Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ОДИН ДЕНЬ В УНИВЕРСИТЕТЕ

Наталья Борисовна Ковалёва: Понимание художественного текста как возможность проектирования собственного будущего

Культура

Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется, —
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать…

Ф.Тютчев.

29 марта 2016 года в Центральном Доме Ученых на заседании секции психологии РАН состоялся вечер, на котором был представлен и обсужден доклад на тему «Понимание художественного текста как основа проектирования собственного будущего».

В предваряющей дискуссию презентации, Наталья Борисовна Ковалева (к. психол. н., доцент кафедры психологической антропологии Института детства МПГУ) предложила рассмотреть вопрос о понимании возможностей собственного развития с позиции художественного взгляда на мир. Центральным тезисом стала мысль о том, что способность к замысливанию «образа наступающего будущего» является одной из самых востребованных в наш век стремительных перемен и бурных информационных потоков. С точки зрения докладчицы, проектное отношение к жизни является залогом реализации и развития творческого потенциала личности, позволяет противостоять стереотипу и иметь мужество отвечать за последствия собственных выборов и поступков. В основе любой проектной инициативы лежит замысел, рождающийся в ответ на личностно переживаемую проблему, стремление разрешить тупиковую или конфликтную ситуацию, преобразовать существующее положение дел. Исследования психологии творчества и, в частности, психологических механизмов порождения замысла показывают, что продуктивность и содержание проектных идей, с одной стороны, во многом определяется картиной мира или мировоззренческими идеалами человека, с другой стороны, его способностями понимать художественный текст и мыслить образами. Н.Б. Ковалева наглядно продемонстрировала механизмы формирования потребительских  установок на основе разбора ряда рекламных образцов и обосновала возможность преодоления возникающего стереотипа в творческом действии и в опоре на художественные образцы. Важнейшим вопросом дискуссии оказался вопрос о том, нужна ли образованность или тем более проектные способности для счастья человека, и какую роль в жизни играют художественные произведения.

К единому мнению не пришли, но в завершение встречи многие заговорили стихами, создавшими атмосферу подлинной радости, взаимопонимания и надежды.

 

30 / 03 / 2016

Показать обсуждение