Научная сессия на кафедре психологии развития личности прошла в формате видео-конференции BigBlueButton 16 марта 2021 года. Основными идеями для организации содержания научной сессии МПГУ на кафедре психологии развития личности были: ознакомиться с современными исследованиями, проводимыми преподавателями кафедры в области психологии развития и психологии личности; обсудить и скорректировать научные искания сотрудников кафедры в процессе дискуссий и обсуждений на научной сессии для выведения их на новый содержательный уровень; ознакомиться со сферой научных интересов новых сотрудников, аспирантов и магистрантов кафедры.
В рамках проводимого в онлайн формате мероприятия было запланировано пять основных доклада: 1 – «Методологические основы развития внутренней позиции личности – важнейшее условие формирования личностных результатов образования» В.С. Басюка, члена-корреспондента РАО, д.психол.н., зав. кафедрой; 2 – «Креативность и самореализация личности в зрелом возрасте» Т.Н. Сахаровой, к.психол.н., доцента, профессора кафедры; 3 – «Психологическое благополучие в период зрелости» Е.Г. Уманской, к.психол.н., доцента кафедры; 4 – «Проблемы психологического сопровождения инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата в контексте укрепления внутренней позиции личности» С.В. Башаева, аспиранта кафедры; 5 – «Теоретическое обоснование методики диагностики гендерной идентичности личности в молодости» Е.Г. Амплеевой, магистранта кафедры.
В докладе «Методологические основы развития внутренней позиции личности – важнейшее условие формирования личностных результатов образования» В.С. Басюка рассматривались механизмы формирования внутренней позиции через достижение личностных результатов образования в период школьного обучения. Был представлен исторический ретроспективный анализ методологических оснований и ценностно-смысловых установок в научных подходах к личностному развитию ребенка в период его обучения и воспитания. Начиная с обзора взглядов ведущих ученых в исторической ретроспективе, указывая в современных условиях на роль научной школы В.С. Мухиной, докладчик развивал идеи формирования личности, представляя задачу развития личности как значимую для системы образования, показывая роль оценивания для решения задачи формирования и развития личности, ее внутренней позиции, ценностного отношения к себе, окружающим людям и миру. Обосновывался вывод о возможности слияния психологических и педагогических целей образования. Особое внимание уделено посреднической функции педагога в личностном развитии ребенка в период школьного обучения. Профессиональный посредник обеспечивает готовность ребенка к осознанному отношению исторически сложившихся ожиданий от каждого человека нового времени, к формированию внутренней позиции личности в отношении к другому, к миру людей в целом, к самому себе.
В докладе «Креативность и самореализация личности в зрелом возрасте» Т.Н. Сахарова говорила о том, что зрелость – это наиболее продолжительным и значимым периодом в жизни человека. Тенденция развития личности в зрелости – это достижение наивысшего уровня духовных, интеллектуальных и физических способностей. Значимыми особенностями в этот период для личности является креативность и самореализация. Креативность является общей особенностью личности и влияет на творческую продуктивность независимо от сферы проявления личностной активности. В то время как самореализация осуществляется через отношение человека к самому себе как активному, неповторимому и уникальному лицу. Проведя исследование по изучению взаимосвязи данных феноменов в период зрелости, был сделан вывод о том, что различные компоненты креативности имеют положительную корреляцию с показателями самореализации, что подтверждает гипотезу о том, что креативность и самореализация в зрелом возрасте взаимосвязаны. Чем сильнее проявлена креативность, тем выше уровень самореализации у личности.
В докладе «Психологическое благополучие в период зрелости» Е.Г. Уманской подчеркивалось, что психологическое благополучие в период зрелости имеет свои тенденции и доминанты. Упор на профессиональное развитие и самореализацию выступает главной чертой этого периода и непосредственно оказывает влияние на степень удовлетворенности жизнью. Человек, придерживающийся оптимистичного настроя в жизни, как правило, гораздо легче справляется неудачами, обладает верой в позитивные ожидания от тех или иных событий, поступков людей, что говорит о важной роли оптимизма на изучаемый нами феномен. Также существенную роль играет развитый социальный и эмоциональный интеллект, который способствует построению наиболее успешной коммуникации в социальной среде, глубокому пониманию и верному распознанию чувству и эмоций окружающих. На этапе зрелости личность уже приходит к осознанию и рационализации тех ценностей, которые для неё являются наиболее значимыми. Обретение смысла жизни и понимания свой роли, предназначения формирует цельный и устойчивый взгляд на мир, а также снижает уровень тревоги и переживаний, что, в свою очередь, становится базой для обретения психологического, эмоционального благополучия.
