13 мая 2020 г. сопредседатель Российского исторического общества, академик РАН, научный руководитель Института всеобщей истории РАН Александр Оганович Чубарьян провел онлайн-лекцию на тему: «Начало Второй мировой войны: научное знание и историческая память». С 11.00 до 12.30 прямая трансляция велась на официальном сайте Российского исторического общества https://historyrussia.org/
В центре внимания авторитетного ученого оказались актуальные и дискуссионные проблемы истории Второй мировой войны: причины и предпосылки войны; послевоенное устройство Европы и вопросы исторической памяти; соотношение политических и академических аспектов в историографии войны; изучение войны в современном образовании; задачи научного сообщества по противодействию историческим фальсификациям и многие другие вопросы.
А.О. Чубарьян напомнил, что тема Второй мировой войны сегодня очень политизирована и задача именно профессиональных историков, а не политиков, разобраться в объективных причинах и последствиях произошедшего. Разбирая причины мировой трагедии, унесшей десятки миллионов жизней, стоит более внимательно присмотреться к событиям всей первой четвери ХХ столетия. В их числе ключевую роль сыграли Версальская система международных отношений, провал системы коллективной безопасности в Европе, малая эффективность против агрессии международных организаций и др. Самостоятельной проблемой, с точки зрения лектора, является осмысление сущности германского нацизма. В настоящее время еще присутствует недооценка его преступлений, как преступлений против человечности. В этом отношении недавнее заявление МИД Германии об ответственности за развязывание войны достойно уважения.
В связи с этим, А.О. Чубарьян отметил, что в оценках предвоенных событий заслуживает внимание геополитическая составляющая, которая после соглашения в Мюнхене 1938 г. стала доминирующей. Он вспомнил, что когда-то в молодости первой книгой, которую он прочитал по этой теме была работа английского исследователя Д. Уилера-Беннета «Мюнхен. Пролог трагедии». Ее название – вполне актуально и сегодня. В целом, по мнению лектора, вокруг Второй мировой войны еще много «белых пятен». Как война повлияло на общество в мире? Человек на войне (на фронте, в тылу, в плену, в оккупации и т.д.). Обсуждение послевоенного устройства Европы. Ответы на эти и другие вопросы еще ждут своего часа. Очень важно, чтобы будущие исследования велись на основе разностороннего анализа всего комплекса исторических источников. Это будет залогом объективного освещения событий прошлого и поставит заслон попыткам исказить историческую правду.
А.О. Чубарьян остановился и на проблеме преподавания истории Второй мировой войны. Сегодня уровень знаний молодежи о войне явно недостаточен. Выход из этой ситуации видится расширении разделов, посвященных истории ХХ века и особенно истории Великой Отечественной войны в учебных программах и учебниках. Он отметил, что данная работа уже ведется, в том числе на международном уровне, однако еще немало предстоит сделать. Много практической пользы мог бы дать обмен опытом учителей истории и преподавателей разных стран для обсуждения проблем Второй мировой войны.
В заключение лекции А.О. Чубарьян ответил на вопросы историков, педагогов из разных регионов и представителей СМИ, а также поделился личными впечатлениями о Дне начала войны 22 июня 1941 г. и Дне Победы 9 мая 1945 г.
Модератор лекции, член Президиума Совета РИО К.И. Могилевский сказал, что в дальнейшем Российское историческое общество намерено развивать формат онлайн-лекций ведущих российских историков. А.О. Чубарьян также поддержал это начинание.
Дирекция изучения истории МПГУ рекомендует коллегам посмотреть интересную лекцию академика РАН А.О. Чубарьяна. Видео лекции доступно на официальном сайте Российского исторического общества https://historyrussia.org/ и на видеохостинге «YouTube».
А.С. Минаков