Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ОДИН ДЕНЬ В УНИВЕРСИТЕТЕ

Студенты факультета начального образования о лете: итоги вожатской практики

Новости МПГУ

12-15 сентября 2023 г. под руководством доцента кафедры психологической антропологии Института детства Н.Б. Ковалевой прошли итоговые конференции по результатам педагогической (вожатской) практики студентов факультета начального образования очного, очно-заочного и заочного бакалавриата за 3-й курс.

Почти все студенты очного отделения поехали в лагеря и получили бесценный опыт содержательной работы с детьми разных возрастов. Некоторые студенты работали в приемной комиссии, волонтерских центрах, что, по их отзывам, оказалось крайне полезно для их профессионального становления и освоения коммуникативных компетенций.

Обучающиеся по очно-заочной форме в основном проходили практику в МПГУ. Они поделились своими сценарными разработками, часть из которых ранее была успешно представлена на фестивале антропопрактики. За лето материалы подверглись доработке, были опробованы и полноценно представлены на итоговой конференци.

Студенты  очного бакалавариата с особым энтузиазмом, включенностью и живостью рассказывали о новом опыте работе с детьми в лагере, делились находками, обсуждали трудности и успехи, открытия. Многие в своих выступлениях отмечали огромную трудоемкость, напряженность работы вожатых, но при этом высокую удовлетворенность и эмоциональную заряженность и, самое главное, важность практики для дальнейшего профессионального становления.

Мы получили множество откликов от нынешних четверокурсников по итогам практики и ее обсуждения, в которых им важно поделиться своим опытом с теми, кому это увлекательное событие только предстоит.

Галина Комолова: «В августе я проходила вожатскую практику на базе ДОЛ “Республика Поленово” в отряде Земляничная поляна с ребятами в возрасте 8-10 лет. В лагере нет отрядов, но есть провинции, а вожатые называются мэрами. Мне было интересно работать с нашими ребятами, каждый был уникален и интересен с точки зрения психологии и педагогики. Не все ребята сразу втянулись в лагерную жизнь. Был мальчик, которому все было не интересно, но после нескольких игра на знакомство и сплочение (а также по прошествии пары дней) он стал одним из самых активных участников лагерных мероприятий и жизни в целом. В последствии он был выбран отрядом на должность Премьер-министра и представлял наш отряд на заседаниях Совета Провинций и линейках. В течение смены у ребят было много разнообразных мероприятий и активностей: кружки, концерты, встречи с известными личностями (Алина Загитова, Валерий Кечинов, Александр Морозов), полет на воздушном шаре, прогулка на Оку, спортивные соревнования, ярмарка, веревочный курс и квесты. В отряде, конечно же, как и в любом коллективе, происходили ссоры, но все решалось мирно, ребята сразу шли с проблемой к вожатым. Было приятно, что они доверяли нам и знали, что мы с можем им помочь с любой проблемой и трудностью. Несмотря на трудности и график работы, мне очень понравилось в лагере. Особенно меня зацепила атмосфера и сами пионеры Республики Поленово. После практики я решила поехать в этот лагерь ещё раз следующим летом. Из выступлений на конференции я поняла, насколько разными могут быть лагеря и опыт других вожатых. Я увидела, что положительные эмоции, отдача детей, результат работы перекрыли усталость, негативный опыт и бюрократию. Я также поняла, что желание быть вожатым у моих коллег было искренним, и они честно работали этим летом. Рада, что открыла для себя данное направление педагогической деятельности».

Мария Саморукова: «Хотелось бы поделиться своим первым опытом работы в лагере. В оздоровительном загородном лагере “Vista” я была две смены. Данный лагерь направлен на обучение детей иностранному языку и компьютерным технологиям, что позволяет детям развиваться даже в летнее время, в лагере много интересных событий, спорт-хобби, театральные кружки, творческие занятия, концерты, музыкальные вечера у костра. Я работала с детьми 1-4 классов – возраст, довольно, интересный и в тоже время сложный. У нас в отряде было 40 детей; из педагогического персонала я, как старший вожатый, и воспитатель. Дети разные, приходилось справляться с различными проблемами, что мне удалось с легкостью. Я, как будущий учитель начальных классов, приобрела для себя много нового: как коммуницировать с детьми, как строить диалог с родителями и администрацией, как правильно работать с детьми и учить их чему-то новому. Я бы однозначно рекомендовала будущим студентам, кто еще не практиковался в роли вожатого, посетить лагерь “Vista“. Каждая работа имеет свою сложность, с которой можно легко справиться, если соблюдать рекомендации, распорядок, обладать умением работать с детьми – сопереживать, поддерживать, помогать. Работа в лагере многогранна, что не позволит детям, как и вожатым скучать, всегда будет что-то новое и интересное».

