Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ОДИН ДЕНЬ В УНИВЕРСИТЕТЕ

Научная сессия на кафедре психологической антропологии

Наука

 

11 марта на кафедре психологической антропологии прошло заседание Научной сессии, на котором сотрудники представили результаты научно-исследовательской работы за последний год. Вел заседание зав. кафедрой психологической антропологии, профессор, к.пс.н. А.С. Обухов. Секретарь секции – к.пс.н., доцент А.М. Федосеева.

Программа научной сессии была выстроена из нескольких смысловых частей: Часть 1. Психология образования как антропопрактика: образование себя и другого, куда вошли подразделы – 1.1. Подготовка педагогов: поиск новизны в вечных вопросах, 1.2. Дошкольное образование: смысловые ориентиры и практика реализации; Часть 2. Культура как ресурс становления человеческого в человеке: 2.1. Мастер-класс по элементарному музицированию, 2.2. Педагогическое мышление в сценических практиках; Часть 3. Психологическая антропология: вопросы психологии человека.

В рамках первой части «Психология образования как антропопрактика: образование себя и другого» выступили с развернутыми докладами А.С. Обухов, А.М. Федосеева, Л.А. Парамонова, Н.Е. Васюкова.

Открыл сессию проф. Обухов Алексей Сергеевич с докладом на тему «Совместность как ключевая проблема развития студентов педагогического образования». Докладчик раскрыл сущность принципа «со-действия», противопоставленного принципу «воздействия», характерного для современного образования. В докладе рассматривались типы взаимодействия в образовании и событийные общности в образовательных учреждениях, в том числе в контексте полисубъетных и полипозиционных отношений. А.С. Обухов в качестве примера совместности обратился к опыту лицея № 1553 им. В.И. Вернадского. Обучение и различные формы взаимодействия позволяют совместно учиться и работать детям разных возрастов, поэтому здесь нет межгрупповой конкуренции, конфликты легче разрешаются, поскольку ученики имеют возможность переключиться на более широкий круг общения (а не «варятся» в рамках только лишь своего класса).

Также был поднят вопрос о принципе организации пространства: каким образом организовано оно при разном типе отношений? По наблюдениям докладчика, этот фактор является одной из ключевых характеристик системы отношений учителей и их подопечных. В докладе также приводился опыт зарубежных систем обучения. В образовательных учреждениях Европы (Германии, Чехии, Великобритании) практика со- и взаимодействия формируется с 4 лет. Начиная с дошкольного возраста детей учат слушать другого, создавать замысел совместного действия. А.С. Обухов предложил основания для классификации выбора действия в педагогическом процессе: активность – пассивность, совместность – отдельность, одновозрастность – разновозрастность. Доклад содержал описание факторов, определяющих трудности в современной отечественной системе образования: фактор традиции (строгое деление пространства класса на ряды пар), фактор числа (группа больше 25 человек распадается на подгруппы); фактор средств, поддерживающих совместность или раздельность и пр. Докладчиком была анонсирована статья «Кот Матроскин как социальный психолог», в рамках которой предлагается раскрыть тезис «Совместный труд, на мою пользу – он объединяет»: предлагается ситуация, где у каждого свои цели, но у ведущего – одна, объединяющая группу в цикле деятельности, в результате чего и руководитель, и исполнитель получают значимые для каждого лично результаты, а сама совместность становится общей ценностью. Актуальность разработки обосновывается опытом наблюдений за групповой деятельностью студентов и их навыками совместности: они не могут придумать игру с правилами совместного действия, не могут организовать такую работу, а это означает, что есть проблема в умении слушать и слышать другого, и именно она требует усиленной корректировки.

