14 июня 2018 года состоялся IV Фестиваль образовательных технологий «Сценарный подход в организации воспитательных и образовательных антропопрактик».
Фестиваль подготовлен доцентом кафедры психологической антропологии Института детства МПГУ, руководителем научно-исследовательской площадки МПГУ и Ассоциации ООДИ «Мастерская психолого-педагогического сценирования» Ковалевой Натальей Борисовной.
Одна из важнейших задач фестиваля – поделиться инновационным опытом с коллегами и студентами, и по-новому осмыслить его в культурном контексте.
На открытии пленарного заседания начальник отдела организационно-методического обеспечения социально-образовательных проектов Управления профессиональной ориентации и содействия трудоустройству МПГУ Вера Николаевна Чечелева рассказала об успехах и новшествах научных площадок МПГУ. Продолжая тему, в соответствии с программой с пленарным докладом выступила Н.Б.Ковалева, изложив возможности развития рефлексивно-позиционного подхода на базе научно-исследовательской площадки.
Основной формат фестиваля традиционно предполагал мастер-классы и интерактивные выступления педагогов–новаторов.
Многим участникам запомнились предложенные Н.Б.Ковалевой проблемы парадокса понимания и цены открытия, изящно заданные киноматериалом Дени Вильнёва «Next Floor» и «Прибытие» (отрывки). Уже здесь был поставлен центральный вопрос фестиваля: «Что позволяет человеку сохранять достоинство в самых сложных обстоятельствах и выходя в зону невозможного, совершать открытия, создавать новое?»
Жанна Ивановна Хворова, воспитатель ГБОУ школа №1528 поделилась опытом успешного применения совместного песенного творчества детском саду в качестве регулятора группы. Детское творчество погружало участников в атмосферу радости и надежды.
В выступлениях других опытных преподавателей, членов актива Ассоциации ООДИ «Мастерская психолого-педагогического сценирования» (Жанны Викторовны Красавиной, Ларисы Евгеньевны Купцовой, Натальи Владимировны Сапфировой, Натальи Владимировны Давыдовой) в качестве материала для сценарных разработок использовался музыкальный видеоклип из фильма «Белый плен». Презентация замыслов и сценарных разработок занятий по различным дисциплинам с использованием медиагерменевтических, рефлексивно-позиционных технологий, показала важность развития педагогических технологий возможности для передачи метапредметных знаний и умений. Возникающие междисциплинарные дискуссии при обсуждении поставленных по видеоматериалам вопросов (о понятии человечности, о рисках очеловечивания инстинктивного поведения, о взаимопомощи как факторе эволюции и других), находили отклик у многих участников, подчеркивая важность коммуникации и командной работы. Для студентов такая палитра стилей и приемов работы имела особенное значение.
Вот некоторые из отзывов участников:
К.У., учитель музыки: «Разрешите поблагодарить Вас за приглашение на фестиваль! Вы умело подобрали выступающих (совершенно разных по типу, темпераменту и предметам). Все преподаватели поделились своими идеями, мастерством и наработками, которые, несомненно, вызовут мотивацию школьников, их стремление к самостоятельному открытию, благодаря правильно подобранным вопросам учителя. Уроки, выстроенные по подобным принципам, создают ситуацию успеха для каждого ученика. При этом повышается самооценка ребёнка и уверенность в своих возможностях, умение анализировать. Несомненно, что за построением столь эффективных уроков стоит большой труд, творческий процесс создания ситуаций, логическая цепочка вопросов».
