Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ОДИН ДЕНЬ В УНИВЕРСИТЕТЕ

«На родном о родном: новые предметы в российской школе»: семинар в Московском доме национальностей с участием экспертов МПГУ

Новости МПГУ

21 сентября 2020 года в Московском доме национальностей при научно-методической поддержке Московского педагогического государственного университета прошел семинар «На родном о родном: новые предметы в российской школе». Семинар состоялся в очно-дистанционном формате.

По приглашению организаторов в роли эксперта и модератора семинара выступила директор Центра регионоведения и гуманитарно-образовательного сотрудничества, доцент кафедры ЮНЕСКО ИСГО МПГУ, эксперт Союза переводчиков России, к. филол. н. Марина Александровна Кривенькая. Экспертом от педагогической общественности Москвы стала заместитель директора по содержанию образования ГБОУ города Москвы «Школа №1440», учитель русского языка и литературы, эксперт ГИА по русскому языку, лауреат конкурса приоритетного национального проекта «Образование» Лариса Владимировна Рублевская.

В дистанционном режиме к участию в дискуссии были приглашены члены Комиссии по образованию и науке Совета по делам национальностей при Правительстве Москвы, руководители и педагоги московских образовательных комплексов города Москвы, преподаватели и студенты средних и высших учебных заведений, руководители и активисты национальных общественных организаций. На приглашение откликнулись представители школ-участников международного проекта Ассоциированные школы ЮНЕСКО, в том числе из Татарстана.

Семинар поднял комплекс вопросов, связанных с введением в школах новых предметов «Родной язык» и «Родная литература». Будут ли применяться новые методики при изучении родных языков в основной школьной программе? Чем отличается предмет «русский язык» от предмета «родной язык (русский)»? Нужна ли особая подготовка учителя родного языка? Что делать детям, чей родной язык отличается от изучаемого в школе? Как учитывать пожелания семьи по изучению их детьми родных языков в системе школьного образования? Ответы на эти и многие другие вопросы пытались дать эксперты и гости семинара, собравшиеся за круглым столом. Отправной точкой для дискуссии стало знакомство с нормативно-правовой рамкой изучения родных языков и получения образования на родных языках в РФ, представленной в презентации М.А. Кривенькой.

Так, Лариса Владимировна Рублевская отметила, что предмет «Родной язык (русский)» дает преподавателю возможность уделять больше внимания развитию у школьников коммуникативных навыков владения языком: если на обычных уроках русского языка язык изучается как система, то на уроках родного языка он изучается как средство общения. Предмет «родной язык» может быть использован как ресурс для совершенствования у обучающихся навыков устной речи, ведения диалога, развития общей культуры речи, умения пользоваться собственно знанием языка. Уроки родного языка позволяют, с точки зрения эксперта, познакомиться также с историей языка, изучить его в социально-культурном и этнокультурном аспектах.

Данное направление получило свое продолжение в выступлении руководителя Центра балтистики, доцента кафедры общего и сравнительно-исторического языкознания филологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, автора учебника «Родная литература», к.филол.н. Ольги Владимировны Синевой. Она отметила связь изучения русского языка как родного и как государственного с вопросами формирования общегражданской идентичности обучающихся, а также обратила особое внимание на необходимость учета степени владения русским языком в разноуровневом поликультурном классе, каковыми в данный момент являются большинство классов в школах многонациональных российских городов. Отдельное внимание Ольга Владимировна уделила представлению Московского открытого городского конкурса детского творчества «Билингва» (конкурс двуязычных эссе), который уже много лет проходит при поддержке Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы и Центра содействию межнационального образования «Этносфера» с целью сохранения у молодежи Москвы, регионов РФ и соотечественников ценностного отношения к своим родным и русскому языкам.

Ведущий специалист Центра историко-культурных исследований религии и межцивилизационных отношений ИСГО МПГУ, почетный работник общего образования РФ Татьяна Васильевна Криворучко в своем выступлении затронула проблемы изучения русского языка детьми из семей мигрантов и этнических меньшинств. В связи с введением предмета «Родной язык», в том числе изучения в качестве родного языка русского языка, приобретает еще большую важность работа с детьми, не владеющими русским языком, в том числе расширение возможностей этой работы в системе дополнительного образования. Татьяна Васильевна также отметила важность использования ресурса новых предметов для более успешной социально-культурной адаптации детей мигрантов в системе образования и социальном пространстве московского мегаполиса.

Руководитель Комиссии по информационной политике Совета по делам национальностей при Правительстве Москвы Джамиль Рафикович Садыхбеков отметил в своем выступлении роль национальных объединений в работе по сохранению языкового и культурного разнообразия в Московском регионе, важность объединения усилий общественных организаций, представителей власти, учреждений культуры и системы образования, в том числе в использовании широких возможностей городской среды. В качестве предложения прозвучала мысль о рациональности привлечения школьников к экспертной деятельности, связанной с их знанием родных языков, отличных от русского.

Особенности преподавания родной литературы на одноименном уроке в школе стали темой выступления доцента, член-корреспондента МАНПО, методиста, заведующей кафедрой филологии ГБОУ города Москвы «Школа имени В.В. Маяковского», автора учебника «Родная литература», к.пед.н. Наталии Евгеньевны Кутейниковой. Представляя учебник «Родная литература» на русском языке, она подчеркнула, что данное издание представляет собой линейку учебников от начальной до средней школы, созданных с учетом особенностей разных регионов РФ, с привлечением большого количества историко-культурного материала, иллюстрирующего литературные сюжеты.

Здоровую долю полемики внесло в обсуждение выступление ведущего специалиста Центра регионоведения и гуманитарно-образовательного сотрудничества ИСГО МПГУ, этнолога, к.и.н. Елены Олеговны Хабенской, которая привлекла внимание к неоднозначности апелляции к так называемой русской идентичности в контексте изучения родного языка (русского), учитывая большое количество детей из смешанных семей, превалирование в городах смешанной идентичности и т.д. Она подчеркнула необходимость взвешенного подхода в вопросах, касающихся определения роли родного языка в структуре этнической идентичности представителей народов РФ, проживающих в московском регионе,

В ходе семинара М.А. Кривенькая напомнила собравшимся о международных подходах к вопросам сохранения языкового и культурного многообразия, о региональных особенностях применения концепции многоязычия, представила основные проекты по поддержке многоязычия и формированию гражданской идентичности в многонациональном московском мегаполисе, которые МПГУ реализует в городе, в том числе при поддержке Департамента образования и науки города Москвы. Подводя итоги семинара, она остановилась на важности этнокультурного просвещения и повышения межкультурной компетентности участников образовательного процесса, а также обозначила ряд аспектов темы, которые могли бы в дальнейшем стать поводом для следующих встреч о языковой полифонии Москвы.

Проект «Дни родного языка в Московском доме национальностей», ключевым мероприятием которого стал данный семинар, реализуется с целью содействия интереса к изучению языков разных народов, проживающих в России и ее столице, к знакомству с их историей и культурой. Надеемся, что партнерские отношения Московского педагогического государственного университета и Московского дома национальностей будут плодотворно развиваться в рамках данного и многих других проектов.

М.А. Кривенькая

Программа семинара «На родном о родном: новые предметы в российской школе»

Ссылка на фотоотчет на сайте Московского дома национальностей

Видеозапись семинара “На родном о родном: новые предметы в российской школе”

24 / 09 / 2020

Показать обсуждение