2023 год объявлен Годом педагога и наставника, в связи с этим на Художественно-графическом факультете Института изящных искусств МПГУ проводится серия интервью с преподавателями. Представляем интервью с профессором кафедры живописи на Художественно-графическом факультете Института изящных искусств МПГУ Копцевым Виктором Петровичем:
Как Вы считаете, кто такой наставник на художественно-графическом факультете?
Наставник на художественно-графическом факультете – сложное понятие. Есть наставник, а есть учитель, потому что наставником может быть только тот человек, кто является авторитетом для учеников. Наставника выбирают, я считаю, в первую очередь сами студенты. Однажды Сократа спросили: «Могу я быть Вашим учеником?». Он ответил: «Ходи со мной». Так ходили вместе и философствовали по саду.
Ученик выбирает своего наставника и любимого учителя. Все вы заканчивали школу и знаете, что были учителя, которых вы уважали, любили и слушались. Иногда даже предмет любили из-за того, что учитель был хороший. И наоборот. Поэтому наставник по сути как классный руководитель. Это функциональные обязанности, ответственность, немного техническая сторона. Я бы хотел, чтобы наставника воспринимали как человека, который очень влияет на студентов. Наставник на худграфе – это педагог, у которого хотят учиться и который является авторитетом у студентов.
Что на Ваш взгляд входит в обязанности наставника на художественно-графическом факультете?
Есть такое понятие, как должностные обязанности, хочешь – не хочешь, а делаешь. Функционал он прописан, как правило, а вот наставник должен помогать студентам решать их проблемы. Для кого-то – моральные, для кого-то порой физические, иногда просто советом помочь. У нас преподаватели и красками делились, и на выставку вместе со студентами ходили. То есть, как у Сократа, совместная деятельность. Учить, не уча, и воспитывать, не воспитывая.
Какие возникают сложности в руководстве и наставничестве над студентами?
Первое для меня – это насколько ты являешься авторитом для студентов. Второе – это насколько у тебя хватает времени решать все возникающие проблемы. И третье – это обращаются к тебе или нет. Студентов я вижу взрослыми людьми. Им нельзя, как детям, сказать, что можно, а что нельзя. Надо только просить и пытаться убедить сделать то, что ты поручаешь.
Какова Ваша специфика работы как наставника?
Недавно мне сказали стать куратором и наставником пятого курса. Я ответил, что за всю жизнь ни разу не был классным руководителем. Ни когда работал учителем в школе, ни когда директором был. Сейчас наставник – это роль, когда ты отвечаешь за всё. Когда тебе могут позвонить в любое время, забыв, что у тебя тоже есть личная жизнь, что есть ещё творчество, кроме работы. По большому счёту я считаю так: если просят, надо оказывать помощь. Если не просят, лучше иногда уметь промолчать и остаться в стороне. Мой педагогический девиз всегда был такой: «Не бороться с недостатками, а развивать достоинства». Когда мы боремся с недостатками, мы обращаем внимание на негативные стороны, а когда мы видим и поддерживаем хорошее, оно и развивается. Педагогический принцип – это очень важно. Нужно акцентировать внимание на лучшем. А если высказывать отрицательную позицию, лучше тогда не наставничать вовсе.
Какими качествами (личностными и профессиональными) на Ваш взгляд должен обладать наставник студентов?
Для того, чтобы учить, нужно прежде всего любить то, что ты делаешь и уметь это делать. То же самое в наставничестве. Если тебе нравится это делать, ты любишь это делать и умеешь завоевать авторитет, то тогда можно становиться наставником. Нужно и уметь помочь, и уметь смолчать, не участвовать, когда человек помощи не хочет. Созреть нужно и ученику в том числе, чтобы контакт имел продуктивную часть.
Действительно ли наставник – настолько важная роль в работе со студентами художественно-графического факультета, как Вы считаете?
Я ещё раз хочу подчеркнуть, что наставник – это авторитет. Это человек важный и нужный. Но самоназначенный и кем-то назначенный человек ещё не является наставником. В год педагога и наставника мы все воспринимаем это философски, более масштабно. Наставником нужно быть авторитетным, профессиональным и ненавязчивым.
Беседу вела участница студенческого пресс центра ХГФ Мартынова Елена