В докладе доц. Федосеевой Анны Михайловны «Обучение в зоне ближайшего развития как проблема высшего педагогического образования» была поднята проблема развивающего обучения в вузе. Ранее ею была поставлена задача: провести анализ практики реализации психолого-педагогического модуля в Институте детства в рамках эксперимента. Докладчик выделил основные теоретические положения, раскрывающие суть понятия «зона ближайшего развития» Л.С. Выготского, и сформулировал вопросы, на которые необходимо ответить. Прежде всего речь шла о том, насколько идеи культурно-деятельностного подхода реализованы в обучении студентов в дисциплинах модуля, реализуемого кафедрой психологической антропологии Института детства. В ходе доклада были выделены те психические функции, на развитие которых направлено обучение студентов: профессиональное мышление и субъектность. Докладчик выделил несколько ключевых показателей того, что обучение проходит в зоне ближайшего развития студента: инициатива самого ученика; неспособность самостоятельного решения задачи; внутренняя мотивация при сохранении высокого уровня трудности (в совместном со взрослым действии); эмоциональная вовлеченность участников в процесс обучения; овладение действием при постепенном сокращении доли участия (помощи) взрослого.

Далее обсуждался вопрос: насколько тот уровень трудности учебной задачи, который предлагается студентам, соответствует их зоне ближайшего развития? Показателем чего является отказ студентов от самостоятельного решения учебных задач (списывание, получение нулевых показателей рейтинга в конце семестра) – низкого уровня субъектности (выученная беспомощность) или позиции избегания неудач, или слишком высокой трудности заданий? Докладчик представил перечень основных ошибок и тех представлений и умений, которые явно развиты недостаточно. В заключении были раскрыты сущность совместного действия в процессе обучения и обсуждены особенности и трудности организации события действия (профессионального педагогического) в ходе вузовского образования.

Проф. Парамонова Лариса Алексеевна выступила с докладом «О  роли дошкольного образования в становлении личности взрослого человека – А.В. Запорожец». Важная задача дошкольного образования – развитие личности. Какие личностные качества формируются, и что составляет «золотой фонд» зрелой личности? Докладчик сделала небольшой экскурс в развитие идей дошкольного образования, осветив работы А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, Н.Н. Поддъякова. Также была раскрыта теория амплификации. Особая роль в организации дошкольного образования должна уделяться специфически детским видам деятельности. Подчеркивалась важность комплексности: не нужно формировать отдельные процессы, нужно включать ребенка в деятельность, в которой они развиваются. Все познавательные процессы проявляются в деятельности. Личностный статус ребенка необходимо поддерживать, но это требует тонкой педагогической работы. Подчеркивалась важность поддержки эмоциональных состояний ребенка – его «умных эмоций». Далее докладчик раскрыл содержание разных подходов к организации видов деятельности детей.

Доклад на тему «Реализация принципа интеграции в образовательной работе с дошкольниками» сделала доц. Васюкова Наталья Евгеньевна. Интегративный подход составляют несколько тенденций: разный уровень глубины методик по отдельным видам деятельности детей; возможность широкой вариативности программ в ДОУ; появление и бурное развитие ступени предшкольного образования. Докладчиком были предложены некоторые теоретические и методические ходы такого интегративного подхода. Внутри каждого вида детской деятельности есть специфические (технические, операциональные) задачи и общие – метапредметные задачи развития. Механизм реализации задач – комплексно-тематическое планирование. Педагоги испытывают трудности в самостоятельном планировании. В традиционном планировании цель – реализовать программу, при инновационном целью становится решение задачи развития. Преимущество комплексного подхода: работа в смысловой системе – большая свобода в предугадывании детских интересов.

 

В рамках второй части «Культура как ресурс становления человеческого в человеке» выступили Т.Э. Тютюнникова, К.А. Федосова, А.Е. Ростовская. Формы выступлений: мастер-класс и проблемные сообщения.

