриотического воспитания представил кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Волгоградского государственного социально-педагогического университета Николай Иванович Тихоненков и продолжила преподаватель ГАПОУ «Волгоградский социально-педагогический колледж» Дания Рястемовна Рафекова.
О деятельности центра профессионально-ориентирующих педагогических практик рассказала директор Ставропольского филиала МПГУ, доктор педагогических наук, профессор кафедры «Психолого-педагогического и естественно-научного образования» Наталья Николаевна Сотникова. Наталья Николаевна продемонстрировала фильм о центре, о его роли в подготовке будущих учителей Ставропольского края.
Начальник отдела координации инновационных программ и проектов управления развитием воспитательной деятельности Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена (г. Санкт – Петербург) Ольга Анатольевна Чувгунова рассказала о педагогическом волонтерском движении в регионе как региональной модели подготовки педагогических кадров. Заместитель начальника управления взаимодействия с педагогическими вузами Академии Министерства просвещения России Анна Александровна Карпухина презентовала программу развития технопарков на базе педагогических вузов для подготовки учителей будущего.
Многие участники круглого стола обращали большое внимание на необходимость и позитивный опыт приобщения будущих учителей к вожатской деятельности. Во всех вузах, представители которых были участниками круглого стола, ведется подготовка вожатых, и она является важным элементом всей системы подготовки педагогических кадров.
Любовь Ильинична Тимонина, кандидат педагогических наук, проректор по учебно-методической работе Костромского государственного университета представила модель профессионального обучения вожатых как в вузе, так и в педагогических классах при классическом университете. Также Любовь Ильинична обратила внимание на важность сотрудничества педагогических вузов с классическими университетами, которые также реализуют программы по подготовке учителей, и поблагодарила МПГУ за приглашение на круглый стол.
Коллеги из Московского городского педагогического университета – кандидат педагогических наук, заместитель директора по молодежной политике Института педагогики и психологии образования Марина Михайловна Борисова и кандидат педагогических наук, доцент Департамента педагогики Института педагогики и психологии образования Надежда Петровна Павлова – рассказали о своем опыте подготовки вожатых и модели инструктивных сборов.
Гостями круглого стола стали наши партнеры из Федерального центра дополнительного образования и организации отдыха и оздоровления детей кандидат психологических наук Леонид Михайлович Проценко и Юрий Николаевич Носырев, а также представители ВК «Большая перемена»: старший методист, руководитель проектов МГОК Виктория Викторовна Шалунова и победитель первого сезона Всероссийского конкурса «Большая перемена», ученица 11 класса София Шакерова.
Круглый стол прошел в деловой атмосфере, в конце мероприятия эксперты сделали общее фото участников.
Федеральный координационный центр по подготовке и сопровождению вожатских кадров