12 декабря 2024 года в Лицее МПГУ состоялся традиционный Х конкурс проектных и исследовательских работ «Научный дебют 2024-2025». 80 работ в 8 секциях представили ученики 9-10 классов на суд компетентного жюри, в состав которого вошли опытные преподаватели МПГУ.
Особенность конкурса-конференции, проводимого в Лицее МПГУ, – учёт уровня освоения проектной/исследовательской компетенции. Лучшая работа выбирается на основании соответствия чётко прописанным критериями, исключающими субъективное оценивание по общему впечатлению. Каждый член жюри оценивал работу по одному из критерию с учётом степени соответствия дексрипторам: содержание и разработанность темы; методология исследования/проектирования и ход работы; презентация работы и оформление работы.
На церемонии открытия конкурса зрителям предложили вспомнить его историю. Аплодисментами юные исследователи встречали фотографии победителей прошлых лет, надеясь попасть в их число в этом году. С приветственным словом к участникам обратился директор лицея Игорь Анатольевич Якимов, и лицеисты и члены жюри разошлись по секциям.
По-настоящему феерично прошла защита проектов в секции лингвистики под председательством Руденко Татьяны Ивановны – доцентА Кафедры контрастивной лингвистики Института иностранных языков, кандидата филологических наук. Оценивать работы ей помогали Десятская Светлана Вадимовна – доцент Кафедры грамматики английского языка им. М. Я. Блоха Института иностранных языков, кандидат филологических наук, Ефремова Екатерина Михайловна – доцент Кафедры фонетики и лексики английского языка им. В. Д. Акарина Института иностранных языков, кандидат филологических наук, Дашеева Вера Витальевна – доцент Кафедры восточных языков Института иностранных языков, кандидат филологических наук после дискуссии выбрали победителя – им стал ученик 9 класса Шерстобитов Илья с исследованием на тему «Сравнение фитопонимов в северных и южных регионах Франции» (научный руководитель – учитель французского языка Ольга Николаевна Волкова).
Нешуточные страсти кипели в соседней аудитории на секции филологии. Председатель жюри Каравашкина Марина Викторовна – заведующая Кафедрой начального филологического образования им. М. Р. Львова Института детства, доцент, кандидат филологических наук и её коллеги Василенко Анастасия Геннадьевна – заместитель заведующего Кафедрой русского языка Института филологии, доцент, кандидат филологических наук и Вартазарова Жаклин Артуровна – аспирант Кафедры русской классической литературы Института филологии среди представленных 13 работ отдали предпочтение Чурсину Роману, ученику 11 класса, подготовившего исследование на тему: «Анализ эпизодов с упоминанием театра, оперы или балеты из русской литературы XIX века» под руководством учителя литературы Анны Олеговны Солонович.
Как всегда увлекательно и ярко прошла защита на секции естественно-научных наук – одной из самых многочисленных, где на суд почтенного жюри под чутким руководством доктора химических наук, профессора кафедры общей химии Антона Валерьевича Лобанова, – было представлено 16 работ. Бахарева Славяна Ростиславовна – доцент Кафедры естественно-научного образования и коммуникативных технологий Института биологии и химии, кандидат педагогических наук, Мосалов Алексей Александрович – доцент Кафедры зоологии и экологии Института биологии и химии, профессор РАО, доктор химических наук, Литвиненко Владимир Викторович – старший преподаватель Кафедры экологии и природопользования Географического факультета, Банколе Анна Владимировна – эксперт, учитель биологии ГБОУ «Школа № 2087», Сивопляс Екатерина Александровна – старший преподаватель Кафедры биохимии, молекулярной биологии и генетики Института биологии и химии очень долго совещались и наконец вынесли свой вердикт: лучшими в этой секции были признаны сразу три ученицы 10 класса, что говорит о высоком уровне подготовки лицеистов на этом профиле: Екатерина Машовцева с работой на тему «Предпочтение лап у домашних кошек как признак функциональной ассиметрии полушарий головного мозга», выполненной под руководством учителя биологии Марии Михайловны Комоловой, Кузнецова Анна, изучившая индикаторные свойства природных объектов и их значение в кулинарии под руководством учителя химии Дарьи Сергеевны Сайфутдиновой и Шмелева Анастасия с исследованием действия криопротекторов на жизнеспособность растительных клеток вместе с учителем биологии Ириной Александровной Бобряшовой.
В художественной секции защита всегда проходит ярко. В начале работы секции жюри пожелало участникам раскрыть свой творческий потенциал. Возглавил комиссию кандидат педагогических наук, и.о. заведующего кафедрой живописи Константин Михайлович Зубрилин. Помощь в оценивании ему оказали: кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания изобразительного искусства, заместитель декана по воспитательной работе, кандидат педагогических наук Лидия Александровна Раздобарина, Чивирёва Наталья Александровна – ответственный за профориентацию Художественно-графического факультета Института изящных искусств, Николаева Юлия Алексеевна – заместитель декана по международной деятельности Художественно-графического факультета Института изящных искусств, Руднев Иван Юрьевич – заместитель декана по научной работе Художественно-графического факультета Института изящных искусств. В ходе жарких обсуждений был выбран победитель – ученица 9 класса Крючкова Олеся, которая создала интерактивную игру по славянской мифологии под руководством учителя ИЗО и МХК Арефьевой Анастасии Александровны.