Доклад «”Шульверк” К. Орфа как идея раскрытия творческого потенциала человека» доц. Тютюнниковой Татьяны Эдуардовы был посвящен анализу феномена, которым является “Шульверк” К. Орфа на культурологической и педагогической арене. В докладе анализируется практическая полифункциональность шульверка, которая выкристаллизовалась в процессе его использования в мировой и отечественной практике. Шульверк раскрывался как: культурологическое открытие К. Орфом идеи воспитания и взращивания целостного и творческого человека средствами элементарного музицирования; инструмент целостного развития человека через единство и интеграцию музыки, речи и движения; чудесный и безотказный механизм внутреннего развития, действующий в человеке как Таинство природы; идея творческого обучения музыке по моделям устной культуры и введение в творческие формы музицирования; мировая музыкальная педагогика, имеющая свой бренд Orff-Schulwerk, подразумевающий особое качество и свою систему координат. Представляемая технология реализует идею совместного досуга ребенка и взрослого, которая еще только набирает свою силу. Для реализации данной технологии студентов знакомят с антологией элементарной музыки как частью музыкальной истории и учебником ранней гармонии; собранием образцов и примеров для организации музицирования с детьми.

Доклад «Освоение компетенции непосредственного взаимодействия студентами курса “Педагогическое мышление в сценической постановке” (на материале рефлексивных отчетов студентов)» был сделан доц. Федосова Ксения Александровна. Способность к взаимодействию является требованием ФГОС нового поколения. Докладчик раскрыл интерпретации компетентности ФГОС в сознании педагогов как совершенно неадекватные ее сути. Акцент в дисциплине, реализуемой Лабораторией сценических практик, стоит на компетенции непосредственного взаимодействия. Часто взаимодействие не происходит, поскольку выстраивается коммуникативный и позиционный барьер, поэтому крайне важна организация осознания своего собственного схематизма будущим педагогом.

Докладчик представил анализ рефлексивные отчетов студентов, изучающих дисциплины Лаборатории. Вопрос, на который отвечали студенты: чему мы научились в ходе курса сценических практик. Основной акцент, который делают студенты – понятность: чтобы аудитория усвоила содержание, чтобы люди поняли правильно, уметь выражать свои мысли. Далее К.А. Федосова сообщила об основных установках, которые формируются у студентов в ходе обучения сценическим практикам: непосредственное взаимодействие происходит не только за счет вербальных средств; важность восприятия обратной связи. В докладе раскрыты такие аспекты невербального взаимодействия как: ресурсы непосредственного взаимодействия: телесная включенность, восприятие ритмовой структуры ситуации, мизансценический рисунок ситуации. Студенты пробуют описывать свой опыт непосредственного взаимодействия с аудиторией. Телесная включенность или владение телом: контролировать жесты и мимику, навыки управления голосом и телом, уметь владеть телом.

Докладчиком были выделены барьеры представлений о своем теле, которые мешают студентам. Тело выключено из взаимодействия: телесность как тебе не принадлежащая; метафоры присвоения – то чем нужно овладеть, управлять, контролировать. «Мы то об открытости. Поза Наполеона для родительского собрания – это не про то». Открытость для взаимодействия. Если поза закрытая – взаимодействия не получится – ошибочна стратегия мышления студентов. В завершении доклада была сформулирована основная трудность восприятия взаимодействия студентов: быть понятными (преобладающая вербальность), неизведанная собственная телесность.

Продолжила тему телесности ст. преподаватель Ростовская Антонина Евгеньевна с докладом «Освоение телесности как ресурса само- и со-организации через практику органичного действия в педагогическом образовании». Ее доклад был посвящен раскрытию следующих позиций: телесность как оформление или восприятие импульса, снятие истории взаимодействия, осознание телесности как фактор присутствия в ситуации «здесь-и-сейчас». Телесность как критерий органичности. Докладчик раскрыл содержание целей курса «Педагогическое мышление в сценической постановке»: формирование педагогической позиции, освоение телесности тела и голоса как ресурса действия, получение опыта создания События.

 

В рамках третьей части «Психологическая антропология: вопросы психологии человека» выступили О.Я. Гаврилова, Г.П. Пирлик и другие преподаватели кафедры психологической антропологии.

