Если спросить вожатого-новичка, в чем сложность работы вожатого, он, скорее всего, ответит «уследить за детьми в отряде». А если задать этот же вопрос бывалому вожатому, то он ответит: «Сложно всё успеть, особенно выспаться!». Сегодня мы поговорим именно с такой вожатой – с немалым опытом за плечами, насыщенной лагерной жизнью и неуемной энергией. А разве может вожатый быть другим? Узнаем у студентки МПГУ, художественного руководителя Школы вожатых «YO-Вожатый!» Ангелины Осадчей.
– Ангелина, расскажи, пожалуйста, как началась твоя «карьера» вожатого? И где ты уже успела побывать?
– В детстве, как любой активный ребенок, я любила ездить в лагеря, и так мне везло, что там, куда я ездила, всегда работал определённый вожатский коллектив. После знакомства с этими творческими и активными ребятами мне безумно захотелось стать его частью. Именно поэтому в 14 лет я пошла в творческое объединение «NonStop» в городе Саратов, где была и школа вожатых. Там я прозанималась около пяти лет. После чего, поступив в МПГУ, я узнала о том, что здесь тоже есть Школа вожатых под названием «YO-вожатый!», куда я тут же вступила и сейчас являюсь художественным руководителем данного проекта. Благодаря учебе в Школе и своей активности (улыбается), у меня сложился большой опыт вожатской практики: начиная с 2019 года я была вожатым в самых разных лагерях: в ДООЦ «Мечта», ДООЦ «Звездочка», ВДЦ «Смена». И конечно же не планирую останавливаться!
– Даже на сон? Вожатые вообще не спят, что ли?
– Нет, нет, и еще раз нет! При работе в лагере стоит забыть о том, что сон вообще существует, так как ночь – это то самое время, когда вожатый придумывает огоньки, реквизит, мероприятия и сценарии выступления для своего отряда. А также бывает такое, что случаются непредвиденные ситуации, когда необходимо выйти на отряд в совершенно любое время. У меня даже есть несколько забавных историй со смены, когда из-за недосыпа и усталости я уснула, стоя в душе, или вот как я отвечала во сне другой вожатой на ее вопросы, о чем я совершенно не помнила на утро, а она очень смеялась над моим бессвязным бормотанием.
– Мы поняли, вожатый – это вечный двигатель, который вдохновляет личным примером и заряжает всех своей энергией. Слышала ли ты от детей «Когда я вырасту – хочу быть вожатым, как Вы»?
– Да, причем такие слова очень мотивируют и дают энергию твоим дальнейшим действиям. Слышать такие слова очень приятно, ведь они показывают то, что ты являешься примером для детей, на которого они действительно готовы равняться, продолжать твое дело. Видеть горящие глаза детей в ожидании того, чтобы они скорее выросли и приехали в свой любимый лагерь уже не в качестве ребенка, а вожатого – действительно здорово! Мы растим будущих напарников.
– Вожатые учат детей. Как ты думаешь, дети могут чему-то научить вожатого?
– Дети могут научить вожатого той самой непосредственности, искренним эмоциям, которых нам иногда так не хватает. Эти качества с возрастом начинают пропадать, так как общество постоянно твердит о том, что нужно взрослеть, нужно быть серьёзным, нужно стараться не показывать свои эмоции. Но настоящий ли ты без всех этих качеств?
– Согласны, без эмоций сложно жить. Кстати, об этом: как у вас проходят самые эмоциональные моменты смены? Сложно ли расставаться с коллегами и воспитанниками после окончания смены? Поддерживаете ли вы дальнейшее общение?
– На самом деле, я в этом плане очень сентиментальный человек и невероятно быстро привязываюсь к людям, особенно к воспитанникам из своего отряда. Далеко не все вожатые провожают детей со слезами на глазах, но как можно провожать без слез тех самых ребят, которые на протяжение всей смены дарили тебе кучу различных эмоций, делились своими самыми сокровенными переживаниями и просто были рядом с тобой? С коллегами прощаться намного проще, так как вы уже взрослые люди, и если ваше общение завязалось в крепкую дружбу, то при желании вы обязательно встретитесь на тех же слетах, форумах или просто на другой смене в лагере. Признаюсь, с напарниками далеко не всеми поддерживаю дальнейшее общение, но отрядные беседы всегда находятся в активном состоянии и после смен.
– Ну и напоследок: поделишься опытом с новичками?
– Конечно! Я считаю, что будущим вожатым стоит обязательно проходить школу вожатского мастерства, тогда на смене им будет куда проще. Вожатская деятельность – это сплошная спонтанность и импровизация, однако в школе вожатых тебе дают ту теорию и практику, которая подготовит к работе в лагере. Именно поэтому сейчас я являюсь художественным руководителем в Школе вожатых «YO-Вожатый!», где мы с другими кураторами помогаем студентам получить необходимые знания, опыт в проведении игр, мероприятий, прокачать скиллы и готовим к дальнейшей работе. Приходите, и вас научим!
В рамках практики в ФКЦ беседовали
магистрантки 2 курса ИЖКМ МПГУ Дурманова Наталья и Комарова Юлия
(кафедра медиаобразования)
Редактор текста: Кристина Романова
Федеральный координационный центр по подготовке и сопровождению вожатских кадров