1 ноября 2020 г. – дата эпохального для истории российского образования и знаменательного для МПГУ события. Именно в этот день в 1872 г. состоялось торжественное открытие Московских высших женских курсов (МВЖК), что положило начало высшему женскому образованию в России и послужило основой крупнейшего отечественного педагогического вуза.
До 1872 г. высшее образование в Российской империи было доступно лишь мужчинам. Женщины могли получать только среднее специальное образование в институтах благородных девиц, женских гимназиях и училищах, а также в специализированных государственных и частных пансионах.
В 1863 г. был издан особый циркуляр Министерства народного просвещения, запрещавший «особам женского пола» посещение университетских лекций. Однако желание девушек получить высшее образование стремительно росло. Одни хотели получить профессию и обрести независимость, другие – заниматься наукой и приносить пользу обществу. Открывшиеся к началу 1870-х гг. в Москве и Петербурге женские курсы (Аларчинские, Владимирские, Лубянские) не могли претендовать на роль высших учебных заведений, так как по программе приближались лишь к созданию «образованных жен», а не специалистов. Развернувшееся общественное движение в защиту женского образования подвинуло правительство к тому, чтобы разрешить учреждать в стране высшие учебные заведения для женщин.
На заседании Совета министров 14 января 1871 г. император Александр II высказался за создание женских курсов, готовящих акушеров и педагогов. Ссылаясь на слова императора о желательности расширения педагогической деятельности женщин, профессор всеобщей истории Императорского Московского университета и сторонник высшего женского образования в России Владимир Иванович Герье направил попечителю Московского учебного округа князю А.П. Ширинскому-Шихматову докладную записку о целесообразности открытия в Москве Высших женских курсов: «Теперешний уровень женского образования недостаточен, то есть не соответствует переживаемой нами ступени цивилизации, поэтому высшие учебные заведения для женщин, кроме приготовления учительниц, должны служить к поднятию общего и научного образования среди женщин вообще. Современной женщине прежде всего необходимо более основательное и обширное общее образование – а этого она не найдет в университете».
В приложенном к записке проекте «Положения о высших женских курсах» Герье изложил их основную цель и программу работы: «Курсы эти имеют целью дать девицам, обучавшимся в средне-учебных заведениях, возможность продолжить свое образование по определенной, строго обдуманной системе». В учебный план «должны входить только предметы, составлявшие необходимые условия общего образования». Главное Герье видел не в приобретении профессии, а в просвещении женщин, считая, что развитие и улучшение женского образования «удвоит интеллигенцию страны».
Благодаря настойчивости Герье, 6 мая 1872 г. «Положение о Московских Высших Женских Курсах» было утверждено министром народного просвещения графом Д.А. Толстым. Наложив резолюцию: «Утверждаю, в виде опыта, на четыре года», министр дал разрешение на открытие в Москве Курсов как частного учебного заведения, «под личную ответственность ректора Императорского Московского университета». Организация Курсов была доверена их учредителю В.И. Герье. Само же название «Высшие Женские Курсы», подчеркивающее отличие нового учреждения от уже существовавших курсов и обозначившее их университетский характер, было предложено попечителем Московского учебного округа Александром Прохоровичем Ширинским-Шихматовым.
Согласно разработанному В.И. Герье Уставу Женских Курсов, на них принимали девушек, окончившие семь классов женских гимназий и других учебных заведений, равных по объему преподаваемых предметов. При подаче прошения о приеме требовалось представить: а) метрическое свидетельство о рождении; б) аттестат об окончании средней школы или свидетельство о сдаче экзаменов при учебном округе; в) свидетельство о политической благонадежности; г) письменное разрешение родителей, опекунов или мужа, если просительница была замужем; д) три фотографии. Условием приема было наличие средств на оплату обучения – за годичный курс обучения для слушательниц была назначена плата 50 руб.
При создании курсов В.И. Герье рассчитывал на моральную и материальную поддержку общественности, однако «отношение московской интеллигенции к курсам было какое-то пестрое, скорее отрицательное», – свидетельствует бывшая слушательница курсов, русская писательница, историк и педагог Екатерина Николаевна Щепкина. Даже те, кто сочувствовал образованию женщин, со снисхождением отпускали на курсы дочерей, другие с раздражением уверяли, «что вся затея Герье непременно распадется, через два, три месяца все слушательницы разбегутся».
1 ноября 1872 г. на Волхонке, в парадном зале Первой мужской гимназии состоялась церемония открытия Московских высших женских курсов, на которой прозвучали приветственные речи профессоров Московского университета – священника А.М. Иванцова-Платонова, С.М. Соловьева и В.И. Герье.
Большое впечатление на присутствующих произвела речь ректора Московского университета, выдающегося историка Сергея Михайловича Соловьева. Он говорил о необходимости развития женского высшего образования, подчеркнув, что цель курсов общеобразовательная и воспитательная, что они будут способствовать повышению роли женщины в семье как жены и матери: «Мы предлагаем курсы не факультетские, но курсы предметов общего образования… Общество крепнет, развивается правильно, когда молодые поколения воспитываются под впечатлением спокойного величия, которое господствует в образе матери и первой наставницы и которое бывает следствием твердых убеждений и ясного, созданного многостороннею наукою взгляда».
Владимир Иванович Герье, обратившись к будущим курсисткам с добрым напутствием к учебе, ознакомил их с предстоящей программой обучения, которая строилась на основе университетской. Обучение было рассчитано на 2 года. Однако скоро стало ясно, что начальная подготовка курсисток очень слабая, и уже через год было принято решение сделать программу обучения трехлетней.
