15 декабря 2023 года в Московском педагогическом государственном университете состоялось Итоговое мероприятие и награждение финалистов проекта «Цивилизационное наследие России в городе Москве», который в 2022-2023 гг. университет реализовывал при поддержке Департамента образования города Москвы. На итоговое мероприятие в Корпус гуманитарных факультетов были приглашены финалисты из пяти московских школ – ГБОУ г. Москвы «Школа №814», «Школа №825 им. В.А. Караковского», «Школа №1231 им. В.Д. Поленова», «Школа №1354 «Вектор», «Школа №1527». Также участниками проекта стали ребята из разных московских школ, которые занимаются краеведением и экспедиционной деятельностью в ГБОУ дополнительного образования «Дом творчества детей и молодежи им. А.П. Гайдара».
Участники проекта прошли долгий путь к финалу и заслуженной награде. Проект реализуется в формате дополнительной общеразвивающей программы для школьников «Цивилизационное наследие России в городе Москве». Обязательным условием участия была регистрация на портале мэра Москвы, а с лета началось обучение. Для каждой образовательной организации прошло по два занятия: вводное и просветительское. На вводном занятии ребятам раскрывались основные понятия: «Цивилизация», «Наследие», Цивилизационное/историко-культурное наследие», «Материальное/нематериальное наследие» и др. Также на вводном занятии рассказывалось о том, каким должен быть проект по междисциплинарной области знаний, которая охватывает сведения по истории и географии, культурологии, этнологии и краеведению.
Осенью прошла серия просветительских занятий. В этом году школьникам были предложены занятия по тематике: «Москва литературная», «Москва в художественном отражении», «География России в топонимике Москвы», «Российский спорт и Москва», «Архитектурное наследие Москвы», «Древнейшие памятники Москвы», «Московское метро» и другие. Просветительские занятия разрабатывали и проводили не только педагоги и сотрудники, но также студенты, обучающиеся на факультете регионоведения и этнокультурного образования ИСГО по программе бакалавриата «История и воспитательная работа» и магистратуры «Межэтнические и межконфессиональные отношения в образовании». Студенты побывали с занятиями в разных московских школах – для них это еще и опыт знакомства со школой, для многих – первое вхождение в класс уже в качестве молодого педагога.
Итогом проекта стал целый ряд интересных, самостоятельно разработанных школьниками проектов об историко-культурном наследии Москвы – ее районов и улиц, в том числе тех, где живут и учатся ребята. Все работы в течение месяца оценивала Экспертная комиссия из специалистов разных областей знаний. На оценку были представлены интерактивные карты московских кварталов, сценарии виртуальных экскурсий, интерактивные путеводители, медиапроекты об известных людях – нелегко было определить лучших среди такого разнообразия творческих находок.
В результате проекты, вышедшие в финал, можно разделить на несколько групп. Первая группа представлена проектами о достопримечательностях столицы – от всемирно-известных памятников, вошедших в список Всемирного наследия ЮНЕСКО (как, например, Новодевичий монастырь), до памятников района, где живут и учатся ребята и где, как оказалось, есть много интересного, что они открыли в ходе проектной деятельности для себя заново (Храм Рождества в Черневе, Усадьба Грачевка, Круглый дом в Матвеевском и др.). Среди коллективных работ – маршруты и экскурсии, снабженные QR-кодами и другими навигационными подсказками, которые помогут всем желающим продолжить самостоятельные краеведческие поиски.
Вторая группа представлена проектами о выдающихся людях, внесших свой вклад в историю страны и запечатленных благодарными потомками в скульптурах и памятниках архитектуры столицы – памятники Ф.Ф. Ушакову, Ю.А. Гагарину, Муслиму Магомаеву и др. Сюжетами проектов стали не только славные, но и трагические страницы истории страны. Так, неизгладимое впечатление на собравшихся произвел рассказ о Бутовском полигоне – месте гибели многих тысяч мирных жителей, в том числе православных священников и простых верующих.
Третья группа проектов – о творчестве и искусстве, известных артистах и деятелях культуры, а также о знаковых для москвичей местах, где встречаются и раскрываются таланты (сад Анны Герман, улицы, связанные с именами Высоцкого, Галича, «песни московского двора» и др.). Представляя такие проекты, ребята читали и свои собственные стихи – в том числе стихи для песен, музыку к которым они еще мечтают написать. Возможно, они это сделают в ходе следующего проекта!
Четвертая группа проектов была выделена Экспертной комиссией в отдельную номинацию – «От Москвы до самых до окраин». В ней были представлены итоги экспедиций, в частности, в Иркутскую область и на Байкал, которую предприняли летом этого года ребята из ДТДиМ им. А.П. Гайдара. Проекты о религиозных и обрядовых традициях бурятов, о народной медицине эвенков – традиционная культура народов России представлена в Москве, узнавать о ней можно, например, в павильонах ВДНХ, но ребята делают это в настоящих многодневных экспедициях – результаты этой увлекательной полевой работы юные краеведы представили в исследовательских проектах.
Итоговое мероприятие включало не только защиту участниками-финалистами проектов и церемонию награждения. Организаторы предложили школьникам чередовать разные виды активностей. Так, в начале встречи было предложено просветительское занятие о славных страницах истории России, связанных с освоением морей. На занятии также было рассказано о том, что необходимо знать, отправляясь в экспедицию или путешествие, – практические советы точно пригодятся краеведам!
А после защиты проектов ребята разделились на четыре группы и разошлись по творческим мастерским. Результатом слаженной коллективной работы участников разных возрастов стали очередные проекты о Москве – коллажи о ее историческом, многонациональном, культурном и ландшафтном наследии. Как и обещали, организаторы поместят их в рамки и украсят стены Факультета регионоведения и этнокультурного образования.
На итоговом мероприятии дипломы финалистов получили все авторы проектов. Создатели лучших работ – ученики 7-10 классов были награждены Дипломами I, II и III степени. Больше всего наград получили проекты из Школы №1354 «Вектор» и Школы №814. Диплом победителя в специальной номинации «Юный краевед» был вручен самому младшему участнику – пятикласснику школы № 814. Также все участники проекта, которые записались на программу на портале mos.ru, посещали занятия и разработали свои проекты, получают свидетельство об обучении по дополнительной общеразвивающей программе в объеме 18 часов.
Известно, что успех ученика – это прежде всего результат педагогической и наставнической работы учителей и классных руководителей. Организаторы выражают всем кураторам из шести образовательных организаций большую благодарность и надеются на встречу в этом и других проектах, которые МПГУ реализует для развития у школьников гуманистического мировоззрения, чувства сопричастности к истории и культуре многонациональной Москвы, укрепление гражданской и региональной идентичности.
Проект «Цивилизационное наследие России в городе Москве» 2022-2023 гг. завершен. Но педагоги и сотрудники Кафедры ЮНЕСКО «Международное (поликультурное) образование и интеграция мигрантов» и Факультета регионоведения и этнокультурного образования Института социально-гуманитарного образования МПГУ продолжают большую научно-исследовательскую, методическую, образовательную и просветительскую работу по тематике цивилизационного наследия народов России и мира – вовлекая в нее обучающуюся молодежь и приглашая к сотрудничеству учителей Москвы и других регионов России.
Вся информация по профилю данной работы, включая публикации, – на странице https://mpgu.su/civilizacionnoe-nasledie-rossii-v-moskve-2022-23/
Марина Кривенькая