1 ноября 2025 г. открыл свою программу Международный фестиваль «Дети радуги: социализация и развитие коммуникативных способностей», организованный Институтом детства МПГУ. Уже который год он является значимой площадкой для апробации инновационных подходов в инклюзивном образовании детей с ограниченными возможностями здоровья. Прием заявок начинается с первого дня зимы, но уже месяц идет предварительна работа.
В рамках подготовительного этапа фестиваля и учебной (ознакомительной) практики студенты специализированного высшего образования, обучающиеся по программе «Коррекционная педагогика в системе непрерывного образования детей с ОВЗ», 19 ноября провели серию открытых интегрированных занятий на базе дошкольного отделения московской школы № 1529 им. А.С. Грибоедова. Эти занятия стали практической реализацией проектных идей, зародившихся в ходе мастер-класса по STEM-образованию, который они посетили ранее. Ими были сформированы три проектные группы, каждая из которых разработала инновационное занятие: «LEGO-конструирование и Scratch», «Механический конструктор Gigo» и «WeDo 2.0 и сюжетно-ролевое моделирование».
Разработки легли в основу открытых интегрированных занятий, проведённых студентами под научным руководством профессора кафедры дошкольной дефектологии Н.В. Микляевой. Обучающиеся продемонстрировали применение современных технологий в коррекционно-развивающем процессе, адаптировав их к возрастным и индивидуальным особенностям детей.
В средней группе было реализовано занятие на основе механического конструктора Gigo, где дети, погружаясь в сюжет русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко», построили макет мельницы, смололи зерно и получили муку. Проект позволил развить мелкую моторику, пространственное мышление и навыки сотрудничества.
В старшей группе использовалась платформа WeDo 2.0. Дети помогали Черепашке Паше и крабу Борису отправиться в тёплые края, моделируя движения животных с помощью простых роботизированных конструкций. Занятие сочетало природоведческие знания (осень, листопад) с элементами программирования и стимулировало речевое развитие через интерактивный диалог с технологией.
В подготовительной к школе группе была реализована разработка на основе ScratchJr и LEGO-конструирования. Дети помогали потерявшемуся утёнку найти дорогу к перелётным птицам, преодолевая болото только с помощью вежливых слов. Использование визуального программирования и конструктора позволило закрепить навыки алгоритмического мышления, этикетного поведения и социальной кооперации.
Важно, что во всех группах технологии были органично включены в сюжетно-ролевую игру, что создало безопасное коммуникативное поле для детей с ограниченными возможностями здоровья, способствуя снижению тревожности и повышению вовлечённости.
Реализация занятий прошла при поддержке опытных педагогов – Л.А. Ершовой, В.В. Ходыревой, И.Ю. Шамиевой, Е.Ю. Глазуноваой, Ю.Ю. Деминой, И.В. Михальчук, и логопедов – Е.Ю. Полховской и В.И. Юриковой. Особую поддержку инициативе оказали старший методист дошкольного отделения Л.Ф. Мансарлийская – главный вдохновитель и организатор мероприятия, и заместитель директора школы Ю.К. Кузнецова, выступившая в роли почетного гостя и эксперта.
Фестиваль проводится под руководством директора Института детства МПГУ, д.п.н. А.А. Алмазовой (председатель оргкомитета) и заведующего кафедрой дошкольной дефектологии, к.п.н. А.В. Кротковой (заместитель председателя). «Дети радуги» – непрерывное образовательное движение, объединяющее теорию, практику и инновации.
Присоединяйтесь к развитию инклюзивного образования будущего!
Кафедра дошкольной дефектологии дефектологического факультета Института детства