Курсы имели историко-филологическую направленность. Основными дисциплинами были русская и всеобщая история, русская и всемирная литература, история цивилизации и история искусств, философия. В программу входили также естественные науки – математика, физика, астрономия.
Лекции читали в основном профессора Императорского Московского университета, что было специально оговорено в Уставе курсов. В первоначальном составе лекторов преобладали гуманитарии – известные литературоведы А.Н. Веселовский, Н.И. Стороженко и Н.С. Тихонравов, видные историки и философы П.Г. Виноградов, В.О. Ключевский, С.М. Соловьев, Л.М. Лопатин. В числе первых лекторов были также известные ученые С.А. Чаплыгин, В.И. Вернадский, Н.Д. Зелинский, В.Ф. Давыдовский, Б.К. Млодзиевский, А.Н. Реформатский, А.А. Эйхенвальд. Сам В.И. Герье, несмотря на занятость по руководству курсами, преподавал всеобщую историю, историю искусства и историю цивилизации. Собравшие весь цвет российской профессуры, МВЖК стали одним из самых прогрессивных учебных заведений в Москве.
Все начальство МВЖК заменял Владимир Иванович Герье. Именно на нем лежала разработка организационных принципов функционирования курсов, подготовка программы преподавания, формирование корпуса преподавателей и обслуживающего персонала, ведение бюджета, взаимоотношения с вышестоящей администрацией и со слушательницами, наем учебных помещений и т.д.
Как частное учреждение, МВЖК не получали материальной поддержки со стороны государства. Бюджет складывался из платы за обучение и добровольных пожертвований. Первые средства поступили от жены Герье Евдокии Ивановны, ее тети Е.К. Станкевич (по 500 руб. ежегодно) и московского предпринимателя, члена Попечительного комитета курсов К.Т. Солдатенкова (100 руб. ежегодно). Существовавшие на частные пожертвования, МВЖК не располагали средствами для покупки собственного здания, поэтому неоднократно переезжали. Первые годы занятия проходили в Первой мужской гимназии на Волхонке, которую, в свое время, окончили С.М. Соловьев, М.П. Погодин, Н.В. Бугаев, Н.А. Умов, В.П. Сербский и другие выдающиеся ученые России.
Всего к первым занятиям приступило 59 человек. Большая группа курсисток перешла с Лубянских курсов. Иногородних в первый год работы курсов было немного. Е.И. Щепкина вспоминала: «В.И. Герье, тогда еще почти молодой человек, встретил меня любезно, почти ласково. Приезды учащихся из провинции радовали его, как залог прочности дела».
Высшие женские курсы формировались на основе принципа всесословности. Социальный состав слушательниц был пестрый. Наряду с детьми из известнейших дворянских фамилий (княжнами Ливен, Урусовой) были девушки, принадлежавшие к разным сословиям и национальностям. Среди слушательниц-курянок было немало дочерей священнослужителей, государственных чиновников, а также мещан, занимавшихся различного рода коммерцией. Одно время на курсах существовало неформальное деление слушательниц на «носящих бантик», т.е. состоятельных, и на бедных.
Вот как описывает происходившие изменения курсистка Е.С. Некрасова: «У подъезда стояло несколько карет, в зале шумели шлейфы шелковых платьев. Мне помнится этот шум на московских курсах весь первый год. Потом, через год, через два этих звуков, нарушающих тишину аудитории, уже не было, и не от того, чтобы на следующий год контингент слушательниц оказался другой, – нет, у подъезда по-прежнему стояли разные домашние экипажи, среди слушательниц встречались княжеские фамилии. Но колорит простоты быстро сделался преобладающим, сменил прежнюю пышность костюмов».
Курсистки пользовались полным пансионом: удобным и сравнительно комфортабельным помещением с отоплением и освещением, питанием и стиркой белья. Утром от 8 до 9 часов девушки пили чай с белым хлебом и молоком, в 12 часов получали горячий мясной завтрак с чаем, либо бутерброд с мясом. В 4 часа пополудни предлагался обед из двух (по праздникам из трех) блюд, а вечером слушательницы курсов ужинали горячим молочным блюдом с чаем, молоком и хлебом.
По окончании курсов выпускницы получали не диплом, а свидетельство. Ни о продолжении образования, ни о праве заниматься наукой речи не шло. Конечно, такое положение дел не устраивало курсисток, уже расширивших кругозор на занятиях, – они продолжали бороться за равноправие и за место женщин в академической среде. Число слушательниц росло из года в год: от 70 в конце 1872 г. до 127 в 1886 г.
Бывшие курсистки МВЖК в последующем сыграли заметную роль в российской науке, медицине, культуре, литературе. Слушательницами курсов в разное время были: Вера Муромцева – будущая супруга Ивана Бунина, переводчица и публицист; Мария Чехова – сестра писателя А.П. Чехова; Лидия (Лика) Мизинова – близкий друг Чехова, актриса, переводчица, мемуарист, литературный и театральный критик, прототип Нины Заречной в пьесе «Чайка»; Белла Розенфельд-Шагал – жена и муза художника Марка Шагала; Мариэтта Шагинян – одна из первых советских писателей-фантастов. Студенткой курсов была и родная сестра М.А. Булгакова Надежда Афанасьевна.
Московские высшие женские курсы сыграли значительную роль в деле развития народного образования в России. МПГУ как крупнейший и старейший отечественный педагогический вуз является преемником, продолжателем наследия В.И. Герье и его единомышленников в деле подготовки педагогических кадров страны.
На знамени МПГУ, уверенно идущего к своему 150-летию, начертан девиз: «Верен традициям – открыт инновациям».
А.Ю. Кожевников, к.и.н. Дирекция изучения истории МПГУ.