26 марта 2025 года в рамках проведения научной сессии по итогам научно-исследовательской работы на художественно-графическом факультете Института изящных искусств МПГУ за 2024 год состоялось заседание секции кафедры рисунка. Это мероприятие стало частью широкой научной сессии всех кафедр ХГФ ИИИ.
Основная цель мероприятия — исследование роли академического рисунка в становлении духовных и профессиональных качеств будущего художника-педагога, проблемы обучения рисунку, книжной и печатной графике на художественно-графическом факультете ИИИ МПГУ. Обсуждение форм и методов совершенствования обучения и воспитания в системе художественно-педагогического образования: на уровне общеобразовательных школ, систем дополнительного, средне-специального и высшего образования, анализ актуальных вопросов академического образования за 2024 год, проблемы и перспективы развития художественно-педагогического образования.
Мероприятие играет важную роль в совершенствовании работы по разработке наиболее важных научных исследований, еще большее приближение проблематики исследований ППС к профилю подготовки специалистов и более широкое использование результатов научных исследований в учебном процессе высшей школы, использовании результатов научно-исследовательской работы в учебно-воспитательном процессе профессиональной школы, воспитания из числа наиболее одаренных и успевающих студентов будущих преподавателей изобразительного искусства для образовательных учреждений разного уровня.
Основным направлением научных исследований на кафедре рисунка является реализация научно-исследовательской и научно-методической деятельности, основанной на принципах научной школы «Традиции и инновации в художественном образовании», заложенных Н.Н. Ростовцевым, по следующим направлениям фундаментальных и поисковых научных исследований:
6.3.18.3. «Традиции и современные пути развития академического образования: преподавание живописи, графики, скульптуры, архитектуры, дизайна, искусствознания, новейших художественных течений и новых дисциплин». Руководитель темы: доктор педагогических наук, профессор заведующий кафедрой рисунка Барциц Рауф Чинчорович.
5.7.3.8. «Научно-методическое обеспечение и сопровождение гибридных (дистантных) форм обучения и воспитания в период пандемии. Руководитель темы: кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры рисунка Макарова Ксения Викторовна.
5.7.3.10. «Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов детей и молодежи». Руководитель темы: кандидат педагогических наук, доцент кафедры рисунка Каретникова Анна Павловна.
На кафедре рисунка научная сессия как одна из форм научно-методического сопровождения инновационной деятельности, направленной на повышение теоретической и практической подготовки студентов художественно-графического факультета ИИИ МПГУ, является неотъемлемой частью научно-исследовательского и творческого процесса. Коллектив кафедры уделяет большое внимание на уровень теоретической и практической подготовки студентов, на эстетическое воспитание и художественное образование, на развитие практических умений и навыков в области академического развития. Обращает внимание на самые главные критерии оценки подготовки студентов – творческое, компетентное отношение к будущей профессиональной деятельности.
Работу секции открыл заведующий кафедрой рисунка, доктор педагогических наук, профессор, Почетный работник сферы образования Российской Федерации, академик Российской академии Естествознания, Заслуженный деятель науки и образования РАЕ, Почетный академик академии наук Абхазии, Почетный профессор Абхазского государственного университета, Заслуженный деятель искусств республики Абхазия, член Московского Союза Художников Барциц Рауф Чинчорович.
В своем приветственном слове Р.Ч. Барциц подчеркнул, что научная сессия является ключевым итоговым событием в научно-исследовательской деятельности педагогического коллектива художественно-графического факультета Института изящных искусств и каждой кафедры в отдельности, традиционно проводимым каждой весной. В рамках этого мероприятия преподаватели, аспиранты и студенты представляют результаты своих исследований, обмениваются опытом и обсуждают актуальные вопросы в области изобразительного искусства. Научная сессия способствует развитию инновационных подходов в художественном образовании и стимулирует творческое взаимодействие между участниками.
С научными докладами на секции выступили:
- Барциц Рауф Чинчорович, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой рисунка. Тема научного доклада: «Проектно-выставочная деятельность кафедры рисунка как метод эффективной воспитательной деятельности студентов художественно-графического факультета ИИИ МПГУ».
- Ваняев Владимир Александрович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры рисунка ХГФ ИИИ МПГУ. Тема доклада: «Выполнение сложного многопланового натюрморта с атрибутами искусства – как метод развития композиционных творческих способностей студента».
- Каретникова Анна Павловна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры рисунка ХГФ ИИИ МПГУ. Тема доклада: «Особенности современной учебной литературы по дисциплине «Рисунок».
- Макарова Ксения Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры рисунка ХГФ ИИИ МПГУ. Тема доклада: «Роль нравственно-эстетического воспитания в профессиональной подготовке современного художника-педагога».
- Волкова Татьяна Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры рисунка ХГФ ИИИ МПГУ. Тема доклада: «Анализ готовности студентов 1-го курса ХГФ к решению учебно-творческих задач рисунка».
- Филимонов Александр Иванович, доцент кафедры рисунка ХГФ ИИИ МПГУ. Тема доклада: «Итоги международного пленэра студентов ХГФ ИИИ МПГУ в республике Абхазия».
- Волков Дмитрий Владимирович, доцент кафедры рисунка ХГФ ИИИ МПГУ. Тема доклада: «Особенности организации и проведения пленэрных занятий для студентов 1-го курса, изучающих дисциплину «Рисунок».
- Танделов Борис Дариспанович, доцент кафедры рисунка. Тема доклада: «Методические основы выполнения тематической постановки с фигурой человека со студентами 5-го курса заочной формы обучения».
- Жуков Денис Александрович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры рисунка ХГФ ИИИ МПГУ. Тема доклада: «Особенности создания тематической композиции со студентами 5-курса бакалавриата средствами линогравюры».
- Ткемаладзе Нина Мерабиевна, студент 2 курса магистратуры ХГФ ИИИ МПГУ. Руководитель: д. п. н., профессор Барциц Р. Ч. Тема доклада: «Методические особенности выполнения творческих работ на тему: «Московские мотивы» средствами печатной графики на примере литографии».
- Ли Цяо, аспирант кафедры рисунка ХГФ ИИИ МПГУ. Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор Барциц Р. Ч. Тема доклада: «Обучение основам искусства гравюры как метода развития творческих способностей учащихся средних школ Китая».
- Се Цзиньдо, аспирант кафедры рисунка ХГФ ИИИ МПГУ. Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор Барциц Р. Ч. Тема доклада: «Вопросы интеграции методов преподавания печатной графики в системе Российского и Китайского художественно-педагогического образования».
- Сметанин Павел Дмитриевич, студент 1 курса магистратуры ХГФ ИИИ МПГУ. Руководитель: Волкова Т.В., кандидат педагогических наук, доцент кафедры рисунка. Тема доклада: «Взаимосвязь выразительных и технологических особенностей литографии».
По итогам проведения научной сессии с целью популяризации научных достижений, привлечения внимания профессорско-преподавательского состава кафедры рисунка к научным знаниям, а также поддержки научного потенциала, развития инициативы и навыков публичного выступления исследователей, работа секции прошла на высоком организованном научно-практическом уровне. Состоялся конструктивный разговор об актуальности интеграции художественно-графических модулей, современное состояние изобразительной грамотности в программах дополнительного образования всех направленностей, не только в организациях дополнительного образования детей, но и в школах, о необходимости разработки на кафедре программ дополнительного образования. Все доклады сопровождались презентациями и завершались активным обсуждением актуальных вопросов научной сессии. В процессе обсуждения сохранялась доброжелательная атмосфера позитивного научного спора и взаимного уважения.