Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

«Научившись слышать детей, вы создадите самую сильную команду»: интервью с выпускницей Института педагогики и психологии МПГУ Дианой Эммануэль

Новости Дирекции креативных программ

Лето стремительно убегает, а мы пытаемся его догнать, успеть насладиться длинными теплыми деньками, посетить необычные места, познакомиться с новыми людьми, прочитать книги, которые откладывали за учебой и работой, написать роман и обязательно сделать тысячи фотографий, чтобы долгими осенними вечерами их рассматривать и вспоминать о маленькой жизни под названием «лето».

Мы хотим, чтобы для вас это лето стало мотивационным и вдохновило на плодотворную работу в новом учебном году, поэтому спешим вас познакомить с Дианой Эммануэль – выпускницей Института педагогики и психологии, опытной вожатой, победительницей внутривузовского конкурса вожатских проектов в номинациях «Растим россиян» и «Медиавожатый» в 2021 году, участницей конкурса «Лиги вожатых» и просто невероятно талантливой и увлеченной девушкой, которая расскажет о том, как пережить мандраж первого вожатского опыта, установить доверительные отношения с ребенком в лагере и не только и объяснит, и собственным примером объяснит, почему стоит поступать на педагога-психолога.

– Привет, выпускница! Поздравляю с окончанием нашего университета! Уже можно кричать «Наконец-то никакой зубрежки»?

– Можно. (улыбается) Но окончание университета – это только начало большого пути, сами знаете. Любому специалисту нужна постоянная практика и развитие, иначе он будет стоять на месте и со временем утратит свою ценность, как профессионал.

– Согласна. Чем ты сейчас занимаешься? Наверняка работаешь по профессии? Помню, когда мы с тобой говорили после твоей победы на внутривузовском конкурсе «Вожатый – мое призвание!», ты хотела стать психотерапевтом.

– Есть такое дело. Я действительно работаю по профессии, занимаюсь с детьми дошкольного возраста в частном детском саду «Феникс» в Бирюлево, как психолог и педагог дополнительного образования, веду занятия по арт-студии. Начала работать в декабре 2022 года, еще когда училась на выпускном курсе.

– Скучаешь по университету?

– Было весело… (улыбается). Не зря говорят, что студенчество – лучшее время, это действительно бесценный жизненный опыт. Бесценнее только опыт работы вожатым, особенно для педагога.

– Давай вспомним твою первую вожатскую смену. Признайся, было страшно или ты чувствовала себя уверенно, так как прошла Школу вожатых в МПГУ?

– Обучение в университетской Школе вожатых «YO-Вожатый!» действительно очень помогло мне. Мы изучали не только теорию, было еще и много практики. Но, конечно, лучшая практика наступает в самом лагере, когда ты отрабатываешь кейсы уже не на своем коллеге, а непосредственно с детьми.  До учебы в Школе вожатых я вообще не имела ни малейшего представления об этой профессии. Честно говоря, даже не воспринимала ее, как что-то серьезное. Понятное дело, что это – большая ответственность, так как ты работаешь с детьми, но далеко не все вожатые относятся к этой работе должным образом. Когда в детстве я отдыхала в лагере, у нас был не самый приятный вожатый. Но благодаря или даже вопреки ему мне захотелось узнать эту профессию, чтобы, когда вырасту, стать для детей в своем отряде лучшей вожатой.

– Здорово, когда негативный опыт не отталкивает, а наоборот, заставляет разобраться в вопросе. Должна сказать, ты довольно профессионально подошла к его решению – в свою первую педагогическую (вожатскую) практику ты отправилась сразу с места в карьер – в ВДЦ «Смена»! Помнишь эту смену? Многие вожатые, особенно первачки, говорят, что первая смена – самая тяжелая, а дальше уже легче. Как было у тебя?