Доклад на тему «Проблема мотивации учебной деятельности в современной психологической науке» сделала ст. препод. Гаврилова Ольга Яковлевна. Докладчик раскрыл основные идеи теории Б. Вайнера, согласно которой выраженность негативной реакции зависит от того, контролируема ли была причина неудачи или нет. Негативность реакции зависит от степени контролируемости ситуации (причины события). Автор теории разделяет локус причины и степень контролируемости причины. Докладчик поставила вопрос о том статусе, который приобретает учитель в школьном классе (учитель оказывается в роли судьи).

Доклад на тему «Феноменология субъектности в отношениях с Другим» сделала доц. Пирлик Галина Петровна. Докладчик привел разные определения понятия «субъектность» в философских и психологических исследованиях; выделил виды деятельности в которых можно рассматривать проявления субъектности. Внутренняя деятельность рассматривалась в докладе как диалог: внутренняя деятельность переживания – сфера проявленности субъектности. Автором изложены результаты исследования субъектности в отношениях с Другим в жизненном мире женщины. В докладе был раскрыт более подробно один из выделенных в исследовании критериев проявления субъектности: принятие себя. При рассмотрении феноменологии принятия себя были выделены четыре типологических характеристики проявления субъектности в рамках этого критерия: высокомерие, отчуждение, жертвенная позиция, принятие себя. В результате исследования феноменологии проявления субъектности в отношениях с Другим выделены несколько мифов отношений: недифференцированные, «власть – подчинение», функциональные отношения, отношения с неравной ответственностью, диалогические отношения.

Остальные сообщения были раскрыты в ходе дискуссий.

Доклад на тему «Художественное моделирование как технология исследования» представила проф. Лопаткова Ирина Викторовна. Основой мышления является внутренний диалог. Художественное событие, как совместное интеллектуально-чувственное проживание во времени и в пространстве, предусматривающее художественно-творческую активность субъектов разворачивает диалог не в привычном для обычного контакта направлении от понятия к отношению, а наоборот – от отношения (эмоций, основанных на притяжении-отталкивании, на эффекте узнавания необходимого, на открытии) к пониманию, которое возникает не столько из логики познания, сколько из сильного переживания. Формой мышления в художественном событии становится художественный образ, приемом – художественно-творческая активность, основанная на сопереживании.

Художественное моделирование – одна из форм интеллектуально-чувственного визуального преображения авторской информации об объекте познания с целью создания ситуации интеграции эмоций, отношений, знаний, предположений, предчувствий автора относительно объекта исследования. Процесс художественного моделирования затрагивает три художественных (духовно-эмоциональных, интеллектуально-чувственных) мира, отношения которых разворачиваются в художественном событии: субъект-автор, субъект-зритель (его можно рассматривать как соавтора), объект познания (преобразования), воплощаемый в художественном образе, который становится такой же интеллектуально-чувственной реальностью, так как способен преобразовывать отношения субъектов и объекта познания. Процесс художественного моделирования достаточно сложно обозначить в очередности этапов, так как он содержит интуитивный, интеллектуальный и чувственный поиск. Художественное моделирование, как и в целом художественный способ познания, позволяет осуществлять процесс взаимодействия с объектом познания в достаточно свободном и открытом гипотетическом пространстве, в котором художественная модель объекта становится авторским произведением, воплощением его знаний, отношений, чувств, предположений.

Технологии художественного моделирования, применяемые в психолого-педагогическом образовании студентов художественно-графического факультета МПГУ: Веер. Импровизация. Скульптурное моделирование. Музыкальное моделирование. Мозаика. Художественный образ. Важно для художественного моделирования: открытость, проблемная ориентация, которая инициирует эмоциональность, стремление; синестезичность стимульных материалов и их неоднозначность; отсутствие понятия правильности, авторская позиция.