Мария Найденова: «Педагогическую (вожатскую) практику я провела на факультете начального образования, работая в приемной комиссии МПГУ. Мне хотелось бы поделиться трудностями, положительными впечатлениями и теми моментами, которые в будущем помогут мне при работе в школе. Главная трудность заключалась в большом количестве технических ошибок в программе, где мы работали. Каждый раз приходилось по несколько раз перепроверять ошибки, в этом мне приходила на помощь команда приемной комиссии, с которой мы очень быстро нашли взаимопонимание. Ребята, работавшие со мной, стали настоящей командой, который были не страшны горы проблем и переработок, это было самое лучшее в приемной комиссии. Также меня очень радовали и воодушевляли абитуриенты, которым мы помогли с выбором будущей специальности, их горящие от предвкушения дальнейшего обучения глаза делали нас по-настоящему счастливыми.

Работая в приемной комиссии, я поняла, что мне стало намного проще общаться с людьми и доносить до них информацию четко и емко; мне стало проще отвечать на телефонные звонки и звонить незнакомым людям. Также я научилась работать с документацией, что в дальнейшем будет мне очень полезно. В конце хотелось бы сказать, что работа в приемной комиссии хоть и была местами напряженной, но благодаря коллективу мы со всем справились, и теперь я смело могу идти вперед к детям в школу».

Анна Тадевосян: «Я также проходила вожатскую практику в приёмной комиссии МПГУ. За время данной практики я консультировала абитуриентов, принимала документы, заполняла заявления, занималась приёмом оригиналов документов, составляла личные дела, помогала в составлении приказов, а также участвовала в прокторинге. За время данной практики я познакомилась с весёлыми ребятами и прекрасными преподавателями. Мы работали в удивительной команде с Удрас Анастасией Эдуардовной, Зотовой Татьяной Валентиновной, Олейниковой Мариной Анатольевной и Соловьевой Юлией Игоревной. Я присутствовала как в самом начале практики (тогда мы просто консультировали и рассказывали абитуриентам о нашей кафедре), так и в самом конце приёмной комиссии (приём магистров). За это время я научилась работать с программой 1С и другими рабочими программами. Это был прекрасный опыт работы, который я никогда не забуду. Было как много плюсов и так и, конечно, минусы, но мы со всем справились и сделали свою работу на 100%. Мы очень уставали, но командный дух не давал нам опускать руки. Мы очень переживали за каждого абитуриента. Теперь я жду, когда увижу их уже у нас на факультете начального образования!»

Лёвина Татьяна: «С 31 июля по 26 августа я проходила практику в лагере Aqua Swim Sport. Я проработала вожатой две смены. Специфика лагеря заключается в том, что это спортивный лагерь, но несмотря на то что у ребят было по три тренировки в день, была и развлекательная программа. У нас было два полувыходных дня, когда тренировки были только с утра, а также был один выходной день, когда у ребят не было тренировок. После обеда мы с ребятами ходили в открытый бассейн на территории лагеря и купались, когда была хорошая погода. Часто мы с ребятами играли в настольные игры – ALIAS, Имаджинариум, Соображарий, Мемы, УНО и др. Также мы часто играли на улице в футбол, баскетбол и волейбол. Мы с девочками придумали новую версию игры в «Казаки-разбойники». Разделили ребят на 5 команд и у каждой было по 5 лидеров. Каждая команда придумывала свой пароль и нужно было скрывать ее от другой команды, если этот пароль выяснили или захватили лидера команды, то ребята проигрывали. Также мы проводили с ребятами фотоквест – нужно было сделать 20 разных фотографий в разных местах. А команда – победитель получила пикник на закате в подарок. Особенно мне понравилось вместе со своей коллегой, которая была на младшем отряде создавать квест про динозавров! Мы распечатали 4 фотографии динозавров, разрезали на кусочки по 6 фрагментов и на каждой стороне подписали интересные факты о каждом динозавре и подсказки, где ребятам искать следующий фрагмент. Их задача была найти все кусочки и собрать картину динозавра. Одним из самых теплых мероприятий для меня стало мероприятие – «Тайный друг». Где ребята дарили друг другу подарочки, а в конце пытались угадать кто их тайный друг и в конце обнимались. Каждый вечер мы проводили свечки. В начале смены – это была свечка на знакомства, каждый рассказывал о себе по пять фактов, а в конце была финальная свечка – «5 спасибо». В последний день мы с ребятами жарили зефирки, а также в один из полувыходных у нас была пенная вечеринка. Веселым было мероприятие – стартин, где мы с ребятами танцевали. Я получила незабываемый опыт, кучу новых знакомств, а главное смогла реализовать свой творческий потенциал и получила много радости и улыбок детей! Для меня это и являлось самым важным».