Ч.С. «Вчера я посетила фестиваль, который был посвящен психолого-педагогическому сценированию антропопопрактик, организованный Натальей Борисовной Ковалевой, В начале фестиваля нам представилась возможность посмотреть познавательную презентацию об истории МПГУ. Я узнала много новых интересных фактов об университете. Затем мы просмотрели короткометражку в жанре артхаус, демонстрирующую пороки общества потребления. Сопротивляться правилам и законам системы очень трудно, система продавливает нас, и мы становимся безвольными винтиками. Однако выбраться из этой системы возможно, это выбор каждого из нас, необходимо сопротивляться навязываемым устоям общества потребления, именно в этом заключается секрет светлого будущего. Такую мораль я вынесла из просмотренной короткометражки. Также на фестивале мы посмотрели два отрывка из замечательного фильма “Прибытие”. Отрывки демонстрировали нам важность открытой коммуникации. Люди смогли выйти на контакт с пришельцами только когда сняли защитные скафандры, являющиеся символом враждебного настроя. Для успешной коммуникации необходима честность, искренность, отказ от масок, отказ от враждебности. Мне кажется, эти отрывки нужно показывать школьникам, чтобы обучить их успешному взаимодействию друг с другом на родном и иностранном языке. В рамках фестиваля мы также посмотрели трейлер трогательного и очень эмоционального фильма “Белый плен”. С преподавательницей русского языка и литературы мы обсудили, что такое человечность. Человечность – это способность сострадания и готовность прийти на помощь. Учительница подводит нас к этому выводу на основе прочитанного нами отрывка из текста. Тема сострадания также поднимается в “Белом плену”, однако в фильме демонстрируется сострадание не только людей, но и собак друг к другу (лайки заботились о раненном сородиче). ..Удалось нам и порассуждать над оригинальным названием фильма “Белый плен” (“Eight below”). Это может обозначать температуру, количество оставленных в Антарктике собак, а также eight созвучно английскому слову wait (ждать). Таким образом, дословно название можно перевести “ожидание внизу”. В заключение хочу выразить признательность всем организаторам и участникам фестиваля, который многому меня научил и побудил задать себе важные вопросы.
А.М.: «Я студентка факультета иностранных языков. Очевидно, что меня привлекают именно языки, методика их преподавания. Но в этом году мой “обычный” набор книг дополнился. Меня стала интересовать психология, а именно психология подростков, я стала интересоваться различными статьями на эту тему. Все глубже и глубже я погружалась в этот мир. На этот раз, Наталья Борисовна предложила нам поучаствовать в конференции и посмотреть выступления учителей с очень интересного ракурса. Мне, как будущему учителю, было более чем полезно посмотреть различные сценарии учителей с различными идеями разработки фильма «Белый плен». <….> Применив различные методики и приемы им удалось вызвать у нас отклик, привлечь внимание, даже создать дискуссию, дебаты. Каждый выступающий находил интересный подход для реализации развивающей цели урока, исходя из предмета. <…> Учитель биологии интересно подошла к использованию контента фильма: сфокусировав внимание на главных героях фильма, собаках, она показала, что за доблестными казалось бы поступками стоят инстинкты, повадки, подражательные формы поведения и организации, заложенные природой. Завораживающе ярким было выступление учителя обществознания сумевшего вызвать оживленную дискуссию об определяющие роли биологического и социального в поведении животных и людей. Трудные вопросы обществознания и идеи П. А. Кропоткина преподносились нам в весьма, нескучной форме, за что отдельное спасибо преподавателю. Несколько в другом жанре поделилась своим опытом музыкальная воспитательница детсадовской группы, которая на примере творческого видеозанятия с детьми продемонстрировала, насколько важен индивидуальный подход к каждому ребёнку с самого раннего воспитания. Конференция произвела на меня неизгладимое впечатление на меня, как и на моих однокашников, с которыми мы всю еще долго обсуждали выступления, и я была рада на ней присутствовать».