 

В формате кратких отчетных сообщений были представлены ряд других исследований, которые ведут преподаватели кафедры психологической антропологии:

Проф. Богоявленская Диана Борисовнав в докладе «Возможно ли тестирование как метод выявления одаренности?» дала исторический анализ подходов к диагностике одаренности. Тестирование одаренности представляет особую проблему для психодиагностики. Тесты, разработанные в психометрической парадигме, оказываются не валидными для выявления одаренности. Тесты интеллекта (например «Прогрессивные матрицы» Равена, тест Векслера) заменяют феномен одаренности как неизменяемого целого одним, но измеряемым компонентом – уровнем развития интеллектуальных способностей. Разработчики тестов креативности попытались выявить специфический для творчества фактор, но диагностические методики, разработанные в ассоциативной парадигме бихевиоризма, оказались не шагом вперед, а двумя шагами назад.
Выявление одаренности возможно лишь в рамках культурно-исторической и деятельностной парадигмы. В рамках данной парадигмы выполняется требование – рассматривать одаренность как способность к творчеству и выделена единица анализа творчества. Такой подход позволяет разработать метод выявления и исследования одаренности.

Проф. Вачков Игорь Викторович в своём докладе «Некоторые особенности современного образования в России и за рубежом: проблемы и полезный опыт» поделился первичными результатами анализа масштабного исследования, проведённого им и его коллегами в более чем 70 образовательных организациях Российской Федерации и десятках средних учебных заведений и детских садов в таких странах как Великобритания, Германия, Сингапур, США, Финляндия, Эстония. Было показано, что существуют общие тенденции в развитии образования России и других стран, среди которых, например, активное использование информационно-коммуникационных сред, интерактивных методов обучения, формирующее оценивание, технологии «перевёрнутого класса». Есть сходство и в проблемах: например, интеллектуальные перегрузки обучающихся в сочетании с недостаточным вниманием к эмоционально-личностному развитию.

С сообщением выступила доц. Адамян Луиза Игоревна на тему «Особенности взаимодействия ребёнка и взрослого (на материалах зарубежных поездок со студентами в образовательные организации)». Докладчик сообщил о результатах анализа способов взаимодействия учителя и ученика (ребенка и взрослого) в образовательных системах Чехии, Германии, Великобритании и Ирана. Л.И. Адамян выделила основные параметры: пространственное измерение, ценностное отношение к ребенку и его активности, возрасто-сообразность образовательных технологий, отражение продуктивности взаимодействия в материальном пространстве учреждения (выставки детских работ, доски почета, графики решения учебной задачи).

В докладе на тему «Представление об оптимизме и объяснительный стиль (возрастной аспект)» проф. Фоминова Алла Николаевна обратила внимание на психодиагностические вопросы исследования представлений об оптимизме, а также исследования атрибутивного стиля. Стиль объяснения собственных успехов и неудач у людей разного возраста (молодость, зрелость, старость) изучался с помощью взаимодополняющих методов: проективных методик, опросников и бесед. Представлены результаты исследования с точки зрения постоянства и универсальности данных объяснений в различных жизненных ситуациях. Автором отмечается специфика атрибутивного стиля у людей, относящихся к разным поколениям.

Доц. Ковалева Наталья Борисовна в своем докладе «Актуальный  образовательный прототип и проектирование технологий нового типа» раскрыла основные характеристики современного образовательного прототипа в соотнесении с  образом образованного человека и стандартами  нового поколения, поставив проблему инновационного проектирования гуманитарных технологий нового типа. На основе анализа научно-практических результатов построения, трансляции и освоения рефлексивно-позиционных технологий (медиагерменевтика, СДИ) в образовательных средах были сформулированы и проиллюстрированы  принципы инновационного проектирования развивающей среды, такие как диалогичность, позиционная коммуникация, творческая рефлексия, художественность, гипертекстовость.

