20 декабря 2018 года в ОЧУ «Газпром школа» в рамках деятельности инновационной научно-образовательной площадки «Технология индивидуального стиля учебно-познавательной деятельности (ИСУД) как дидактический и управленческий ресурс качества школьного образования» состоялся практический семинар «Дидактический потенциал учебных заданий на уроках в начальной школе».
В семинаре участвовали педагоги начальной школы.
В первой части семинара завуч начальной школы Елена Анатольевна Юлкина познакомила всех с программой работы, представила тьюторов – учителей, которые выступили в качестве консультантов при выполнении участниками практических заданий. Руководитель научно-образовательной площадки профессор Наталья Львовна Галеева кратко напомнила об условиях реализации метапредметного подхода в начальном образовании, о необходимости для учителя уметь определять и проектировать задания с заданным дидактическим потенциалом, обеспечивающим развитие необходимых универсальных учебных действий (УУД).
Каждый учитель на этапе подготовки к семинару выбрал 2 задания из МЭШ, которые он чаще всего использует на своих уроках, и охарактеризовал эти задания по их дидактическому потенциалу, определяя, какие УУД требует (а, значит, и развивает) данное задание. Учителя использовали для этого матрицу ИСУД, полноценно отражающую требования ФГОС к метапредметным результатам. На семинаре каждый учитель рассказал о выбранных заданиях, сделал вывод об их дидактическом потенциале.
Выводом из данного этапа семинара стала констатация факта недостаточного использования заданий на развитие регулятивных УУД.
Затем участники семинара по подготовленным тьюторами характеристикам конкретных учеников начальной школы заполнили матрицу внутренних ресурсов учебного успеха каждого ученика. Сопоставляя матрицу дидактического потенциала заданий с матрицей внутренних ресурсов учеников, учителя делали выводы:
– насколько успешным будет конкретный ученик при выполнении данного задания,
– за счет недостаточной сформированности каких УУД могут возникать ошибки в выполнении этого задания у данного ученика,
– какие изменения в задании необходимо сделать, для того, чтобы оно максимально реализовало развивающий дидактический потенциал для данного ученика,
– на каком этапе обучения использование данного задания будет наиболее эффективным для этого ученика.
В заключение семинара участники оценили свое участие в работе, сформулировали свои профессиональные потребности в области проектирования индивидуальных программ развития учеников средствами учебного предмета.
Участники поддержали идею о создании внутришкольной базы заданий для начальной школы на основе матрицы ИСУД, высказали желание участвовать в создании и пополнении такой базы данных.