В докладе «Проблемы психологического сопровождения инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата в контексте укрепления внутренней позиции личности» С.В. Башаев говорил о том, что несмотря на развитие программы «Доступная среда» для инвалидов в нашей стране, психологической помощи для данной категории граждан все еще не уделяется достаточно внимания. После получения необратимых нарушений опорно-двигательного аппарата человек проходит через кризисы от одной стадии психосоциального развития личности к другой: 1 – шок; отчуждение от всех окружающих, сосредоточение на своем стрессе; 2 – начинает контактировать с другими инвалидами, чувствовать свою принадлежность к их группе, что может стать базисом для дальнейшего укрепления внутренней позиции личности и гражданской идентичности через включение в гражданскую активность и взаимодействие со всеми гражданами страны с разными типами инвалидности и без. В связи с необходимостью перестройки системы социально защиты, которая должна удовлетворить потребности человека с инвалидностью, необходимо разработать и внедрить методические рекомендации для реабилитационных мероприятий, учитывая ослабление внутренней позиции личности и те условия, в которых живет инвалид.
В докладе «Теоретическое обоснование методики диагностики гендерной идентичности личности в молодости» Е.Г. Амплеевой подчеркивалось, что на сегодняшний день, в обществе наблюдается явное превосходство вариативных гендерных представлений, которые отходят от классического понимания гендерной идентичности личности. Данные изменения наиболее ярко отражаются в молодости, поскольку в данный период в самосознании личности укрепляются ценностные ориентации, мировоззрение, появляется потребность в рефлексии на свои личностные особенности, на возрастные достижения. Данный возрастной период является наиболее чувствительным к гендерным трансформациям и экспериментированием в пространстве гендерных отношений. Ввиду неэффективности имеющихся психодиагностических инструментов по проблеме гендерной идентичности личности, начата разработка опросника на основе концепции «Феноменология развития и бытия личности», предложенной В.С. Мухиной, предлагающая целостный концептуальный подход ля осмысления особенностей гендерной идентичности с позиции психологии личности.
Далее тезисно была обсуждена научная работа преподавателей кафедры по следующим темам:
- «Психическая энергия в контексте рефлексий пассионариев философии и наук» В.С. Мухиной, академика РАО, д.психол.н., профессора, научного руководителя кафедры;
- «Актуальные проблемы сопровождения личности в зрелом возрасте в контексте концепции “Феноменология развития личности”» Т.Ц. Дугаровой, д.психол.н., доцента, профессора кафедры;
- «Анализ традиционных и современных антропопрактик сквозь призму музыкально-психологической антропологии» А.В. Тороповой, д.психол.н., д.пед.н., профессора, профессора кафедры;
- «Психологические типы лиц, склонных к эскапизму» Е.В. Беловол, к.психол.н., доцента, профессора кафедры;
- «Психологическое время личности подростка с аддиктивным поведением» В.В. Ананиковой, к.психол.н., доцента кафедры;
- «Использование модели адаптивной переработки информации в терапии депрессии» И.А. Лопатиной, к.психол.н., доцента кафедры;
- «Особенности профессиональной идентичности взрослых, получающих дополнительное профессиональное образование» Е.Ю. Макаровой, к.психол.н., доцента кафедры;
- «Гражданская идентичность в структуре самосознания личности» С.В. Мелкова, к.психол.н., доцента кафедры;
- «Особенности способов совладания с супружескими конфликтами в многодетных семьях» Н.А. Цветковой, к.психол.н., доцента, доцента кафедры;
- «Нарративный подход в изучении рефлексивного самосознания личности в контексте научной школы “Феноменологии развития и бытия личности”» Е.Е. Чуриловой, к.психол.н., доцента кафедры;
- «Идеи научной школы “Феноменология развития и бытия личности” как концептуальная основа реализации адаптационного курса для студентов первокурсников» М.Д. Батаевой, ст. преподавателя кафедры;
- «Особенности притязаний на признание ребенка дошкольного возраста» И.А. Журавлевой, ст. преподавателя кафедры;
- «Факторы развития личности делинквентных подростков» Ф.Р. Устюжанина, ассистента кафедры;
- «Особенности самосознания личности юношеского возраста с разным типом семейных взаимоотношений» А.А. Николаева, магистранта кафедры.
Онлайн конференция завершилась оживленной и продуктивной дискуссией. В итоге научной сессии были намечены дальнейшие направления исследований кафедры психологии развития личности в рамках научных проблем направления «Развитие личности: возрастной и социокультурный аспекты».