Суть доклада «Детская игра в образовании: форма и деятельность» доц. Трифоновой Екатерины Вячеславовны состоял в следующем. Требование современного федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования о «реализации Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательно-исследовательской деятельности и творческой активности» определяет необходимость уточнения отдельных положений при реализации данного требования Стандарта. Признание игры ведущим типом деятельности дошкольного периода детства сочетается с тенденцией активного использования ее как образовательной формы, что на практике ведет к парадоксальной ситуации депривации игры как ведущей деятельности на фоне ее тотальной эксплуатации. Исследование предполагает определение оптимальных условий, позволяющих развиваться игре как специфически детской деятельности, обеспечивающей становление возрастных новообразований. Исследование включает исторический анализ проблемы использования игры как образовательной формы и поддержки ее как специфически детской деятельности в дореволюционном Российском, советском и современном образовании детей дошкольного возраста.

Доц. Арнаутова Елена Павловна в своем докладе «Технологии психолого-педагогической поддержки родителей дошкольников» представила результаты исследований по изучению родительства и его трансформаций в современных социокультурных условиях. В докладе был сделан акцент на разработке и экспериментальной апробации эффективных технологий поддержки осознанного родительства и целостности родительского поведения на основе глубокого понимания ценности природных основ детско-родительских взаимосвязей. Речь шла о важности общения с родителями дошкольников в режиме исследования своей родительской роли и создания для этого проблемных ситуаций, игровых по стилю и учебных по смыслу. Также автор познакомил со структурой и алгоритмом применения журналов взаимодействия с родителями детей раннего, младшего и старшего дошкольного возраста как помощников педагогов и психологов в адресном сопровождении компетентного родительства.

Доклад на тему «Познавательные стратегии детей дошкольного возраста в ситуации риска выбора между известным и неизвестным в условиях неопределенности» доц. Комаровой Натальи Михайловны раскрывает специфику познавательных стратегий дошкольников в ситуации риска выбора между известным и неизвестным. Докладчиком рассматривались основные познавательные стратегии личности, особенности их применения ребенком. Также обсуждались стратегии поведения личности в условиях неопределенности, которая стимулирует исследовательское поведение и оказывает значительное влияние на успешность в жизни.

Доклад «Развивающие речевые игры как метод формирования элементарного осознания языковой действительности» доц. Рычаговой ЕленыСергеевны был посвящен ориентировочно-исследовательской деятельности в сфере языка, которая осуществляется дошкольниками как лингво-креативная деятельность, экспериментирование со словом, его звуковой материей и смысловой стороной в формо- и словообразовании, в играх со звуками, словами, рифмами, смыслами, в словотворчестве. Экспериментирование в речевой деятельности охватывает также и текстовую активность, в процессе которой дети осваивают структуру связного повествования: описания, повествования, рассуждения. Лингво-креативную деятельность дошкольников рассматривают в двух планах, выделенных Н.Н. Поддьяковым: как активность, стимулированную взрослым через создание культурно-образовательной предметно-развивающей, речевой среды; как спонтанную поисковую активность в играх и свободном диалогическом общении детей.

Новизна данного направления в его комплексном подходе к лингво-креативной активности как единому целому. До сих пор анализу подвергались отдельные стороны металингвистической способности ребенка в контексте освоения разных сторон языка (фонетики, лексики, грамматики) и разных типов связного высказывания на специальных речевых занятиях. Поисковая ориентировочно-исследовательская деятельность ребенка в сфере языка и речи в контексте общего речевого развития в разнообразных видах общения и практической деятельности вне занятий не была предметом исследования. Вместе с тем, все больше фактов указывают на то, что в речевом воспитании чрезвычайно важна самостоятельная деятельность ребенка вне занятий. Это самодеятельные спонтанные игры, изобразительная, музыкальная, театрализованная деятельность, экспериментирование, художественный труд и др. Исследование посвящено анализу спонтанной самодеятельной активности детей и ее вклада в речевое развитие во взаимосвязи с непосредственно образовательной деятельностью под руководством взрослого.