Г.А.: «На данном фестивале были затронуты несколько тем. Для меня наиболее значимыми оказались проблемы коммуникации между людьми при условии языкового барьера на примере фильма “Прибытие» тема подавляющего влияния общества на других людей и возможностей освобождения. Короткометражный фильм Вильнева «Next floor» показал нам, насколько сильно люди зажрались от роскошной жизни, что перестали ценить настоящее, а именно то, что окружает нас вне всех привилегий. Центральной темой, пожалуй, стала тема «человечности» в противопоставлении «человеческому», убедительно заданная в ярком сценарии учительницы русского языка Ж.В. Красавиной и продолженная другими выступления маститых педагогов»
К.О.: «Вначале мастер-классов, Н.Б. Ковалева проблематизировала нас, введя на основе короткометражки “Next floor тему, связанную с невозможностью человека противоречить законам общества, неспособностью выйти за рамки правил этого общества, сделать не так, как делают все остальные и не поддаться стадному инстинкту, если это противоречит твоим интересам и желаниям. В поисках ответа, разбирали фильм «Прибытие» Дени Вильнева. «Прибытие» — это картина о силе и воле человека, а возможности достойно жить и действовать в зоне неопределенности. Фильм, главная героиня которого смогла перешагнуть за грань своего страха, смогла снять «оковы» и показать неизвестным пришельцам, что она человек и ее сила в открытости, готовности к сотрудничеству. Фильм показал сложности взаимопонимания и беспредельные возможности языка, дарованному человечеству <…> «Прибытие» будто диктует мысль — что только смирившись со своей участью, ты, наконец, начнешь обращать внимание на самое важное в жизни – любовь, призвание, любимую профессию….. Тема человеческого и человечного в человеке была по новому раскрыта в интерактивных выступлениях и разработках педагогов, выполненных на основе фильма Френка Маршалла «Белый тлен». На примере стаи лаек, мы разбирали тему преданности, тему сострадания, помощи. Пытались разобраться, чем же отличается человек от животного, чем отличаются наши эмоции, чувства и можно ли приписывать человеческое животному. Чувствуют ли собаки что-то, переживают или для них человек просто является «вожаком» за которым они следуют и поэтому мы считаем их такими преданными нам? Для меня фестиваль оказался очень интересным и познавательным, я открыла для себя много нового и появились очень много для размышления. Мне кажется, что и для любого другого участника фестиваля что-то запомнилось и фестиваль помог разъяснить то, что раньше познать не получалось, может быть даже поменяло ход мыслей и теперь каждый из нас будет смотреть на мир немножко по-другому».
Е.М.: «Преподаватель русского языка и литературы показала, как этот трейлер можно использовать в практических целях – в написании сочинения 15.3 (ОГЭ по русскому языку) на тему «Что такое человечность». Мне понравилось, как педагог постепенно подводила нас к ответу на данный вопрос, она старалась не подсказывать нам, пытаясь тем самым вызвать мыслительную деятельность. <…> По моему мнению, такой подход имеет место быть в современной школе, так как одна из проблем нового поколения – неспособность письменно излагать свои мысли так, чтобы конечный продукт (сочинение/эссе и др.) выглядели логично и были читаемы». Презентация преподавателя биологии мне понравилась больше всего, так как она показала не только интересный сценарий своего урока, но и открыла для меня, студентки третьего курса, несколько новых фактов о животных. Оказывается, собаки обладают только элементарной мыслительной деятельностью, а значит, они не испытывают эмоций и всё время живут по законам стаи. Во мне этот факт вызвал бурю противоречий. <…> А теперь подумайте, если мне, взрослой девушке, студентке университета, было так интересно это слушать и осознавать, как интересно будет школьникам? Преподаватель русского и литературы, выступившая третьей, задала очень важный вопрос: «А какое название вы бы дали этому фильму?». Как оказалось «Белый плен» – это подзаголовок. Действительно, как?….Только на этом материале можно построить целый урок, на котором дети могли бы вступить в обсуждение этой гениальной киноленты. Преподаватель свободной педагогики на наглядном примере показала нам, как можно вызвать детей на дискуссию очень важной теме предмета «Обществознание» – отличие человека от животных. Педагог «спровоцировала» учителя биологии на «спор», отметив, что точно так же мы можем вызвать интерес детей к этому проблемному вопросу. Я очень рада, что посетила этот фестиваль. Было интересно слушать аргументированные мнения опытных педагогов по различным вопросам. Также было интересно слушать мнения учителей нескольких предметов по одному вопросу. Поскольку предмет «Иностранный язык» охватывает все сферы жизни общества и тесно связан с остальными дисциплинами, я считаю, что этот фестиваль был мне полезен. Мне даже кажется, что преподаватели иностранных языков должны посещать такого рода мероприятия, чтобы иметь представление о жизни в разных её проявлениях».
