23 декабря 2020 г. в ходе научно-исследовательской практики магистрантов 2 года обучения кафедры олигофренопедагогики и специальной психологии дефектологического факультета Института детства состоялся научно-практический семинар «Поддержка лиц с ОВЗ в процессе дистанционной практической деятельности», который проводился совместно с Центром «Рафаил» — одной из основных баз практики.
Ключевой темой семинара стало обсуждение опыта, приобретённого в процессе дистанционной работы с лицами с ограниченными возможностями здоровья как специалистами Центра «Рафаил», так магистрами кафедры.
Во вступительном докладе директора центра В.Н. Загрядской было уделено внимание организационным аспектам по перестройке основной деятельности центра на формат онлайн-занятий с молодыми людьми с психофизическими нарушениями. Одной из положительных сторон такого формата работы, как отметила В.Н. Загрядская, стало привлечение к занятиям большего числа лиц с ограниченными возможностями здоровья, и не только тех, кто является постоянными работниками мастерских центра, но и молодых людей из других городов, и даже других стран.
Был представлен интересный анализ проведения онлайн-занятий специалистов Центра «Рафаил» А.С. Синдеевой, Т. Е. Ишниазовой, Л.Ю. Крячковой по ткачеству, кулинарии, художественной деятельности. Выступающие поделились методикой организации такой работы с молодыми людьми с психофизическими нарушениями, рассказали об особенностях их включения в процесс изготовления различных изделий. Все выступающие отметили, что наибольшие трудности возникают при общении с участниками с ограниченными возможностями здоровья в процессе онлайн-занятий.
В своих докладах И.В. Солоницина, М.В. Дозорцева остановились на рассмотрении онлайн-занятий по рисованию и танцевально-двигательной терапии с молодыми людьми. Обе докладчицы отметили, что наиболее удачной по содержанию деятельностью в формате онлайн для молодых людей с психофизическими нарушениями является художественная.
Поделилась своими наблюдениями за молодыми людьми с ограниченными возможностями здоровья во время проведения онлайн-занятий по сценическим практикам преподаватель кафедры психологической антропологии Института детства А.Е. Ростовская.
С докладом выступила магистрант И.В. Артюх. Она поделилась своими размышлениями о недостатках и удачных сторонах дистанционной работы с молодыми людьми с психофизическими нарушениями. В совместном докладе магистрантов М.И. Брызгуновой и С.В. Груцкой был представлен опыт организации онлайн мастер-классов с молодыми людьми и детьми из Центра содействия семейному воспитанию «Вера. Надежда. Любовь». Они поделились методикой разработки мастер-классов и их непосредственным проведением.
В заключении выступила мама взрослого человека с ограниченными возможностями здоровья С.В. Бейлезон. Она рассказала, с какими трудностями сталкиваются родители, когда их дети оказываются в условиях длительной изоляции, о перспективах дистанционного формата занятости лиц с ОВЗ.
При подведении итогов все участники семинара отметили важность такого обмена опытом.
Мы благодарим Центр «Рафаил» за сотрудничество.
Т. Н. Исаева,
к.п.н.,
доцент кафедры олигофренопедагогики и специальной психологии
дефектологического факультета Института детства
—