Осуществляется поиск пути индивидуализации образования детей, обеспечения дошкольнику позиции субъекта деятельности, самостоятельно выбирающего вид занятия, партнеров по деятельности, материалы, игрушки и др. Это те задачи, которые выдвинуты ФГОС ДО как центральные для всех образовательных областей программы ДОО.

Доц. Родина Наталья Михайловна в своем докладе «Формирование двуязычия у детей дошкольного возраста» представила результаты исследования, проводившего в 2015-2016 гг. в рамках совместного проекта Хельсинского университета и общества «Suomi-Venaja», который направлен на сохранение языков финно-угорских народов, проживающих на территории Российской Федерации. В докладе были проанализированы различные коммуникативные стратегии педагогов, ведущих обучение дошкольников второму языку в ситуации двуязычия, описаны наиболее эффективные из них с точки зрения успешности овладения детьми двумя языками в условиях дошкольной образовательной организации. С точки зрения автора, позиция педагога является одним из основных факторов, влияющих на процесс формирование двуязычия у детей дошкольного возраста.

Доц. Качанова Ирина Александровнав в своем выступлении «Развитие познавательной мотивации у детей дошкольного возраста средствами традиционной культуры» раскрыла роль и значение традиционных игр для современных дошкольников.  Проведенное исследование показало, что традиционные игры можно рассматривать как обширное  информационное  пространство. При этом особое внимание следует уделять подготовке педагогов и организации содержательной работой по приобщению детей к традиционной культуре. Знакомство детей с наиболее яркими и доступными ребенку знаками, символами, элементами традиционной культуры (блюда национальной кухни, одежда, предметы быта, музыкальные инструменты, игрушки)  позволяет познакомить их  с культурными традициями народов России и мира, вызвав интерес и стремление к дальнейшему познанию.

Доклад на тему «Элементы  двигательной активности  как структурный компонент образовательной деятельности» представила доц.  Кондратьева Нина Леонидовна. ФГОС ДО выдвигает взаимосвязанные задачи разностороннего развития дошкольников, которые могут быть реализованы только в новых формах организации образовательного процесса, и, прежде всего, через новые взаимодействия всех участников. Сейчас стремительно развиваются информационные технологии, создающие специфическую коммуникативную среду, современный ребенок испытывает экранную и компьютерную зависимость, что ведет к   психоэмоциональному дискомфорту, ухудшает его здоровье. Дети недополучают необходимый объем двигательный активности в связи нарушением основных режимных моментов, а также с увеличением количества занятий с преобладанием статических поз. Автор утверждает, что построение НОД в ДОО, а также уроков в начальной школе с органичным включением элементов двигательной активности в процессе всего времени проведения занятия с детьми позволит реализовать основные принципы педагогики здоровья, будет способствовать решению задачи охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

Доклад на тему «Формирование “чувственного Я” в контексте развития эмпатии как фактора межкультурной компетенции в поликультурной образовательной среде» был подготовлен доц. Ткаченко Натальей Владимировной. В рамках разработки модели психологического сопровождения поликультурного образования была предложена пилотажная модель формирования “культурного Я” поликультурной личности. Согласно идее докладчика, “культурное Я” включает в себя “когнитивное Я” (осведомленность о своей культуре (в том числе культурный бэкграунд: живопись, литература, театр и т.д.) и культурную самоидентификацию); “поведенческое Я” (межличностное и межгрупповое взаимодействие в культурных контекстах (универсальное и специфическое в моделях поведения)) и “аффективное Я” (чувственное Я (осязание, обоняние, зрение, слух, вкус) и “эмоциональное Я” (радость, удивление, печаль, гнев, отвращение, презрение, страх)). Н.В. Ткаченко опирается на подход К. Роджерса, в котором он описывает человека, интерпретирующего реальность в соответствии со своим субъективным восприятием действительности. Следуя этой логике, мы можем представить себе такого человека, формирование которого было бы возможным с помощью развития чувственного и эмоционального Я. При этом как реальность происходящих изменений с этим Я, так и способ, с помощью которого эти изменения запускаются, описывались бы феноменологическим подходом, и осуществлялись бы с помощью специально организованных бесед.