– Мне кажется, когда что-то ты делаешь впервые – это запоминается на всю жизнь. Впервые пошел в школу, в университет, в лагерь, на занятие в Школе вожатых, первая заявка на конкурс, первый рабочий день… И не всегда этот опыт – удачный. Не зря существует поговорка «Первый блин комом». Но я не могу сказать такого о своей смене в лагере. По приезду на организационный период я старалась запомнить всё в мельчайших деталях: что говорит мне моя напарница, территорию лагеря, его традиции, что где находится, куда бежать в случае чп и так далее. Когда приехали дети и их начали делить на команды, меня как будто окунули в ушат с ледяной водой: я сразу все забыла, путалась в территории, не могла запомнить правила, волновалась… Постепенно всё устаканилось: уже на второй день я чувствовала себя спокойнее и начала привыкать к вожатской жизни. Мы с напарницей наладили общий язык с детьми, в первые 3 дня провели огонёк знакомств и на нем я пообещала детям, что постараюсь стать для них хорошей вожатой. Именно с этого момента дети начали слушать меня, понимать, о чем я им говорю, а я отвечала им тем же. Кажется такая мелочь, но на самом деле это – ключ к взаимопониманию и дисциплине в коллективе. В первый день она у нас особенно хромала, но после спокойного разговора по душам на огоньке мы к этому вопросу не возвращались. Научитесь слушать и слышать детей, и тогда вы создадите самую сильную команду. Ни в коем случае нельзя кричать на детей, всего можно добиться спокойным разговором. Тогда они станут уважать и понимать тебя.

– Чем теснее вам удалось сплести венок вашей дружбы на смене, тем…

– … сложнее с ним расставаться. Да, заключительный период – самая тяжелая часть смены в эмоциональном плане. Нас этому учили, нам об этом говорили, но я не знаю, как можно к этому привыкнуть. Все дети разные. И ты так или иначе к ним привязываешься. Уедут эти, приедут новые, и ты снова начнешь привязываться и скучать по ним, а они по тебе. На нашем прощальном огоньке многие плакали – так они привыкли друг к другу и к нам, вожатым. Ты не можешь отменить или запретить эмоции, но ты можешь облегчить их. Мы решили дать детям возможность подольше побыть друг с другом, поэтому после огонька они устроили небольшую фотосессию, затянувшуюся вплоть до сонника, с обнимашками, памятными подарками – в лучших лагерных традициях. Вот такой у меня получился теплый и светлый первый опыт работы вожатым. Если бы существовала машина времени, я бы незамедлительно вернулась хоть на один день к моей «Семейке из будущего».

– Если бы существовала машина времени, я бы слетала вместе с тобой – так ты меня увлекла своим рассказом! Ты вообще – увлеченная личность. Наверняка у тебя много талантов, кроме педагогики и психологии. Ты, кстати, неплохо пишешь, мне нравится читать твой блог. Расскажи, чем еще увлекаются бывшие вожатые?

– Во-первых, бывших вожатых не бывает. Вожатый сегодня – вожатый всегда! А во-вторых, действительно, увлечений у меня немало. Занимаюсь творчеством: вышиваю, вяжу для себя и на заказ, рисую. Планирую начать заниматься вокалом и музыкой. Очень нравится создавать эскизы костюмов, возможно, в будущем с этим можно будет что-то сделать. Веду свой блог, пишу для разных сайтов, в том числе, и новостных.

– О, так ты – моя коллега! Может, однажды напишешь книгу для детей или сборник лайфхаков для вожатых. Предлагаю начать прямо сейчас: какой совет ты дашь будущим вожатым в их непростой, но очень интересной профессии?

– Будьте активными, слушайте свое сердце и людей, которые вас окружают, умейте слышать и ни в коем случае не бойтесь действовать. Тогда у вас всё получится! Как говорил герой одной всем известной сказки: «Спокойствие, только спокойствие!». И полный вперед!

Кристина Романова

Федеральный координационный центр по подготовке и сопровождению вожатских кадров

Дирекции креативных программ

02 / 08 / 2023

Показать обсуждение