Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

На заседании Аналитического клуба студенты-историки обсудили фильм «Семнадцать мгновений весны»

Институт истории и политики (новости)

 

Состоялось первое в этом семестре заседание Аналитического клуба Студенческого научного общества Института истории и политики. Оно было посвящено изучению фильма Татьяны Михайловны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны» (1973).

Герменевтический анализ фильма позволил выявить целый ряд проблем, которые в целом можно свести в единое проблемное поле всего советского кинематографа рассматриваемой эпохи – 1970-х годов.

Главный вопрос, на который мы пытались ответить, – какую роль сыграл фильм «Семнадцать мгновений весны» в идеологической трансформации советской системы ценностей в 1970-х гг., а также то, как именно изобразили «слом» советского проекта.

В процессе работы был выявлен один из концептуальных пластов в фильме, представленный в следующих архетипах: это образы стариков, женщин и детей, которых Штирлиц пытается защитить, сохранить им жизнь и спасти от лап чудовищной машины Третьего Рейха («врагов народа»). Эти образы – главные концепты фильма, а вопрос о защите стариков, женщин и детей – не просто риторический вопрос для Штирлица: это основная постановка проблемы.

Образы стариков в фильме (фрау Заурих, пастор Шлаг, профессор Плейшнер) – архетип прошлого опыта, наследия, представлений о Победе в Великой Войне, это и то, что нужно свято беречь и преклоняться перед ними. Образы женщин – это архетип моста, канала передачи социального опыта, посредством которого реализуется само представление о прошлом (Габи Набель, Жена Штирлица). Образы детей – архетип будущего, это то, что нужно защищать, некий образ желаемого завтра.

Таким образом, вопрос о защите стариков, женщин и детей – это вопрос о защите прошлого и будущего через сохранение канала передачи опыта и наследия предков.

Кроме того, в фильме присутствует множество других параллельных концептуальных линий, например, одна из них сводится к борьбе Партии и Разведки, в которой Победу одерживает именно Разведка со своим стратегическим планом развития Общества, или, например, линия сравнения СССР и Третьего Рейха через аналогию образов бездушной машины государства-тирании и системы лагерей и наказаний для врагов народа.

Очень долго можно говорить о различных уровнях смысла в фильме, однако мы сделали :

  1. В фильме очень четко показан слом канала передачи социального опыта (концепт: встреча с Женой в кабаке «Элефант»), а также деформация образа будущего (а точнее, его неопределенность!) через отношение Штирлица к детям (концепт: концовка фильма, несостоявшееся отцовство, одиночество).
  2. Возможно, с определенной долей вероятности можно говорить о том, что фильм во многом предвосхитил дальнейший ход и развитие событий, определивших историю СССР в ближайшие два десятилетия…

Благодарим всех присутствовавших (студентов I курса, гостей нашего Института), а также преподавателей кафедры истории России: доцента, кандидата исторических наук Владимира Викторовича Горского; доцента, кандидата исторических наук Кирилла Рудольфовича Конюхова за проявленное доверие и аргументированную критику. Мы продолжим анализировать фильм «Семнадцать мгновений весны» и постараемся найти в нем более глубокие смысловые пласты.

Андрей Яковенко,
студент Института истории и политики

06 / 10 / 2016

Показать обсуждение