Доклад «Музейная педагогика и психология: перспективы развития», подготовленный доц. Аметовой Лидией Анатольевной, раскрыл содержание целей и направлений данного раздела науки и практики. Музейная педагогика интегрированно решает задачи эстетического, нравственного, духовного, патриотического воспитания. Формы и методы ее работы способствуют развитию и совершенствованию коммуникативно-речевых, познавательных, творческих компетенций ребенка-дошкольника и младшего школьника, его успешной социализации в детском, далее, человеческом обществе. Она реализует актуальнейшую на сегодняшний день задачу современного образования – научить ребенка учиться и познавать.

В экспериментальном режиме музейный практикум в период 2014-2016 гг. ведется в нескольких группах факультета начального образования. В течение двух лет работы музейного практикума студентами посещено более 50 музеев Москвы и Подмосковья. Выполнено более полутора тысяч (1500) самостоятельных творческих заданий. В этом году запланирована Летняя художественно-психологическая школа в Санкт-Петербурге, с обязательным посещением Эрмитажа и Государственного Русского музея. Приглашаются, в первую очередь, студенты, которые творчески изучают музейную педагогику и имеют свои научно-практические разработки, а также студенты, успешно занимающиеся по всем предметам и, особенно, по музейной педагогике.

Для реализации поставленных задач планируется организация Лаборатории музейной педагогики. В которую, собственно помимо музейного практикума и музейной педагогики, органичной частью войдут курсы по выбору для 1 и 2 курсов всех факультетов Института детства, а именно «Я поведу тебя в музей» и «Творческая лаборатория театра-студии «12». В концепции Лаборатории музейной педагогики заложена интеграция музейной и театральной педагогики.

Доц. Кузьмина Елен Рафаэлевна представила доклад на тему «О чем рассказывают “Веселые картинки”: социально-демографические характеристики персонажей иллюстраций массового журнала для детей». Докладчик представил результаты контент-анализа изображений в детском методическом журнале от 1928 до 1938 года. Были представлены данные по частоте картин с изображением ситуаций из детской жизни, профессий взрослых, виды деятельности детей и взрослых, наличие сказочных персонажей. Докладчик провел интересные параллели с происходившими историческими процессами в России того периода.

Ст. препод. Казенная Елена Викторовнав своем докладе «Смысловая сфера личности сотрудников служб экстренного реагирования» представила результаты исследования особенностей личностный смыслов спасателей и пожарных, а также уделила внимание специфике смысловой регуляции личности специалистов экстренного реагирования на примере спасателей и пожарных. В докладе была обоснована необходимость изучать описательные характеристики смысловой сферы сотрудников служб экстренного реагирования для решения ряд серьезных назревших проблем в рамках построения психологического сопровождения специалистов экстремальных профессий.

Доц. Конрад Инна Сергеевна в своем докладе «Психологические и педагогические аспекты фольклорной практики студентов» представила результаты исследования влияния собирательской работы на выявление и оценку студентами своих коммуникативных проблем и интуитивного поиска их причин и способов решения. Также в докладе были подняты вопросы изменения представлений студентов о характере современного фольклора, его присутствия в жизни общества и своей роли и роли семьи в процессах трансмиссии.

Ст. препод. Никитина Лиля Анатольевна в докладе «Организация работы в малых группах в процессе элементарного музицирования» представила анализ практики реализации курса «Элементарное музицирование» в формате групповой работы, направленной на формирования ряда значимых для педагога социально-психологических компетенций.

 

14 / 03 / 2016

Показать обсуждение