Полина Лизвинская: «Меня распределили на самый младший отряд, где были дети 7-8 лет. Образовался отряд из 28 ребят. Практически все малыши прибыли из зоны боевых действий, из города Энергодар. И, конечно, я столкнулась с рядом проблем, благодаря которым стала более стрессоустойчивой, мобильной, выросла в профессиональном плане. Дети дрались почти каждый день, кричали во сне, не справлялись с естественными нуждами, дисциплина не была им привита, желание с пользой проводить время у них отсутствовало. Но мы с напарницей придумывали способы их развлечь, разрешали конфликты и дарили любовь каждому ребенку. Каждую ночь обходили все комнаты и желали покойной ночи, кому-то читали дополнительную сказку, утром обязательно будили каждого, несколько сотен раз на день обнимались. Мы с напарницей делали все, чтобы дети не чувствовали себя одиноко далеко от родителей. И к концу смены ребята сильно к нам привыкли, полюбили и плакали несколько часов на вечернем мероприятии. Они научили меня, что нет ничего невозможного, что любовь к детям безгранична и безусловна. Я поняла для себя, как важна детям поддержка и опора,  наставничество, как важны внимание и вера. Не все получалось с первого раза, но мы никогда не сдавались, потому что были очень нужны своим детям. Почти от всех ребят я слышала, что это был лучший отдых в их жизни, с первого дня они говорили, как полюбили нас сразу же. В конце смены ко мне обратился старший вожатый со словами: «Я удивлен, как ты справилась с этими малышами. Они были действительно трудные. Никто бы не выполнил задачу лучше, чем ты». Эта практика сыграла большую роль в становлении меня как учителя».

Виктория Иванец:«Летом я прошла практику в Детской Республике Поленово с детьми 8-10 лет. В лагере у нас были провинции, наша – Земляничная поляна. Также вожатые назвались мэрами, у детей была валюта-время, благодаря этому у них была мотивация помогать в чем угодно. Один мальчик даже разбудил нас в 6 утра, чтобы помочь принести воды и первым заработать время. С детьми мы много играли, особенно в первые дни, так как ребятам нужно было хорошо познакомится друг с другом и запомнить имена, а в течении всей смены у них было много активности: мастер классы, кружки, встречи с известными людьми (Александр Морозов, Алина Загитова), полет на воздушном шаре, прогулка на Оку, спортивные мероприятия и квесты. Сложности тоже встречались на пути вожатых, мы всегда пытались решать все ссоры с ребятами мирно и спокойно, привили детям то, что можно всегда подойти с любым вопросом к вожатым, даже поплакать просто так и пообниматься, если вдруг стало грустно!Не смотря на трудности, в лагере мне понравилось, дети всегда поднимали настроение, даже когда сил не оставалось, администрация лагеря тоже всегда была готова помочь с любым вопросом. Поэтому очень хочу снова вернутся в этот лагерь!»

Юлия Голованова: «Я проходила летнюю практику в АНО ДО «Образовательный центр «ЧУЛАНЧИК». Это был мой первый опыт работы в летнем лагере. Особенностью данного лагеря было то, что отряд состоял из разной возрастной категории детей (6-11 лет). Также в нашем лагере каждая неделя была посвящена какой-то тематике («Спортивное лето», «Покорители космоса», «Художественная веранда»). Каждую неделю я готовила педагогически-воспитательные мастер-классы и викторины, которые отражали суть тематики недели.  Мне как вожатой необходимо было сплотить ребят между собой, заинтересовать и сделать их смену полезной, яркой, незабываемой. В первый день я проводила игры на знакомство, далее следовали интересному распорядку дня в лагере. Много времени проводили на улице, играли в подвижные игры, катались на катамаране и многое другое. Каждая тематическая неделя завершалась рисованием стенгазеты. Благодаря данной практике я получила очень важный опыт в работе с детьми, научилась принимать быстрые решения в нестандартных ситуациях, предотвращать конфликты детей, поддерживать дисциплину в отряде, заинтересовывать детей. Это как прыжок в космос!»

Анастасия Хлыстова: «Этим летом я, проходила практику в детском оздоровительном лагере «Летняя творческая мастерская «Город талантов» при МАУК «КДЦ «Протон» г. Протвино.
В нашем отряде были очень активные ребята, многие из которых на протяжении нескольких лет занимаются в различных клубных формированиях и объединениях МАУК «КДЦ «Протон». Были гимнасты и танцоры, начинающие вокалисты и актёры, спортсмены и художники. На протяжении всей смены было много всевозможных мероприятий, в которых каждый мог проявить себя, дети также посещали бассейн и батутный центр, чтобы развиваться не только интеллектуально, но и физически.
Каждый из 14 дней смены был посвящён определённой тематике: день отца, день новой личности, день тайных посланий, день селфи, день борьбы с наркотиками, день поиска кладов и секретов и т. д. Ежедневно мы с детьми посещали тематические мастер-классы и экскурсии, а также проводили разнообразные подвижные игры и квесты. На период моей работы в лагере также выпало два крупных мероприятия, посвященных Дню памяти и скорби и Дню молодёжи, в рамках которых мы вместе с детьми и их родителями приняли участие в акции «Свеча памяти» на Рубеже обороны, а также посетили «Фестиваль молодёжи», организованный Администрацией городского округа Протвино.
За время лагерной смены ребята узнали много нового посещая кружки и мастер-классы, хорошо отдохнули, расширили кругозор и развили творческие способности. Мне же удалось установить тесный контакт с ребятами и стать для них не просто вожатой, а также другом и наставником. Я со всеми очень сблизилась и надеюсь, что в следующем году мне вновь посчастливится стать одной из вожатых в этом лагере. Это был потрясающий опыт!»

 

 

 

19 / 09 / 2023

Показать обсуждение