В рамках обновления образовательного процесса в Институте детства теперь каждая среда начинается с тематической лекции. Фокус внимания будущих педагогов будет направляться на какой-то конкретный аспект развития и воспитания ребенка, и вокруг «главной темы недели» будут выстраиваться занятия, обсуждения и консультации. Общая логика – движение по линии онтогенеза.
Студенты факультета начального образования второй семестр начали с изучения раннего развития и дошкольного детства. 9 февраля в концертном зале Корпуса гуманитарных факультетов МПГУ прошла лекция доктора психологических наук, профессора Лидии Бернгардовны Шнейдер – ведущего специалиста по психологии семьи – «”Здравствуй, Малыш! Заходи…”, или Заметки о молодой семье с младенцем», в рамках которой говорилось о развитии семьи и семейных отношений в период рождения ребенка («от брака до семьи»). Лекция сопровождалась яркими жизненными примерами. Видеозапись будет размещена на портале МПГУ.
В качестве практики, закрепляющей данный материал, студенты получили задание изучить дневники наблюдений матерей за новорожденными детьми.
Дневник матери – это особый жанр, такие записи являются бесценными источниками информации не только о жизни отдельной семьи, но и об эпохе, принципах воспитания и, конечно, психологии молодой матери. Среди предложенных текстов – дневники Веры Федоровны Шмидт и Валерии Сергеевны Мухиной, известных психологов и педагогов. Их тексты предложено проанализировать по ряду параметров.
Также в пятницу студенты вышли на практику в детские сады, где начали знакомиться с системой дошкольного образования. Ближайшие недели студенты будут наблюдать и играть с детьми в младших группах. Практика будет проходить в 70 дошкольных учреждениях, которые работают по различным образовательным программам (система Монтессори, вальдорфский детский сад, программа «Истоки», «От рождения до школы» и др.). Работа некоторых включает православную педагогику, этнокультурный компонент, инклюзивный подход и др.
В течение семестра студенты будут знакомиться со спецификой дошкольных учреждений, такое большое количество образовательных учреждений позволит обсудить вариативность реализации программ дошкольного образования в соотношении с требованиями ФГОС. Это даст возможность студентам, отталкиваясь от наблюдаемого и изучаемого опыта конкретных детских садов, выйти на осознание и анализ теоретических концепций и психолого-педагогических подходов, лежащих в основе различных практик.