На секции педагогики и психологии было представлено 9 работ, оценить которые предстояло доценту, доктору педагогических наук, профессору кафедры педагогики и психологии профессионального образования имени академика РАО В.А. Сластенина Михаилу Анатольевичу Гончарову, Гришаевой Юлии Михайловне – профессору Кафедры педагогики и психологии профессионального образования им. Академика РАО В. А. Сластенина Института педагогики и психологии, доктору педагогических наук, Зверевой Ольге Леонидовне – профессору Кафедры дошкольной педагогики Факультета дошкольной педагогики и психологии, кандидату педагогических наук, Корневой Елене Николаевне – старшему преподавателю Кафедры психологии образования Института педагогики и психологии, Зимнуховой Татьяне Юрьевне – заместителю директора ГБПОУ «Московский педагогический колледж», кандидату педагогических наук, почётному работнику сферы образования РФ.
Победу в этой секции разделили ученики 9 класса Майсарова Алина с работой на тему: «Арт-терапия как средство коррекции подростковой тревожности» (научный руководитель педагог-психолог Елена Юрьевна Ельчанинова) и Закурдаев Юрий с работой на тему: «Диагностические свойства минералов и их изучение со школьниками с использованием настольной игры» (научный руководитель – учитель географии Александр Игоревич Шкурин).
Защита на секции журналистики прошла блестяще. На суд строгого жюри в составе председателя, Зубаркиной Елены Станиславовны – и.о. заведующего Кафедрой журналистики, медиакоммуникаций и медиаобразования, главного редактора радио «Пульс», доцента, кандидата филологических наук, Мискевич Юлии Артуровны – редактора отдела оперативной информации Lenta.ru, Боброва Ильи Сергеевича – редактора в МИЦ «Известия», Перфиловой Юлии Васильевны – научного редактора Techinsider.ru было представлено шесть работ, но предпочтение отдали учащейся 10 класса Нике Фроленко, представившей работу на тему: «Специфика современной российской фотожурналистики»» (научный руководитель – учитель журналистики Елена Сергеевна Моисеева).
Секцию социально-экономических наук оценивали Болотова Елена Леонидовна – доцент, профессор Кафедры права Института социально-гуманитарного образования, доктор педагогических наук (председатель комиссии), Орлова Анна Владимировна – заместитель заведующего Кафедрой права по научной работе Института социально-гуманитарного образования, доцент, кандидат философских наук, Летягин Александр Анатольевич – доцент Кафедры методики преподавания географии Географического факультета, кандидат педагогических наук, Поликашина Ольга Владимировна – доцент Кафедры права, кандидат юридических наук, Брусиловская Сюзанна Владимировна – ассистент Кафедры экологии и природоведения Географического факультета
Команда жюри назвала победителем ученика 9 класса Софрикова Тимофея с исследованием «Особенности микрогосударств Европы как объектов туризма», разработка которого выполнялась под руководством учителя географии Александра Игоревича Шкурина
На технологической секции было выбрано два победителя: ученица 9 класса Толмачёва Дарья с работой «Исследование влияния мощности отопительной системы на стоимость обогрева помещения», проводившая исследование под руководством учителя физики Евгении Олеговны Котельниковой, ученик 9 класса Воловик Даниил с работой «Анализ влияния качества входных данных на точность работы нейросети» под руководством учителя математики Артёма Сергеевича Оголя.
Состав комиссии поражал своим профессионализмом: Царев Андрей Валерьевич – профессор, заместитель заведующего Кафедрой алгебры Института математики и информатики, доктор физико-математических наук (председатель комиссии), Трифонова Екатерина Вячеславовна – доцент Кафедры психологической антропологии Института детства, кандидат психологических наук, Шаронова Ольга Владимировна – доцент Кафедры теоретической информатики и дискретной математики Института математики и информатики, кандидат педагогических наук, Саид Мадлен Мохамедовна – заместитель директора Технопарка МПГУ, заместитель директора ИФТИС по дополнительному образованию
Конкурс «Научный дебют» – это праздник науки. Поздравляем учеников лицея с этим днём и желаем не стесняться представлять свои работы на внешних конкурсах и научных конференциях! Благодарим членов жюри за беспристрастное оценивание и рекомендации участникам по развитию работ. Руководителям желаем вдохновения для реализации новых идей в дальнейшем и успешного продвижения реализованных идей!
Благодарим руководство институтов и кафедр МПГУ за организацию участия преподавателей в работе жюри конкурса-конференции и приглашаем к участию в защите своих первых проектных /исследовательских работ самыми юными лицеистами, которая состоится 13 февраля (четверг) 2025 года в 10:00.