С.Ч.: «<…>Преподавательница биологии объяснила нам, что у животных нет эмоций, эмоции присущи только человеку. Однако почему тогда собаки в фильме радовались приезду людей, почему в реальной жизни собаки плачут? Что это, как не проявление чувств и эмоций? На мой взгляд, это очень спорный вопрос, есть ли у животных эмоции, и ученым-биологам предстоит исследовать эту тему более подробно. Лично меня фильм “Белый плен” научил любви, дружбе, человечности, состраданию, жертвенности и заботе о ближнем. <…> В заключение хочу выразить признательность всем организаторам и участникам фестиваля, который многому меня научил и побудил задать себе важные вопросы»
Д.З.: «В этот раз мне удалось посетить фестиваль, который носит название «Психолого-педагогическое сценирование образовательных антропопрактик». Как будущему учителю иностранного языка, это было крайне увлекательно. В начале фестиваля нам продемонстрировали презентацию о нашем университете, а именно о том, что МПГУ сотрудничает с десятками учреждениями. Это, безусловно, гордость за свой университет!
Далее нам был продемонстрирована короткометражка, которая сначала мне показалась немного странной. Но потом, во время просмотра, погружаешься в смысл, и данный ролик вовсе и не кажется странным, а наоборот, отражает всю суть. Данный ролик был о том, что сопротивляться правилам и законам системы очень трудно, система продавливает нас, и мы становимся безвольными «игрушками». Тем не менее, если захотеть чего-то по настоящему, то этого можно добиться.
Далее в рамках фестиваля нам был продемонстрирован трейлер к фильму «Белый плен». Ведущим педагогам – членам Ассоциация творческих психологов и педагогов «Мастерская педагогического сценирования» удалось продемонстрировать высокое качество возможностей инновационного сценирования занятий, построенных на материале данного трейлера. Первой выступала учительница русского языка и литературы, которая предложила сценарий занятий по русскому в 9 классе, а именно написание сочинения в формате ОГЭ. Мы обсудили, что такое человечность. Человечность – это способность сострадания и готовность прийти на помощь. Учительница подводит нас к этому выводу на основе прочитанного нами отрывка из текста. Таким образом, она применила не только видеоролик, но и текст. … Учительница биологии. Она предложила разобрать с детьми взаимоотношения животных, как внутривидовые (между собаками), так и межвидовые (между собаками и птицами, к примеру). Таким образом, разбор обычной темы по биологии можно сделать увлекательным для детей…Затем также выступала учительница русского языка и литературы. Она задавала достаточно интересные вопросы: ‘Почему именно этому посвящен фильм? Почему именно собаки, а не кто-либо другой? ’. Также она предложила подумать, в каких произведениях литературы или кинематографа была похожая ситуация, но только с людьми. Всем на ум пришло произведение Уильяма Голдинга «Повелитель мух». В качестве домашнего задания учительница предложила поразмышлять на тему «Чему мы могли бы поучиться у собак»…Итоговым выступлением было учительницы истории и обществознания. Она предложила использовать данный трейлер в качестве аргумента к такой часто поднимаемой теме в рамках обществознания, как отличие человека от животного. Также был затронут вопрос о названии фильма, который в оригинале звучит «Eight below». Были высказаны наиинтереснейшие предположения: кто-то предположил, что это из-за количества собак. Также было мнение, что английское слово «eight» созвучно слову «wait»(ждать). Таким образом, дословно название можно перевести “ожидание внизу.
Вообщем, мы получили бесценный опыт проектирования и сценирования уроков, позволяющих повысить мотивацию среди учащихся, и обеспечить развитие метапредметных способностей, медиакультурных компетенций, ценностно-смысловых представлений и эффективных знаний учащихся. В заключение хотелось бы также отметить, что помимо всего вышесказанного меня впечатлило то, что в любой момент обсуждение могло перейти в живую дискуссию, в которой каждый имел возможность высказать свое мнение».
А.Б.: «Выступления педагогов позволили мне более подробно разобраться в сценировании занятий и понять эту технологию с помощью наглядных и интересных примеров. Нам показали, как можно использовать совсем небольшой видео фрагмент/трейлер фильма для построения полноценного урока по разным предметам, включая русский язык, биологию, обществознание. Особенно мне понравилась легкая, творческая и доброжелательная атмосфера фестиваля, возможность непосредственного участия в развитии интересных смелых идей, возможность обмена опытом, участия в дискуссиях».
Фанасков Роман.